Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся (методические рекомендации)

Разделы: Технология


Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручонки, которые питают
источник творческой мысли…
Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок”

В.А. Сухомлинский

С глубокой древности человек, изготовлял и изготовляет различные изделия, стремясь сделать их не только удобными для пользования, но и красивыми. Материалом для работ это то, что дарит земля, и что исходит от самой природы: камень, глина, солома, дерево. Используя дары природы, педагог создаёт условия для развития художественно-творческих способностей школьников посредством ремесла как широкий процесс формирования жизненных отношений, воспитывающих развитую творческую личность.

Знакомство с общими чертами народного искусства способствует решению труднейших задач, стоящих перед учителями – учить своих воспитанников видеть и понимать красоту в человеке, в жизни, в обществе, в природе; учить защищать эту красоту, которую относят к общечеловеческим ценностям и которая немыслима без трепетной и всеполагающей любви к Отчизне.

Актуальность.

В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.

Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности.

Целью исследования разработка и представление методических рекомендаций по использованию технологии резьбы по дереву, как средство развития творческих способностей обучающихся.

Задачи:

  • Формирование художественно-образного мышления как основы развития творческой личности.
  • Обучение основам резьбы по дереву, формирование практических навыков работы в различных видах художественной деятельности;
  • Систематическое развитие зрительного восприятия, композиционной культуры, пространственного мышления, умение выражать в художественных образах решение творческих задач, художественный и конструкционный замысел;
  • Воспитание активного эстетического отношения к действительности, к искусству, к явлениям художественной культуры, к народным художественным традициям.

Объект – декоративное прикладное творчество.

Предмет – технология резьбы по дереву.

Гипотеза исследования – резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся будет результативным если будут использованы:

  • Организационные формы обучения;
  • Способность, желание и интерес обучающихся.

Философское понимание творчества исходит из того, что творчество – это деятельность человека, преобразующая природный и социальный мир в соответствии с целями и потребностями человека и человечества на основе объективных законов действительности. Понятие “техническое творчество” является зависимым от понятия “творчество”, как вид от рода, и относительно самостоятельным в связи с существованием самостоятельного объекта, на который направлен данный вид деятельности. Этот объект определяется понятием “техническое решение”. Техническое решение – это практическое средство удовлетворения определенных потребностей

Формы организации занятий по технологии

Учебно-трудовая деятельность школьников при изучении технологии протекает в различных организационных формах. Организационные формы определяются целями и задачами обучения, количеством обучающихся, особенностями содержания конкретных разделов программ по технологии, материально-техническим обеспечением школьных мастерских. На уроках технологии используются три основные формы организации:

1. Учебно-трудовая деятельность учащихся;
2. Фронтальная, групповая;
3. Индивидуальная.

В процессе трудового обучения учащихся овладевают умениями и навыками, которые необходимы им для будущей трудовой деятельности, и как база для овладения новым материалом. В обучении применяются специальные дидактические средства, обеспечивающие реализацию принципа прочности. К ним относится закрепление изложенного на уроке материала. Проводится путём беседы с учащимися, организации упражнений, игр, выполнение тестов. Закрепление показательных приёмов работы осуществляется в ходе пробного выполнения их школьниками.

