Формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования

Разделы: Экология


Согласно "Рекомендациям по организации и ведению эколого-просветительской деятельности в государственных природных заповедниках Управления особо охраняемых природных территорий и правового обеспечения Росприроднадзора РФ работа со школьниками относится к числу важнейших направлений эколого-просветительской деятельности, осуществляемой специалистами по экологическому просвещению во всех заповедниках России. Работа со школьниками направлена на привлечение детей к природоохранной деятельности, расширение их экологического кругозора, развитие соответствующих знаний, умений, навыков, содействие профессиональной ориентации. Основными формами работы со школьниками в заповедниках являются:

  • организация и проведение школьных лагерей и экспедиций;
  • организация и работа школьных лесничеств;
  • создание и организация работы детских экологических и юннатских кружков;
  • содействие проведению полевых практик и экспедиций юннатских кружков в заповеднике;
  • проведение школьных экскурсий на заповедной территории;
  • проведение тематических занятий со школьниками;
  • организация конкурсов, олимпиад, викторин, конференций;
  • привлечение школьников к участию в экологических праздниках и акциях.

Эффективность эколого-просветительской деятельности в заповеднике усиливается, если ведется она в тесном сотрудничестве с образовательными структурами, прежде всего с педагогами местных образовательных учреждений.

Основными формами такой деятельности являются:

  • организация и проведение тематических семинаров для учителей -естественников;
  • участие в организации и проведении курсов повышения квалификации преподавателей;
  • предоставление школам литературы по вопросам охраны биологического и ландшафтного разнообразия и заповедного дела;
  • проведение методических консультаций для учителей как собственными специалистами так и сторонними (ВУЗов, Отделений РАН, иных ООПТ) ведущими свои работы в данном ООПТ;
  • оказание содействия в оборудовании тематических классов, а также предоставление материалов для наглядной информации.

Приведенные формы взаимодействия общеобразовательной школы и ООПТ в системе экологического образования мы реализуем через созданную нами концепцию формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории.

Теоретическая основа Концепции формирования экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории.

Разработчиками и исполнителями концепции являются Майская средняя общеобразовательная школа (МСОШ), Федеральное государственное учреждение "Государственный природный заповедник "Джергинский" (ФГУ ГПЗ "Джергинский").

Назначение концепции:

  • концепция - единый для всех участников экологического образования старших школьников документ по реализации целей, содержания, форм и методов экологического образования в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории на школьном этапе, направленный на формирование экологически грамотного мировоззрение. А также для приобретения умений - ставить вопрос и находить его решение, думать и рассуждать, работать коллективно, для приобретения навыков участия в дискуссиях, ораторского искусства;
  • концепция является основой для обеспечения конструктивного взаимодействия учреждений образования и особо охраняемых природных территорий в области экологического образования.
  • способствовать установлению высокого уровня экологической культуры в средней общеобразовательной школе;
  • обеспечивать формирование экологической компетенции с учетом требований региона;
  • развивать материальную базу для преподавания экологии;

Ожидаемые результаты: обеспечение повышения уровня экологической грамотности и культуры старших школьников через реализацию созданного алгоритма экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ для эффективного решения обостряющихся проблем природопользования и охраны окружающей среды, воспитания граждан, способных к мобильной адаптации в период перехода общества на модель устойчивого развития.

Состояние экологического образования в средней общеобразовательной школы на примере МСОШ

В программе средней общеобразовательной школы образовательный курс "Экология" входит в состав школьного компонента, оставаясь на положении инициативного факультативного курса. Экологическое образование в настоящий период наиболее успешно осуществляется в сфере дополнительного образования по разнообразным программам.

В экологическом образовании участвуют государственные общеобразовательные учреждения и общественные формирования детей и молодежи. В целом работа по экологическому обучению и воспитанию школьников носит общественно-инициативный характер.

Позитивными чертами опыта экологического воспитания и обучения в средней общеобразовательной школы МСОШ являются:

  • широкий охват, инициативной экологической тематикой сферы дополнительного образования, начиная с дошкольного возраста и заканчивая полной средней общеобразовательной школой;
  • значительные достижения в определении задач, содержания, форм и методов экологического образования на отдельных его этапах: в опыте детских садов, начальных школ, основных школ, полных средних школ;
  • с 2003 года успешно реализуется программа "Живая природа для школьников", инициированная МСОШ и ФГУ ГПЗ "Джергинский";
  • организация летних профильных эколагерей школьников для совместного обучения учителей, учащихся при участии научных консультантов ООПТ на основе педагогики со-гласия, со-участия, со-действия, со-трудничества и со-творчества, отработки новых технологий экологического образования и внедрения их в МСОШ;
  • связь научных учреждений и школы в разработке программ экологического образования школьников и практического участия в реализуемых программах;
  • широкий охват школьников старших классов экологической практикой, организуемой по программам экологического мониторинга, изучения особо охраняемых природных территорий и т. п.;
  • организация конкурсов учебно-исследовательских экологических проектов среди школьников на районном уровне и успешное участие школьников МСОШ в конкурсах, объявленных в Российской Федерации;
  • целенаправленная деятельность библиотеки МСОШ по экологическому просвещению населения.

