Тип урока: “Урок – открытие новых знаний”. На уроке изучается геометрический материал. Данный урок является первым уроком раздела “Угол”. Урок начинается с создания психологического комфорта: поднимаем настроение всем– всем! Далее ученики сталкиваются с проблемой “… что эта за фигура, похожая на ломаную из двух звеньев?..” и начинается исследование. На следующем этапе ребята не только открывают новую геометрическую фигуру, но и знакомятся еще одним чертежным инструментом – угольником. Так же на уроке ведется дифференцированная работа с детьми одаренными в технической сфере : под руководством учителя отправляют письмо по электронной почте. Воспитательной целью урока является работа над задачей “ Достичь цели оставаясь человеком!”: беседа о правилах поведения в коллективе.
План-конспект урока:
ТЕМА. УГОЛ.
ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием “угол”, с видами углов (острый, тупой, прямой угол), со способом сравнения углов, с угольником, показать общение по электронной почте; развитие внимания, логики; воспитание интереса к учебе, внимательного отношения к окружающим.
Оборудование. Карточка, угольник, листы бумаг, компьютер, экран, мультимедийный проектор, пленки, маркер, магнит, ватман с заданием, ТПО №1, “Толковый словарь русского языка” И.Е.Ожегов.
ХОД УРОКА
1. Создание психологического комфорта.
Игра на внимание “Нос, пол, потолок, ушки, макушки”.
– Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость– гость из интернета.
(На экране появляется фотография девочки) Слайд 1.
– Она почему-то грустная, как поднять ей настроение?
– (говорить ей приятные слова, делать комплименты)
– Говорите комплименты нашей гостье.
(На экране фото улыбающейся девочки) Слайд 2.
– А у вас настроение какого? (– Во!)
– Все такого мнения? (– Да!)
– Все без исключения? (– Да!)
– А девиз у нас какой?
– Все что нужно под рукой!
– Улыбнулись, сели.
2. Актуализация знаний
.а) – Чтобы узнать причину плохого настроения девочки, прочитаем ее письмо, посланное по электронной почте.
(На экране появляется письмо: “Здравствуйте, ребята! Не понимаю задание, помогите. Диана. 27.10.2009”) Слайд 3.
– Что означает 27.10.2009?
– Что вы можете сказать о числе 27?
– Пишу на доске 27 октября. Пишем в тетрадях число и цифру 27. Подчеркните у себя, какое число лучше всего получилось.
б) – Внимание на экран. Первое задание Дианы.
(На экране появляется рисунок из геометрических фигур) Слайд 4.
– Что вы можете сказать по этому рисунку?
(Рисунок из геометрических фигур, написан девиз урока, плывут открывать новые знания)
– Как вы понимаете девиз урока “ Достичь цели оставаясь человеком”?
(Работать на уроке активно, соблюдать правило поведения, уважать друг друга и учителя)
– Как вы думаете, какое задание приготовлено?
(Назвать геометрических фигур)
– Назовите какие геометрические фигуры нарисованы?
– В конце урока еще раз вернемся и проверим все ли фигуры вы назвали?
– Что вы можете сказать о луче?
3.Создание проблемной ситуации.
– Внимание на экран. Второе задание Дианы.
(На экране запись: “фигура, образованная двумя лучами, проведенными из одной точки” ) Слайд 5.
– Как вы думаете, какое задание приготовлено?
(Построить фигуру, узнать как называется фигура)
– Какая геометрическая фигура получится?
(Предположения детей)
4. Открытие нового знания.
А) – Попробуем начертить фигуру?
(1 ученик работает на доске, остальные в тетрадях)
– Поставьте в тетради точку, проведите из нее 2 луча.
– Что получилось?
(Предположения детей)
(Дети могут сказать, что это фигура – ломаная, состоящая из двух звеньев. Тогда вспоминаем, что звеньями в ломаной являются отрезки, а данная фигура образована двумя лучами)
– Открыли учебники с.56 и читаем текст задания 141. Как же называется эта фигура?
