Цели:
1) повторить нумерацию многозначных чисел,
алгоритм выполнения устных и письменных приемов
сложения и вычитания многозначных чисел; учить
выделять основные части задачи; находить целое
число по его части; обобщить полученные знания по
кубановедению;
2) развивать грамотную математическую речь,
логическое мышление и память;
3)воспитывать любовь к своей малой Родине;
чувство ответственности и желание оказать
помощь своему товарищу.
Оборудование: карта Краснодарского края, магнитофон, мультимедийный проектор, приложение
План урока
I.Оргмомент и сообщение цели урока. (1 мин.)
II. Устная работа. (3 мин.)
III. Письменная работа с многозначными числами. (14 мин.)
1.Запись чисел.
2.Сравнение чисел:
– самостоятельная работа
– взаимопроверка
3.Сложение и вычитание чисел.
– самостоятельная работа (двое у доски)
– проверка
IV. Физминутка. (1 мин.)
V. Решение задач. (10 мин.)
1. Работа над условием.
2. Работа со схемами.
3. Решение задачи разными способами.
VI.Самостоятельная работа в учебнике. (8 мин.)
VII.Итог урока. Выставление оценок. (3мин.)
1.Вывод по работе с многозначными числами.
2.Чтение стихотворения о любви к природе.
Ход урока
I.Оргмомент и сообщение цели урока.
Слайд №1.
– Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие по Краснодарскому краю. С собой в путешествие мы должны взять умения работать с многозначными числами, выполнять операции сложения и вычитания над многозначными числами, умения решать задачи и работать с величинами, а также должны взять знания, полученные на уроках кубановедения. Согласны вы отправиться в путешествие? (-Да!)
– Чтобы знания в пути не потерялись, мы их будем записывать. Для этого откройте тетради, запишите дату и слова “Классная работа”.
II.Устная работа.
– Отгадайте загадку.
Я и тучка и туман,
И река и океан.
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
– Что это? (Вода)
– Какую часть земной поверхности занимает водное пространство? (Мы изучали, что вода занимает 2\3 всей земной поверхности.)
– А какой бывает вода? (Вода бывает двух видов: пресная и соленая)
– В каких водоемах Краснодарского края встречается соленая вода? (Мы знаем, что в нашем крае соленая вода встречается в морях и лиманах.)
– А какие моря омывают наш Таманский полуостров? (Слайд №2) (Наш Таманский полуостров омывают два моря: Черное и Азовское. Я могу показать это на карте.) Один ученик идет к доске и показывает на карте два моря.
III. Письменная работа с многозначными числами.
– Площадь Черного моря составляет 413488км ?. Запишите эту величину себе в тетради.
– А площадь Азовского моря 3800км?. Запишите эту величину.
Проверьте, так у вас получилось?
Слайд №3
.– Площадь какого моря больше? (Площадь Черного моря больше площади Азовского моря)
– А как узнать, на сколько площадь Черного моря больше площади Азовского? (Чтобы узнать на сколько площадь Черного моря больше площади Азовского моря, надо из большей величины вычесть меньшую, т. е. надо из площади Черного моря вычесть площадь Азовского моря.)
– Выполните эти вычисления самостоятельно.
После вычислений учитель показывает результат на экране, а дети делают взаимопроверку. Слайд №3.
– Но Черное море не только больше, но и глубже. С помощью каких аппаратов ученые опускаются на глубины морей для их изучения? (С помощью батискафа)
– Давайте и мы опустимся на глубины Черного моря и посмотрим, какие обитатели нам встретятся на пути. Итак, представьте, что мы на берегу моря, вот наш батискаф и мы погружаемся в воду.
Говоря слова, учитель показывает на экране море и батискаф (Слайд №4). Звучит магнитофонная запись “Шум моря”.
– На глубине 5 метров мы встретили первых обитателей. Кто это?
На экране появляются медузы с числами 15642, 3527450, 5017 (Слайд №5).
– Прочитайте числа.
– Чем похожи?
– Какое из них самое маленькое? Самое большое?
Задание. С помощью арифметических действий сложения и вычитания составить все возможные выражения и вычислить их значения. 1-ый вариант составляет на сложение, 2-й на вычитание.
С каждого варианта по одному ученику идут к доске и выполняют это задание с обратной стороны доски. После этого – проверка.
IV. Физминутка.
V. Решение задач.
– Опускаемся на следующую глубину, и на пути нам встречается стая рыб.
Звучит запись “Шум моря” и на экране появляются изображения рыб (Слайд № 6)
– Какие два вида рыб водятся в Черном море? (Промысловые и непромысловые).
– Какие виды промысловых рыб вы знаете? (Мы знаем сельдь, хамса, скумбрия, кефаль и т.д.)
– И вот эти рыбки нам принесли задание.
На экране появляется следующий слайд №7 с текстами.
В Черном море водятся 40 видов промысловых рыб. Сколько видов непромысловых?
– Мы можем назвать это задачей? (Нет)
– Почему? (Неполное условие. Мы не знаем сколько всего.)
В Черном море водятся 40 видов промысловых рыб, это четвертая часть всех рыб.
– Это будет являться задачей? (Нет)
– Почему? (Потому что здесь есть условие, но нет вопроса)
Слайд №8.
3). В Черном море водятся 40 видов промысловых рыб, это четвертая часть всех рыб. Сколько видов непромысловых рыб водится в Черном море?
– Что вы скажете про этот текст? (Это задача, т.к. есть и условие, и вопрос.)
Чтобы опустится на следующую глубину, мы должны решить эту задачу.
– Посмотрите, вам предлагается несколько схем. Выберите правильную. Слайд №8.
Дети выбирают верную схему
(3) и объясняют свой выбор
– Кто сможет решить задачу?
Один ученик решает у доски, остальные в тетради.
- 40•4=160(в) – всего рыб.
- 160-40=120(в) – непромысловых рыб.
Ответ: 120 видов.
Ученик: А я могу решить другим способом.
40•3=120(в) – непромысловых рыб.
Ответ: 120 видов.
– А что можно узнать, выполнив следующие действия: (учитель показывает карточки)
120-40
120:40
– Опускаемся на глубину 200 метров. (Слайд №9) Но здесь мы не встретили никого из представителей животного мира. Кто знает почему? (Потому что ниже вода сильно насыщена сероводородом и жизнь там невозможна.
– Давайте посчитаем, сколько метров отравлено сероводородом. Как можно вычислить эту глубину? (Чтобы узнать, нам нужно из 2245 м вычесть 200 м, получиться 2045 м, или это
2 км 45 м.
VI. Самостоятельная работа по учебнику.
– Ну а сейчас настало время подниматься на сушу. Посмотрите, нас сопровождают морские коньки (Слайд №10). Но они не простые, а разных цветов – красный, желтый и белый. И у вас на столах у каждого лежат карточки одного цвета. У кого карточка красного цвета (дети-отличники), выполняет задание, которое принес красный конек, у кого карточка желтого (дети-хорошисты) – задания желтого конька,а у кого белого цвета (слабые дети) – задания белого конька. (Задания находятся в учебнике).
VII. Итог урока. Выставление оценок.
1. – Вот и закончилось наше путешествие. (Слайд № 11) Сегодня мы с вами еще раз закрепили действия с многозначными числами, повторили решение задач, поговорили о большом водоеме нашего края.
Оценки за урок.
– Так как же, ребята, надо относиться к природе? (Мы должны охранять и беречь ее)
(Слайд №12)
2.Ученик читает стихотворение.
Любите родную природу –
Озера, леса и моря!
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же люди все вместе
Мы к ней относится добрей!