Открытый урок в 6-м классе "Умножение дробей"

Разделы: Математика


Цели:

  • В предметном содержании: создать ситуацию для воспроизведения величины на основе построения;
  • В форме организации деятельности детей: умение распределить работу в паре;
  • в развитии коммуникативных способностей: умение слушать, высказывать свои мысли и оценивать работу.

Ход урока

I этап: Актуализация знаний

Ситуация успеха (работа в парах по карточке).

1. Известны стороны прямоугольника 7 см. и 3 см. Что можно найти?
2. Воспроизвести стороны прямоугольника и найти площадь.
3. Построить прямоугольник со сторонами 5 / 7 и 3 / 4.
4. Воспроизвести стороны прямоугольника.

Результат работ оцениваем сразу:

Д.: Вычислить площадь прямоугольника, если стороны целые числа;

– Построили прямоугольник с дробными сторонами;
– Нашли стороны прямоугольника.

У.: Вы нашли стороны прямоугольника, измерения которых – дробные числа;

– Теперь для этого прямоугольника еще что можно найти?

Д.: Площадь.

– Возникает учебная ситуация.

II этап. Постановка учебной задачи

Осознание цели: Мы не умеем находить площадь прямоугольника с дробными сторонами. Но мы знаем: для того чтобы найти площадь прямоугольника, надо длину и ширину умножить. Подойдет ли этот способ для данной ситуации?

Ш этап Решение учебной задачи

  • Открытие способа;
  • Исследовательская деятельность.
1) По чертежу длина нашего прямоугольника равна 5, ширина – 3;
2) Сможем ли найти площадь прямоугольника? Как?

Да, 5 * 3 = 15.

3) Но наш прямоугольник является частью целого прямоугольника со сторонами 7 и 4. Может ли площадь равна 15?.
4) Нет, так как это не целые числа, а дробные т.е. части целого.
5) Рассуждение:

– Площадь нашего прямоугольника равна 15 и площадь целого прямоугольника равна 28. Как записать это? 15 часть из 28, то применяя определение дроби можно записать 15 на 28.

6) Вывод: Как найти площадь прямоугольника с дробными сторонами?

5/7 * 3/4 = 15/28

IV этап. Обобщение вывода

У.: Какое действие дробей Вы получили?
Д.: Умножение дробей.
У.: Как умножили дробей?
Д.: Числитель первой дроби умножили на числитель второй дроби и также знаменатели.

V этап. Использование нового способа

VI этап. Этап контроля способа действия

Найти ошибки:

VII этап. Рефлексия

– Какой секрет открыли?
– Как открыли?
– Что помогло?
– Какое правило открыли?
– Как будем называть сегодняшний урок?
– Все ли числа можно умножить таким же способом?

Самоанализ и анализ урока по теме “Умножение дробей”

Вот уже ряд лет уроки по математике в нашей школе построены на основе программы развивающего обучения в начальных классах по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Эти учащиеся отличаются своим учебным потенциалом от сверстников, чем обучавшихся в традиционной начальной школе. Новое содержание начального образования и метод его реализации требует от учителя владению новой технологией, основной задачей которого является не передача знаний учащимся, как в традиционном, а организации собственной деятельности их по овладению способа анализа и обобщения учебного материала. Технология обучения в РО связана с организацией учебной деятельности в классе. Исходя из структуры Уде в систем РО выделяется и своя типология урока, которая свойственна только в данной системе. Типология уроков в рамках формирования Уде в системе РО.

I тип урока – Урок постановки учебной задачи;
II тип урока – Урок моделирования и преобразования модели;
III тип урока – Урок решения частных задач по применению открытого способа;
IV тип урока – Урок контроля;
V тип урока – Урок оценки.

Например, мой урок по теме “Умножение дробей” относится к I типу урока – урок постановки учебной задачи. Такой тип урока начинается с оценки того, что ученик может. Создается ситуация успеха через личностную мотивацию.

Структура данного урока:

  • актуализация знаний (Ситуацию успеха);
  • учебная ситуация (разрыв);
  • постановка учебной задачи (осознание цели);
  • решение учебной задачи (открытие способа. Исследовательская деятельность);
  • обобщение (вывод);
  • использование нового способа;
  • рефлексия (контроль и оценка).

Тип мышления:

На данном уроке развивалось теоретическое мышление по понятию “Дроби” и способ нахождения площади прямоугольника и совместив эти два понятия вышли на умножение дробей. Почему надо умножать числитель на числитель, знаменатель на знаменатель?

Цель обучения:

В развивающем обучении три цели – это в предметном содержании, в форме организации деятельности детей и в развитии коммуникативных способностей. Все эти три цели реализуются на всех этапах урока.

Содержание обучения:

На данном уроке дети вспомнили дроби и развили понятие “дроби”.

Деятельность урока:

Логику урока определяют сами дети. Идет рассуждение различных вариантов.

Предмет наблюдения на уроке:

Новый способ воспроизвели из известного, создавая ситуацию успеха. По данной теме воспроизвели из известного понятия “Дроби”, способ нахождения площади прямоугольника;

Мы учим детей общаться, находить лучший вариант.

Результат обучения:

Субъект с теоретическим основанием, умеющий самоопределиться через понимание своего “Я”, умеет организовать свою деятельность.

  • дети вытаскивают то, что знают;
  • исходя из этого учим их целепологанию;
  • учим планировать свои мыслительные действия;
  • на этап рефлексия формулирует этап контроля;
  • на этапе закрепления мы учим детей использовать полученные знания.