– Кто ответит: как называется новая фигура? Кто на экране покажет элементы угла: стороны, вершину. Слайд 6.
– Рассказывайте друг другу, что нового узнали.
(Работа в парах)
б) – Решили задание Дианы?
– Чтобы Диана не расстраивалась, напишите ей ответ и отправьте по электронной почте.
(1 ученик пишет на компьютере, остальные подсказывают, учитель помогает отправить письмо по электронной почте)
– В конце урока проверим почту, может получим от Дианы какое-нибудь сообщение.
5. Физминутка
Массаж лица, пальцев.
– На двери висит замок (пальцы рук переплетаются)
Кто его открыть бы смог? (локти расходятся в стороны)
Потянули,
Покрутили, (кисти рук крутятся)
Постучали (постукивают друг об друга ладони)
И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)
6. Работа по учебнику.
а) (детям раздаю по 2 листа разного размера)
– Как без помощи карандаша, линейки получить на листе линии? (складываем листы, проглаживаем рукой и разгибаем)
– А как получить угол?
(Предположения детей)
– В учебнике задание 142 показывает, как получить угол. Первый сгиб сделаем произвольно, второй же сгиб постарайтесь выполнить так, чтобы обе части линии первого сгиба совпадали. Получили углы? У вас получилось прямой угол. У кого–то больше, у кого –то меньше. Как сравнить?
(Надо наложить углы так, чтоб вершины и стороны углов совпали)
б) – №142. Читаем текст, отвечаем на вопрос.
(Читает 1 ученик)
– У вас лежат пленки, срисуйте синий угол, потом накладывайте на красный и сравнивайте, работаем парами. И что скажите?
– Углы называются равными, если при наложении их стороны совпадают.
– Докажите, что нарисованные на с.57 углы прямые и равные.
(Когда их наложили друг на друга, стороны совпали)
в) – Можно ли назвать прямыми углы, которые вы начертили в своих тетрадях в начале урока?
(Предположения детей)
– Наложите копию прямого угла на пленке на свой угол. Как же называются тогда ваши углы?
– Найдите ответ в № 143 с.57
(Самостоятельная работа учащихся)
– Какие бывают углы?
(Ответы детей)
– Встали, закрепляем. Покажите руками прямой угол. Строим острый угол, как показать тупой угол?
(На экране появляются углы) Слайд 7.
– Кто покажет прямой угол? Тупой? Острый? Почему он острый?
7. Применение новых знаний на практике.
а) – В математике для сравнения углов используют – угольник.
(Показ инструмента)
– Угольник – чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения линий (чтение по толковому словарю)
(Раздаю детям угольники)
– Рассмотрите свои угольники, найдите в них прямой угол. А остальные углы какие?
– Для чего нам нужен этот инструмент?
– Угольник позволяет нам построить острые и прямые углы. Ставлю точку, провожу по сторонам и угол готов. Начертите углы в тетрадях.
(Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь)
б) – При выполнении следующего задания вы будете использовать угольник как линейку для построения лучей, образующих углы. №111 по ТПО №1.
(1 ученик выполняет на доске. №111 приготовлен на ватмане и прикреплен на обратной стороне доски. Ученик чертит углы с помощью большого школьного угольника и маркера. Закончив, открывает доску и остальные проверяют).
в) – Какую новую фигуру мы теперь знаем?
– Как построить угол?
– Как узнать вид угла?
8. Обобщение.
а) (на экране появляется рисунок из геометрических фигур) Слайд 4.
– Рассказывайте, какое открытие вы сегодня делали на уроке.
(Один ученик выходит и рассказывает у экрана)
– Все согласны? Кто что может добавить?
б) – Как работали сегодня? Напишите в тетрадях, как оцениваете свою работу на уроке.
в) – Проверим электронную почту, есть сообщение от Дианы?
Ребята прочитайте, вот как оценивает вашу работу Диана.
(Слайд 8)
г) – Д/з №112 по ТПО №1. Урок окончен.