Резьба по дереву как средство развития творческих способностей обучающихся

Народные традиции в художественной обработке древесины

Потребность украшать предметы быта появилась у людей давно. Так сложилось, что Русь – страна лесов. И такой благодатный материал, как древесина, всегда был под рукой. Народные промыслы складывались веками, усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Искусство это необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, по индивидуальному видению и замыслу мастеров. Художественные изделия, выполненные народными мастерами, служат непременной частью повседневной жизни человека. Их продуманная форма и пропорции, рисунок орнамента и цвет самого материала характеризуют их художественное содержание, превращают обыкновенные вещи в произведения искусства. С древних времен мастера стремились найти определенный ритм и сочетание узоров, чтобы дерево ожило и излучало тепло. Мастера тонко чувствовали материал, и часто использовали такие изобразительные мотивы как – образ птицы или коня, что было связано с культом животных. На самых разных предметах народные умельцы использовали также изображения сказочных персонажей – львов, наяд, русалок, единорогов и других сказочных чудовищ, исполняя их в резьбе или росписи. Важным центром искусства художественной обработки древесины в Древней Руси были Киев и Великий Новгород. Новгородское искусство обработки дерева достигло своего расцвета в XII —XIV вв. В Новгороде использовали такие приемы решения орнамента как: прямоугольники, круги, завитки. Все созданное человеком из дерева всегда имело практическое назначение и вместе с тем выражало духовный смысл, так как самой характерной чертой прикладного искусства является то, что вещи, создаваемые для практического применения, становятся носителями настроения мастера, его чувств и мыслей. В крестьянском искусстве XVIII — XX вв. геометрическая резьба была не только красивым узором , в нём был заключен глубокий смысл.

Методические основы занятий резьбой по дереву

Цель занятий – способствовать формированию у учащихся художественной и технологической культуры как составной части материальной и духовной культуры, художественно – творческой активности, творческих способностей

Задачи:

  • воспитание уважения к народным традициям;
  • развитие индивидуальных и творческих способностей к профессиональному самоопределению;
  • воспитание патриотизма, трудолюбия, культуры поведения.

Организация занятий начинается с подготовки помещения, материалов и оборудования. Материальное оснащение постоянно должно быть в поле зрения учителя.

Занятия по резьбе проводятся в школьной мастерской, которая оборудована столярными верстаками и инструментами. Размещение оборудования соответствует требованиям и нормам санитарии и безопасности работы школьников.

Для занятий резьбой в мастерской:

  1. Справочно-информационная литература;
  2. Альбомы с рисунками для первых учебных работ;
  3. Укладки с наборами инструментов для художественной резьбы;
  4. Выставка работ учащихся прежних лет с указанием названий работ и фамилий авторов;
  5. Методические плакаты;
  6. Методические стенды с образцами материалов;
  7. Инструкции по технике безопасности.

Резьба по дереву начинается в 6-7-м классе, ребята осваивают понятие о видах резьбы, материалы, применяемые для резьбы, осваивают приемы работы с инструментами и приспособлениями. Выполняют простейшие орнаменты с элементами геометрической резьбы.

Школьникам 13-15 лет полезны занятия с чередованием видов деятельности, движений. Именно таковы занятия резьбой по дереву работа на станках сменяется работой ручными инструментами: строганием, выпиливанием, и т.д. меняются рабочие позы при пользовании резаками, стамесками.

Занятия декоративно-прикладным творчеством увлекательны. Это замедляет наступление утомления, обучающиеся нередко забывают, что нужно отдохнуть, но перерывы необходимы для повышения внимания. Правила техники безопасности сообщаются учащимися во время инструктажа с записью в журнал по охране труда. Случаются периоды, когда у учащихся наблюдается спад интереса к резьбе по дереву. Чтобы активизировать творческую деятельность детей, можно воспользоваться оправдавшим себя на практике методическим приемом – предложить учащимся другой вид деятельности, например работа на токарных станках.

Эффективность воспитательного воздействия на обучающихся средствами декоративно – прикладного творчества зависит от правильного планирования работы. Надо предусматривать все основные формы занятий– беседы с показами лучших образцов народного искусства, практические работы по составлению эскизов, подготовки и участие в выставке по декоративно-прикладному творчеству.

Учитель должен направлять процесс отбора возможных композиций, лучше, если дети будут видеть перед собой готовые работы других учащихся и выполненных профессионалами.

Задача учителя – ориентировать школьников на глубокое самостоятельное изучение образцов народного декоративного – прикладного искусства и создание на этой основе собственных изделий. Учебный процесс во многом зависит от первого задания, оно должно быть понятным, доступным. Желательно, чтобы первое задание было небольшим по объему.

Учебные занятия по резьбе начального периода лучше выполнять на кедре или осине. Нужно учитывать отличительные особенности индивидуально-творческой деятельности обучающихся.