Негативными моментами в организации экологического образования населения средней общеобразовательной школы МСОШ являются:

  • отсутствие районных документов рекомендательного характера в сфере экологического образования и его стратегии на будущее;
  • недостаточная преемственность и согласованность отдельных этапов экологического образования в реализации единой системы непрерывного обучения и воспитания;
  • недостаточное материально-техническое обеспечение экологического образования;
  • недостаточная согласованность в работе по экологическому воспитанию и просвещению населения учреждений образования с научными учреждениями.

Отсюда следуют неотложные задачи совершенствования системы экологического образования в МСОШ:

  • преодоление противоречий между требованиями Программы устойчивого развития к гражданину Российской Федерации XXI века и современным уровнем и результатами экологического образования;
  • включение образовательного курса "Заповедное дело" в инвариант регионального учебного плана;
  • развитие педагогических инициатив в области экологического образования через систему стимулирующей оплаты труда;
  • учет, анализ, обобщение и внедрение в практику экологического образования положительного опыта, накопленного в СОШ Республики Бурятия и смежных регионов Российской Федерации;
  • дальнейшая поддержка и развитие оправдавшей себя программы "Живая природа для школьников";
  • улучшение материальной базы экологического образования, создание в школе экологического кабинета и лаборатории;
  • создание и развитие стационарных баз для проведения полевых экологических практик школьников в ФГУ ГПЗ "Джергинский" и национальном парке "Забайкальский".

Россия в целом и Бурятия в частности нуждается в кадрах, готовых и могущих решать обостряющиеся проблемы природопользования, охраны окружающей среды, способных к адаптации и переменам в период формирования рыночной экономики и перехода общества к модели устойчивого развития. Экологическое образование становится одним из приоритетных направлений государственной стратегии устойчивого развития. Такое образование призвано формировать общественно- экологическое мировоззрение, правовые позиции, комплекс научных знаний, способность воплощать знания в практику, умение сотрудничать друг с другом; поднимать уровень культуры человека, а, следовательно, и общества в целом, совершенствовать моральные качества людей. В период экологического кризиса, когда в биосфере происходят необратимые изменения, ограничивающие жизненные возможности человека, экологическое образование приобретает еще и особый социальный смысл. Экологическое образование в свете Концепции устойчивого развития становится систематизирующим фактором образования в целом, определяющем его стратегические цели и ведущие направления, закладывая интеллектуальную основу школы будущего. Возникло понимание того, что без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем, не уберечь общество от физической и духовной деградации. Необходим переход к экологизации экономики и производства, постиндустриальной экологически ориентированной цивилизации, что обуславливает формирование системы знаний, построенной на единой теоретической основе и выходящей за традиционные рамки дифференцированных наук о природе.

Для этого, прежде всего, необходимо повысить уровень знаний, навыков и умений по практической экологии в школе. Дать правильное первичное понимание проблемы и понимание хода их решения. В свою очередь экологическое образование позволит усвоить экологические и этические нормы, ценности, выработать профессиональные навыки и будет способствовать формированию такого образа жизни, который требуется для обеспечения устойчивого развития.

Основными предпосылками, подчеркивающими назревшую необходимость принятия концепции, является совокупность следующих факторов:

  • изменение фона образования за последние 10 лет;
  • усиление гуманитарного характера всей системы образования и экологического образования в частности;
  • усиление потребности в позитивных результатах экологического образования в период экологического кризиса;
  • принятие идеи устойчивого (поддерживающего) развития общества в экологическом образовании;
  • необходимость опережающего развития науки и экологического образования как условия выполнения программы устойчивого развития цивилизованного общества.

Концепция составлена с учетом основных положений Международной и Российской стратегий в области экологического образования.

Методологическая основа концепции в плане экологического образования опирается на следующие подходы:

  • естественнонаучный - причина кризиса - в недостатке у людей знаний о природе,
  • на природных взаимосвязях и последствиях влияния человека на окружающую среду;
  • натуралистический - основная идея может быть сформулирована как "изучение
  • природы на природе, а через абстрактные теоретические знания";
  • глобально-биосферный - рассматривает экологический кризис как глобальное
  • планетарное явление, отдельные моменты которого можно наблюдать на локальном уровне;
  • проблемный - рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат совокупного действия уже существующих экологических проблем: загрязнение окружающей среды, сокращение биоразнообразия, истощение природных ресурсов и т.п. Он нацелен на воспитание у учащихся чувства ответственности за тех, кто рядом и преодоления конкретно существующих проблем;
  • ценностный - рассматривает настоящую экологическую обстановку как результат превалирования материальных интересов над духовными.

Концепция составлена на основе анализа: современного состояния экологического образования и воспитания населения Российской Федерации и отдельных его субъектов; эколого-просветительской и научной деятельности ООПТ, современной законодательной и регламентирующей базы развития экологического образования.

