Урок математики с использованием ИКТ по теме "Угол"

Разделы: Начальная школа


Тип урока: “Урок – открытие новых знаний”. На уроке изучается геометрический материал. Данный урок является первым уроком раздела “Угол”. Урок начинается с создания психологического комфорта: поднимаем настроение всем– всем! Далее ученики сталкиваются с проблемой “… что эта за фигура, похожая на ломаную из двух звеньев?..” и начинается исследование. На следующем этапе ребята не только открывают новую геометрическую фигуру, но и знакомятся еще одним чертежным инструментом – угольником. Так же на уроке ведется дифференцированная работа с детьми одаренными в технической сфере : под руководством учителя отправляют письмо по электронной почте. Воспитательной целью урока является работа над задачей “ Достичь цели оставаясь человеком!”: беседа о правилах поведения в коллективе.

План-конспект урока:

ТЕМА. УГОЛ.

ЦЕЛЬ. Познакомить учащихся с понятием “угол”, с видами углов (острый, тупой, прямой угол), со способом сравнения углов, с угольником, показать общение по электронной почте; развитие внимания, логики; воспитание интереса к учебе, внимательного отношения к окружающим.

Оборудование. Карточка, угольник, листы бумаг, компьютер, экран, мультимедийный проектор, пленки, маркер, магнит, ватман с заданием, ТПО №1, “Толковый словарь русского языка” И.Е.Ожегов.

ХОД УРОКА

1. Создание психологического комфорта.

Игра на внимание “Нос, пол, потолок, ушки, макушки”.

– Ребята, сегодня у нас на уроке необычный гость– гость из интернета.

(На экране появляется фотография девочки) Слайд 1.

– Она почему-то грустная, как поднять ей настроение?

– (говорить ей приятные слова, делать комплименты)

– Говорите комплименты нашей гостье.

(На экране фото улыбающейся девочки) Слайд 2.

– А у вас настроение какого? (– Во!)

– Все такого мнения? (– Да!)

– Все без исключения? (– Да!)

– А девиз у нас какой?

– Все что нужно под рукой!

– Улыбнулись, сели.

2. Актуализация знаний.

а) – Чтобы узнать причину плохого настроения девочки, прочитаем ее письмо, посланное по электронной почте.

(На экране появляется письмо: “Здравствуйте, ребята! Не понимаю задание, помогите. Диана. 27.10.2009”) Слайд 3.

– Что означает 27.10.2009?

– Что вы можете сказать о числе 27?

– Пишу на доске 27 октября. Пишем в тетрадях число и цифру 27. Подчеркните у себя, какое число лучше всего получилось.

б) – Внимание на экран. Первое задание Дианы.

(На экране появляется рисунок из геометрических фигур) Слайд 4.

– Что вы можете сказать по этому рисунку?

(Рисунок из геометрических фигур, написан девиз урока, плывут открывать новые знания)

– Как вы понимаете девиз урока “ Достичь цели оставаясь человеком”?

(Работать на уроке активно, соблюдать правило поведения, уважать друг друга и учителя)

– Как вы думаете, какое задание приготовлено?

(Назвать геометрических фигур)

– Назовите какие геометрические фигуры нарисованы?

– В конце урока еще раз вернемся и проверим все ли фигуры вы назвали?

– Что вы можете сказать о луче?

3.Создание проблемной ситуации.

– Внимание на экран. Второе задание Дианы.

(На экране запись: “фигура, образованная двумя лучами, проведенными из одной точки” ) Слайд 5.

– Как вы думаете, какое задание приготовлено?

(Построить фигуру, узнать как называется фигура)

– Какая геометрическая фигура получится?

(Предположения детей)

4. Открытие нового знания.

А) – Попробуем начертить фигуру?

(1 ученик работает на доске, остальные в тетрадях)

– Поставьте в тетради точку, проведите из нее 2 луча.

– Что получилось?

(Предположения детей)

(Дети могут сказать, что это фигура – ломаная, состоящая из двух звеньев. Тогда вспоминаем, что звеньями в ломаной являются отрезки, а данная фигура образована двумя лучами)

– Открыли учебники с.56 и читаем текст задания 141. Как же называется эта фигура?