Цель творческих работ – внимательное наблюдение за окружающим миром и преобразование в декоративные образы в соответствии с замыслом и выбранным материалом, развитие творческого наблюдения.

Занимаясь резьбой по дереву, обучающиеся должны решать:

  • Конструкторско-изобретательские задачи;
  • Уметь планировать свою работу;
  • Проводить самоконтроль выполняемой работы;

В процессе создания своих изделий школьники решают следующие проблемы:

  • Эскизная разработка изделия; подбор материала;
  • Столярная подготовка заготовки (пиление, строгание);
  • Разработка рисунка
  • Перенос рисунка;
  • Подготовка инструмента;
  • Выполнение резьбы;
  • Отделка изделия (опиливание, шлифование, лакирование, чеканка, морение)

Этапы решения проблемных ситуаций:

  • возникновение проблемной ситуации;
  • осознание сущности затруднения и постановка проблемы;
  • нахождение способа решения путем догадки или выдвижения предложений и обоснование гипотезы, доказательство гипотезы;
  • доказательство гипотезы;
  • проверка правильности решения гипотезы.

Общие функции проблемного обучения:

  • усвоение системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
  • развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей;
  • формирование диалектика – материалистического мышления;

Функции проблемного мышления:

  • воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение отдельных логических приемов и способов творческой деятельности);
  • формирование навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации);
  • формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем и художественного отображения действительности).

Типы проблемных ситуаций.

Первый тип: проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способы решения поставленной задачи, не могу ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

Второй тип: проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях.

Третий тип: проблемная ситуация возникает тогда. Когда имеются противоречия между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у обучающихся знаний для теоретического обоснования.

Теоретические основы проблемного обучения.

Первый способ – побуждение школьников к теоретическому объяснению явлений, фактов, внешнего несоответствия между ними. Это вызывает поисковую деятельность обучающихся и приводит к активному усвоению новых знаний.

Второй способ – использование учебных и жизненных ситуаций, возникающих при выполнении школьниками практических заданий в школе, дома или на производстве, в ходе наблюдения за природой и тому подобное. Проблемная ситуация возникает при попытке учащихся самостоятельно достигнуть поставленной перед ними практической цели.

Третий способ – расстановка учебных проблемных заданий на объяснение явлений или поиск путей практического решения. Примером может служить любая исследовательская работа обучающихся на учебно – опытном участке, в мастерской и так далее.

Четвертый способ – побуждения учащихся к анализу фактов и явлений действительности, поражающему противоречия между жизненными представлениями и научными об этих фактах.

Пятый способ – выдвижение предложения (гипотез) формулировка вывод и их опытная проверка.

Шестой способ – побуждение обучающихся к предварительному обобщению новых фактов, сравнить их с известными и сделать самостоятельное обобщение.

Седьмой способ – организация межпредметных связей.

Связь теории с практикой. Средством реализации этого принципа является соединение обучения с практической деятельностью и трудом школьников. Участие в труде побуждает у них потребность в знаниях, делает обучение более осмысленным. На практике они убеждаются в необходимости приобретения знаний как руководства к деятельности.. В свою очередь, труд обогащает жизненный опыт обучающихся.

Принцип научности требует, чтобы на уроках (к примеру технологии) использовались современное новейшее оборудование, рабочие инструменты и измерительная техника. В процессе выполнения работы необходимо пользоваться только научной терминологией, употреблять принятые в науке символические обозначения.

Систематичность и последовательность в трудовом обучении.

Данный принцип такой организации обучения, при котором материал усваивается в строгом логическом порядке, отвечающем логике науки. Только систематические знания будут усваиваться сознательно, и школьники смогут свободно использовать их в своей практической деятельности.

Этот принцип находит отражение в системе учебных программ и учебников (Приложение 1)

При реализации этого принципа необходимо учитывать уровни физических сил и познавательных возможностей обучающихся и способность развить их.

