Тип урока – комбинированный..
Цели урока
- Сформировать понятие инерция;
- Учить находить в окружающем мире примеры проявления инерции и объяснять их;
- Подготовить учащихся к восприятию 1 закона Ньютона;
- Развивать чувство коллективизма, самостоятельность, логическое мышление, культуру речи.
- Воспитать бережное отношение к своей жизни и здоровью и к здоровью окружающих( с учетом знания законов инерции)
Методы обучения:
1. Методы получения новых знаний:
- объяснение;
- организация наблюдения;
- демонстрация;
2. Метод выработки учебных умений:
- ответы на вопросы
3. Методы актуализации знаний:
- беседа;
- повторение;
4. Методы стимулирования учебно-познавательной деятельности:
- создание ситуаций успеха в обучении;
- формирование готовности восприятия учебного материала;
- предъявление учебных требований;
5. Методы контроля:
- наблюдение за учебной работой учащихся;
- устный фронтальный опрос
- тест.
Структура урока
- Организационный момент,
- Проверка домашнего задания,
- Актуализация знаний учащихся,
- Объяснение нового материала,
- Формирование умений и навыков учащихся,
- Проверка знаний
- Подведение итогов
- Домашнее задание.
Оборудование
- Шарики 15 шт,
- желоба 15 шт,
- ящички с песком 15 шт,
- брусок,
- мультимедийный проектор
Развернутый план конспект
Организационный момент
Все, что видим мы, - видимость только одна.
Далеко от поверхности мира до дна.
Полагай несущественным явное в мире,
Ибо тайная сущность вещей - не видна. (Слайд 2)
Проверка домашнего задания
Фронтальный опрос
- Что такое механическое движение?
- Какие виды механического движения вам известны?
- Что такое равномерное движение?
- Что показывает скорость тела?
- По какой формуле можно рассчитать скорость тела?
- Как перевести скорость тела, выраженную в км/ч, в м/с?
Актуализация знаний учащихся
Постановка проблемных вопросов
Учитель: как вы думаете, ребята, почему споткнувшись человек падает вперед, а поскользнувшись – назад? (выслушивает ответы учеников).А для чего в машине нужны ремни безопасности? (выслушивает ответы учеников). (Слайд 3)
На эти и другие вопросы мы попробуем более точно ответить в конце урока.
А сейчас откройте тетради и запишите тему урока “ Инерция”.
Объяснение нового материала
Учитель :в начале попробуем ответить на вопрос: при каком условии тела двигаются?( демонстрируется опыт по движению бруска по столу). Ответьте на вопрос : при каком условии тело двигается?
Ответы учеников: тело движется, пока на него что-то действует.
Учитель: Точно так же рассуждал выдающийся ученый философ древней Греции IV в до н.э. Аристотель. (Слайд 4)
Тело движется, если на него действуют другие тела.
Утверждение Аристотеля согласуется с нашим повседневным опытом. Что бы сдвинуть с места какой либо предмет, к нему нужно проложить усилие. (Слайд 5)
Идеи древнего философа господствовали в науке практически 2000 лет.
Многие из вас играли в теннис или бадминтон. Что нужно сделать для того, что бы изменить скорость летящего мячика? (Слайд 6)
Ответы учеников: ударить по мячу ракеткой.
Учитель : а что нужно сделать мальчику, что бы быстро изменить направление своего движения?
Ответы учеников : схватиться рукой за дерево.
Учитель: можно сделать вывод, что изменение скорости тела ( величины и направления)происходит в результате действия на него другого тела. Запишите это в тетради.
Проведем эксперимент. Пронаблюдаем движение шарика, скатывающегося по желобу. У конца желоба насыпьте немного песку. Пусть в первый раз песок будет насыпан горкой, второй раз песок разгладьте, а в третий раз уберите песок совсем. Попробуйте проанализировать, как песок влияет на скорость шарика.
После эксперимента ученики делают вывод: чем больше песка, тем сильнее изменяется скорость шарика. Песка нет, скорость шарика почти не меняется
Учитель: как же будет двигаться шарик, если на него ничего не будет действовать?
Ответ учеников: с постоянной скоростью.
Учитель: молодцы! Точно к таком у же выводу пришел знаменитый итальянский ученый Галилео Галилей. (Слайд 7)
Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в покое или движется прямолинейно равномерно.