– Кто ответит: как называется новая фигура? Кто на экране покажет элементы угла: стороны, вершину. Слайд 6.

– Рассказывайте друг другу, что нового узнали.

(Работа в парах)

б) – Решили задание Дианы?

– Чтобы Диана не расстраивалась, напишите ей ответ и отправьте по электронной почте.

(1 ученик пишет на компьютере, остальные подсказывают, учитель помогает отправить письмо по электронной почте)

– В конце урока проверим почту, может получим от Дианы какое-нибудь сообщение.

5. Физминутка

Массаж лица, пальцев.

– На двери висит замок (пальцы рук переплетаются)

Кто его открыть бы смог? (локти расходятся в стороны)

Потянули,

Покрутили, (кисти рук крутятся)

Постучали (постукивают друг об друга ладони)

И открыли! (пальцы распрямляются, руки расходятся в разные стороны)

6. Работа по учебнику.

а) (детям раздаю по 2 листа разного размера)

– Как без помощи карандаша, линейки получить на листе линии? (складываем листы, проглаживаем рукой и разгибаем)

– А как получить угол?

(Предположения детей)

– В учебнике задание 142 показывает, как получить угол. Первый сгиб сделаем произвольно, второй же сгиб постарайтесь выполнить так, чтобы обе части линии первого сгиба совпадали. Получили углы? У вас получилось прямой угол. У кого–то больше, у кого –то меньше. Как сравнить?

(Надо наложить углы так, чтоб вершины и стороны углов совпали)

б) – №142. Читаем текст, отвечаем на вопрос.

(Читает 1 ученик)

– У вас лежат пленки, срисуйте синий угол, потом накладывайте на красный и сравнивайте, работаем парами. И что скажите?

– Углы называются равными, если при наложении их стороны совпадают.

– Докажите, что нарисованные на с.57 углы прямые и равные.

(Когда их наложили друг на друга, стороны совпали)

в) – Можно ли назвать прямыми углы, которые вы начертили в своих тетрадях в начале урока?

(Предположения детей)

– Наложите копию прямого угла на пленке на свой угол. Как же называются тогда ваши углы?

– Найдите ответ в № 143 с.57

(Самостоятельная работа учащихся)

– Какие бывают углы?

(Ответы детей)

– Встали, закрепляем. Покажите руками прямой угол. Строим острый угол, как показать тупой угол?

(На экране появляются углы) Слайд 7.

– Кто покажет прямой угол? Тупой? Острый? Почему он острый?

7. Применение новых знаний на практике.

а) – В математике для сравнения углов используют – угольник.

(Показ инструмента)

– Угольник – чертежный инструмент в форме треугольника для вычерчивания углов, проведения линий (чтение по толковому словарю)

(Раздаю детям угольники)

– Рассмотрите свои угольники, найдите в них прямой угол. А остальные углы какие?

– Для чего нам нужен этот инструмент?

– Угольник позволяет нам построить острые и прямые углы. Ставлю точку, провожу по сторонам и угол готов. Начертите углы в тетрадях.

(Самостоятельная работа учащихся, индивидуальная помощь)

б) – При выполнении следующего задания вы будете использовать угольник как линейку для построения лучей, образующих углы. №111 по ТПО №1.

(1 ученик выполняет на доске. №111 приготовлен на ватмане и прикреплен на обратной стороне доски. Ученик чертит углы с помощью большого школьного угольника и маркера. Закончив, открывает доску и остальные проверяют).

в) – Какую новую фигуру мы теперь знаем?

– Как построить угол?

– Как узнать вид угла?

8. Обобщение.

а) (на экране появляется рисунок из геометрических фигур) Слайд 4.

– Рассказывайте, какое открытие вы сегодня делали на уроке.

(Один ученик выходит и рассказывает у экрана)

– Все согласны? Кто что может добавить?

б) – Как работали сегодня? Напишите в тетрадях, как оцениваете свою работу на уроке.

в) – Проверим электронную почту, есть сообщение от Дианы?

Ребята прочитайте, вот как оценивает вашу работу Диана.

(Слайд 8)

г) – Д/з №112 по ТПО №1. Урок окончен.

Приложение

Презентация