Цели:
- В предметном содержании: создать ситуацию для воспроизведения величины на основе построения;
- В форме организации деятельности детей: умение распределить работу в паре;
- в развитии коммуникативных способностей: умение слушать, высказывать свои мысли и оценивать работу.
Ход урока
I этап: Актуализация знаний
Ситуация успеха (работа в парах по карточке).
1. Известны стороны прямоугольника 7 см. и 3 см.
Что можно найти?
2. Воспроизвести стороны прямоугольника и найти
площадь.
3. Построить прямоугольник со сторонами 5 / 7 и 3 / 4.
4. Воспроизвести стороны прямоугольника.
Результат работ оцениваем сразу:
Д.: Вычислить площадь прямоугольника, если стороны целые числа;
– Построили прямоугольник с дробными
сторонами;
– Нашли стороны прямоугольника.
У.: Вы нашли стороны прямоугольника, измерения которых – дробные числа;
– Теперь для этого прямоугольника еще что можно найти?
Д.: Площадь.
– Возникает учебная ситуация.
II этап. Постановка учебной задачи
Осознание цели: Мы не умеем находить площадь прямоугольника с дробными сторонами. Но мы знаем: для того чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину и ширину умножить. Подойдет ли этот способ для данной ситуации?
Ш этап Решение учебной задачи
- Открытие способа;
- Исследовательская деятельность.
1) По чертежу длина нашего прямоугольника равна 5, ширина – 3;
2) Сможем ли найти площадь прямоугольника? Как?
Да, 5 * 3 = 15.
3) Но наш прямоугольник является частью целого
прямоугольника со сторонами 7 и 4. Может ли
площадь равна 15?.
4) Нет, так как это не целые числа, а дробные т.е.
части целого.
5) Рассуждение:
– Площадь нашего прямоугольника равна 15 и площадь целого прямоугольника равна 28. Как записать это? 15 часть из 28, то применяя определение дроби можно записать 15 на 28.
6) Вывод: Как найти площадь прямоугольника с дробными сторонами?
5/7 * 3/4 = 15/28
IV этап. Обобщение вывода
У.: Какое действие дробей Вы получили?
Д.: Умножение дробей.
У.: Как умножили дробей?
Д.: Числитель первой дроби умножили на
числитель второй дроби и также знаменатели.
V этап. Использование нового способа
VI этап. Этап контроля способа действия
Найти ошибки:
VII этап. Рефлексия
– Какой секрет открыли?
– Как открыли?
– Что помогло?
– Какое правило открыли?
– Как будем называть сегодняшний урок?
– Все ли числа можно умножить таким же способом?
Самоанализ и анализ урока по теме “Умножение дробей”
Вот уже ряд лет уроки по математике в нашей школе построены на основе программы развивающего обучения в начальных классах по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Эти учащиеся отличаются своим учебным потенциалом от сверстников, чем обучавшихся в традиционной начальной школе. Новое содержание начального образования и метод его реализации требует от учителя владению новой технологией, основной задачей которого является не передача знаний учащимся, как в традиционном, а организации собственной деятельности их по овладению способа анализа и обобщения учебного материала. Технология обучения в РО связана с организацией учебной деятельности в классе. Исходя из структуры Уде в систем РО выделяется и своя типология урока, которая свойственна только в данной системе. Типология уроков в рамках формирования Уде в системе РО.
I тип урока – Урок постановки учебной задачи;
II тип урока – Урок моделирования и преобразования модели;
III тип урока – Урок решения частных задач по применению открытого способа;
IV тип урока – Урок контроля;
V тип урока – Урок оценки.
Например, мой урок по теме “Умножение дробей” относится к I типу урока – урок постановки учебной задачи. Такой тип урока начинается с оценки того, что ученик может. Создается ситуация успеха через личностную мотивацию.
Структура данного урока:
- актуализация знаний (Ситуацию успеха);
- учебная ситуация (разрыв);
- постановка учебной задачи (осознание цели);
- решение учебной задачи (открытие способа. Исследовательская деятельность);
- обобщение (вывод);
- использование нового способа;
- рефлексия (контроль и оценка).
Тип мышления:
На данном уроке развивалось теоретическое мышление по понятию “Дроби” и способ нахождения площади прямоугольника и совместив эти два понятия вышли на умножение дробей. Почему надо умножать числитель на числитель, знаменатель на знаменатель?
Цель обучения:
В развивающем обучении три цели – это в предметном содержании, в форме организации деятельности детей и в развитии коммуникативных способностей. Все эти три цели реализуются на всех этапах урока.
Содержание обучения:
На данном уроке дети вспомнили дроби и развили понятие “дроби”.
Деятельность урока:
Логику урока определяют сами дети. Идет рассуждение различных вариантов.
Предмет наблюдения на уроке:
Новый способ воспроизвели из известного, создавая ситуацию успеха. По данной теме воспроизвели из известного понятия “Дроби”, способ нахождения площади прямоугольника;
Мы учим детей общаться, находить лучший вариант.
Результат обучения:
Субъект с теоретическим основанием, умеющий самоопределиться через понимание своего “Я”, умеет организовать свою деятельность.
- дети вытаскивают то, что знают;
- исходя из этого учим их целепологанию;
- учим планировать свои мыслительные действия;
- на этап рефлексия формулирует этап контроля;
- на этапе закрепления мы учим детей использовать полученные знания.