Явление сохранения скорости тела при отсутствии действия на него со стороны других тел называется инерцией. Движение тела по инерции – это движение тела при отсутствии действия на него со стороны других тел. Запишите это в тетради (Слайд 8)
Движение по инерции учитывается при обеспечении безопасности движения. Машину нельзя мгновенно остановить, повернуть или стронуть с места. Поэтому у светофоров есть желтый сигнал, а перед поворотами ставят заранее знак. (Слайд 9)
Во многих видах спорта используется движение по инерции. Полет стрелы, прыжок в длину, движение мяча при ударе ногой спортсмена – это примеры движения по инерции.
(Слайд 10)
Облако раскаленного газа, образовавшееся при взрыве сверхновой звезды, по инерции расширяется в окружающее пространство от места взрыва. Так образуются красивые туманности. (Слайд11)
Если на тело не действуют другие тела, то оно будет двигаться прямолинейно равномерно.
Формирование умений и навыков учащихся
А теперь попробуем ответить на вопросы, поставленные в начале урока и на другие подобные с использованием термина инерция.
Почему споткнувшись человек падает вперед, а поскользнувшись – назад? (Слайд 12)
Для чего в машине нужны ремни безопасности? (Слайд 13)
Объясните опыт (Слайд 14)
Как можно насадить топор на черенок? (Слайд 15)
Вылезшая из воды собака встряхивается. Что помогает собаке избавить шерсть от воды? (Слайд16)
Если автомобиль оборудован шинами с шипами, которые предохраняют от скольжения, на автомобиле ставится знак (большая буква Ш). Где должен находиться этот знак, на переднем или заднем стекле автомобиля? (Слайд 17)
Проверка знаний
Учитель: мы прошли с вами тему “Инерция”. Прежде чем записать домашнее заданием нам нужно пройти тест.
Ученики выполняют тест на отдельных листах. После выполнения ребята обмениваются листами и проверяют работу соседа (Слайд 17)
Листки с выполненными заданиями сдают учителю
Тест.
Вариант 1
1. В какую сторону относительно автобуса отклоняются пассажиры при повороте автобуса налево?
- Вперед
- Назад
- Направо
- налево
2. При встряхивании медицинского термометра столбик ртути в нем опускается. Какое физическое явление лежит в основе этого?
- Трение
- Инерция
- Тяготение
- Диффузия
3. Для полярников, зимующих на льдине, сбрасывают груз с летящего самолета. Где надо сбросить груз, чтобы он попал на льдину?
- До пролета льдины.
- После пролета льдины.
- Над льдиной.
- Точно попасть невозможно.
4. Может ли тело двигаться равномерно, если на него не действуют другие тела?
- Не может.
- Может, но не каждое тело.
- Может.
5. На тележку, съезжающую по наклонной плоскости, поставлен брусок. Что с ним произойдет, если тележка наткнется на препятствие
- ничего не произойдет
- упадет вперед
- упадет назад
Вариант 2
1. Тело находится в движении и на него действуют другие тела. Что произойдет с телом, если действие других тел прекратится?
- Скорость тела увеличится.
- Скорость тела уменьшится.
- Движение тела прекратится.
- Тело станет двигаться равномерно и прямолинейно.
2. Может ли тело прийти в движение, если на него не действуют другие тела?
- Может.
- Не может.
- Может, но не каждое тело.
3. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился влево. Чем это вызвано?
- Автобус повернул вправо.
- Автобус повернул влево.
- Автобус уменьшил свою скорость.
- Автобус увеличил свою скорость.
4. Что произойдет с бруском, если резко дернуть тележку за нитку?
- Ничего не произойдет
- Брусок упадет назад
- Брусок упадет вперед
5. Если резко поднимать груз подъемным краном, то трос при этом разрывается. Какое явление это объясняет?
- Механическое движение.
- Инерция.
- Диффузия.
- Трение.
Подведение итогов
Учитель: на этом мы закончим знакомство с темой “Инерция”. Подведем итоги урока.
Домашнее задание.
Учитель: на дом вам прочитать параграф 17 и ответить на вопрос: почему, когда ковер выбивают палкой, пыль не “вбивается” в ковер, а вылетает из него. Успехов вам.