Систематизация знаний школьников достигается обобщающим повторением материала по каждой теме. Этому способствует также установление межпредметных связей и опора трудовых действий на теоретические знания. Систематизация трудовых умений и навыков обеспечивается усложнением выполняемых задач.

Принцип доступности требует, чтобы трудовые знания по содержанию, объему и методам выполнения соответствовали возрасту и уровню подготовки учащихся, их физическим силам и познавательным возможностям. Важным средством реализации принципа является дифференциация знаний: для слабых – более легкие задания, которые помогают им восполнять имеющие пробелы и подвести к выполнению особых работ; сильным даются задания повышенной трудности.

Методы формирования умений и навыков ручной обработки древесины на уроках технологии

В трудовом обучении все методы могут быть конкретизированы по трем группам – в соответствии со способом передачи и усвоения информации: словесные, наглядные и практические.

Дикция, темп и четкость речи очень важны для ее адекватного восприятия школьниками.

В практике учителя технологии одно из самых важных мест занимают демонстрационные (наглядные) методы обучения.

Демонстрация (показ) способна сформировать у учащихся точный и конкретный образец трудовых действий, которому они будут подражать, сверять с ним свои действия.

Эффективность демонстрации во многом зависит от правильной методики показа. Вот несколько правил, которыми следует руководствоваться:

  • Информировать школьников о том, что они будут наблюдать и с какой целью;
  • Организовать наблюдение так, чтобы все учащиеся хорошо видели демонстрируемый предмет;
  • Позволить учащимся по возможности воспринимать предмет разными органами чувств, а не только посредством зрения;
  • Стараться, чтобы важнейшие особенности предметов производили на учащихся наиболее сильное впечатление;
  • Позволить учащимся увидеть предметы и процессы в присущих им движениях и изменениях.

Что же касается демонстрации трудовых приемов, то здесь применяют следующую методику:

  • показ трудового процесса;
  • показ его в замедленном темпе;
  • показ в замедленном темпе с остановками после каждого приема, при необходимости изолированный показ отдельных сложных движений;
  • заключительный показ трудового процесса проводится в рабочем ритме;
  • проверка (пробное выполнение) уяснения учащимися показанного трудового процесса.

Практические методы должны варьироваться учителем в применении: в зависимости от периода обучения и, в значительной степени, от возраста обучающихся. В этих случаях помогают технологические карты (приложение 2) и творческие задания (приложение 3)

Каждый резчик, приступая к работе, должен усвоить и соблюдать основные правила резьбы, которые имеют решающее значение. Выполнение резьбы в любой технике обязательно начинают с того, что прочно закрепляют заготовку на верстаке державками или другими приспособлениями.

Безусловно, только практический опыт, приобретенный в процессе работы, подскажет наиболее правильный выбор технологии при изготовлении резных изделий

Прорезная резьба

Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. (приложение 4)

При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефом или геометрической резьбой это создает впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень просты, поэтому с древних пор она широко распространена в украшении деревянных домов. Более трудоемкой считается прорезная резьба в сочетании с геометрическими выемками и рельефными фонами. Такая резьба называется сквозной ажурной (приложение 5). Техника прорезной резьбы довольно проста. На размеченной и закрепленной заготовке высверливают отверстия для того, чтобы вставить полотно пилы, и по контору узора проводят опиловку.

Затем заготовку зачищают шкуркой или стамеской снимают фаски.

Опиловку некоторых видов контура орнаментов, подзоров и других украшений простой формы можно выполнять путем запиливания ножовкой и складывания прямыми и изогнутыми стамесками (приложение 6).

Основными инструментами и приспособленьями являются:

1.Ручной лобзик – очень простой по конструкции. Рама лобзика, имеющая форму буквы П, может быть как металлической, так и деревянной.
2.Пилки для выпиливания различаются по своей толщине и по величине зубчиков. Для начала   достаточно иметь два сорта пилок: с мелкими и более крупными зубчиками.
3. Шило – для протыкания отверстий в фанере.
4. Нож – для подгонки деталей изделий друг к другу перед сборкой, срезание лишних выступающих частей шипов и удаление излишков клея. Для этих же целей понадобятся надфели. (Приложение 7)

Кроме того, можно работать ограниченными наборами простых инструментов или приспособлениями на базе электромотора. Самым производительным инструментом, безусловно, является электролобзик. (приложение 8)

Геометрическая резьба – самый древний способ украшения изделий из древесины. Она выполняется в виде выемок: двух-, трех– и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины. Этот вид резной работы не требует сложных инструментов и редких материалов. Резную композицию практически можно выполнить одним косым ножом на любой из лиственных пород и на всех хвойных породах.

Как сделать нож-косяк

1.Возьмите тарную дощечку толщиной 10-12 мм из любой древесины, но без сучков.
2.Выпилите лобзиком две одинаковые заготовки длинной 130мм, шириной 32 мм (приложение 9, рис 1).
3.Наждачной бумагой (шкуркой), оберните вокруг небольшого деревянного брусочка, обработайте по одной широкой стороне каждой заготовки.
4.После этого на отшлифованной стороне одной заготовки разметьте паз (углубление) под клинок ножа (приложение 9, рис 2), а затем с помощью плоской стамески шириной 10мм прорежьте его.
5.Клинок (каковым будет служить старое или ломанное полотно от слесарной ножовки – (приложение 9, рис 3), длина должна составлять 65-70 мм, вставьте в паз, предварительно промазав клеем ПВА его и всю поверхность, на которой он разместился .
6.Клеем промажьте теперь шлифованную сторону второй заготовки и аккуратно соедините их (приложение 10), после чего поместите под груз или зажмите струбцинами
7.Когда клей просохнет, с помощью остро отточенного ножа обработайте рукоятку так, чтобы она удобно ложилась в руку. Форма ручки может быть любой После обработки ножом отшлифуйте ручку. (Приложение 11)

Заточка инструмента.

Нож должен быть всегда остро отточен. Поэтому заточке уделяйте особое внимание.

Сначала необходимо сточить угол клинка так, чтобы он составлял 60% по отношению к плоскости резания (приложение 12). Затем следует заточить режущую поверхность, которая должна быть шириной 2-3 мм. Заточка проводится с обеих сторон . Теперь на мелкозернистом бруске проведите шлифование. Брусок обязательно смочите водой. Шлифованию подвергается обе режущие поверхности клинка. Обратите ваше внимание на то, что нож при полировании (приложение 13) нужно держать не так, как при заточке. При нарушении правильного приема можно повредить круг и сломать нож. Через каждые 2-3 часа непрерывной работы полируйте режущие поверхности. Приемы выполнения геометрической резьбы подготовленную дощечку прочно закрепляют на поверхности верстака. Готовый рисунок переводят на доску через копировальную бумагу. Техника геометрической резьбы одинакова, поэтому достаточно ее рассмотреть на примере одного элемента, например треугольника (приложение 14).

В работе чередуются два этапа : накалывание и подрезка. На середину треугольника наносятся точки. Носик ножа ставится в эту точку, располагая рукоятку строго вертикально, пятка ножа должна быть направлена к одной из вершин треугольника. С усилием нажимается на рукоятку так, чтобы носик на 2-3 мм вошел в древесину, а пятка едва коснулась вершины треугольника. От средней точки делается накалывание к остальным двум вершинам, при этом поворачивается доска, а не нож. Если пальцы руки, в которой зажат нож, смотрят вниз, то этот способ называется “от себя”, а если пальцы смотрят вверх, то– “к себе” (приложение 14) После накалывания приступают к подрезке. В зависимости от глубины резьбы косяк держится под углом 45-30 градусов к поверхности доски. Поставить нож нужно в вершину треугольника и медленно вести острие вдоль стороны треугольника, постепенно углубляя носик к середине на 2-3 мм. От середины по мере приближения к другой вершине постепенно выводится носик на поверхность доски. При правильной подрезке от доски отделяется трехгранная пирамидка. Так выполняются все элементы геометрической резьбы.

Список литературы (приложение 15)

Приложения