Исходные положения данной Концепции старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории: целенаправленный процесс воспитания и обучения с целью формирования экологической грамотности и культуры старших школьников на основе принципов Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию (Указ Президента РФ от 1 апреля 1996 года № 440);

  • основной целью экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ является формирование экологического мировоззрения, основанного на представлении об единстве человека с природой содействующего устойчивому развитию общества; экологическое сознание должно стать мировоззренческой доминантой общественного сознания, при формировании которого катализатором должно стать сотрудничество ООПТ (заповедники и национальные парки) и СОШ;
  • стратегическая задача экологического образования в условиях взаимодействия в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ обеспечение возможности получения учащимися ключевых представлений о естественном развитии природных систем и путях безопасного взаимодействия с окружающей средой;
  • глобальный характер экологических проблем размывает четкие границы между областями знаний и, следовательно, требует нового подхода к охране окружающей среды на основе экологизации всех наук: как естественных, так и гуманитарных;

Правовая основа экологического образования в условиях взаимодействия в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ - Закон Российской Федерации от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-ФЗ "Об образовании", Закон Российской Федерации от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях"(с последующими дополнениями и изменениями) и другие нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти на федеральном, областном и районном уровнях.

Организация экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия школы и особо охраняемой природной территории

Цели, задачи и принципы

Цель экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ - формирование у учащихся экологического мировоззрения на основе единства педагогического процесса (СОШ) и научно-методической базы научного учреждения (ООПТ) для получения новых научных и практических знаний, навыков и умений, для ответственного и положительного эмоционально-ценностного отношения к своему здоровью и окружающей среде, улучшения качества жизни, удовлетворения потребностей человека.

Для достижения этой цели стоят следующие задачи:

  • формирование знаний, необходимых для понимания процессов, происходящих в системе "человек - общество - техника - природа", содействии решению локальных социально-экологических проблем;
  • воспитание бережного отношения к природе и выработке активной гражданской позиции, основанной на чувстве сопричастности к решению социально-экологических проблем и ответственности за состояние окружающей среды;
  • умение анализировать экологические проблемы и прогнозировать последствия деятельности человека в природе, способностей самостоятельного и совместного принятия и реализации экологически значимых решений;
  • разработка методологических и научно-методических основ формирования нового мировоззрения и нового образа жизни, согласованных с законами природы;
  • создание алгоритма формирования экологической компетенции я в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ на основе приоритетных ценностей гармоничного развития природы, человека и общества.

Основными принципами экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

  • принцип экологизации рассматривает каждый объекта с точки зрения взаимосвязи и взаимовлияния. Это сложный многогранный процесс, направленный на отражение в целях, содержании, методах, средствах и формах экологических проблем современности идей и понятий устойчивого развития. Подобный процесс направлен на разработку междисциплинарного, интердисциплинарного содержания обучения;
  • принцип непрерывности и преемственности означает, что экологическое образование должно пронизывать все звенья системы непрерывного образования;
  • принцип интегративности является одним из ведущих принципов экологического образования, предусматривающий превращение экологии в междисциплинарную науку, способствующую преодолению разобщенности учебных предметов и формированию более ясного представления об экологической реальности;
  • принцип взаимосвязи глобального, регионального и локального уровней понимания экологических проблем способствует более широкому пониманию экологических проблем и процессов, а также экстраполирует это понимание на местные условия и природоохранную деятельность в различных регионах. Знания детей дошкольного возраста и школьников не окажутся формальными в том случае, если они смогут конкретизировать глобальные экологические проблемы, равно как и обобщить конкретные явления локального характера до уровня национальных и глобальных экологических проблем. В то же время предложить свои обоснованные варианты решения этих проблем. Принцип регионализации прикладной компоненты получаемых знаний в области охраны окружающей среды и рационального природопользования, облегчает быстрое применение на практике теоретических сведений и усвоенных навыков с учетом местных природных, производственных и социально-экономических особенностей;
  • принцип единства познания, переживания, действия предполагает органическое единство (глубокую взаимосвязь) интеллекта, чувств и деятельности. Современному обществу нужны граждане, обладающие не только системой экологических знаний, но и практическими навыками и умениями в области охраны природы, способностью к экологическому прогнозированию последствий хозяйственной деятельности человека. Кроме того, юные граждане должны обладать чувством сопричастности и ответственности за окружающую среду;
  • принцип развития творческого, аналитического, критического мышления основан на потребности современного общества в воспитании людей, способных к анализу и прогнозу экологических последствий деятельности человека. Развитие мышления у молодого поколения существенно расширит возможности человечества по решению и предотвращению экологических проблем в будущем;
  • принцип практической направленности обусловлен необходимостью получения учащимися практического опыта для их последующей природоохранной деятельности. В основу принципа заложены такие виды деятельности, как экспериментальные исследования, моделирование экологических процессов, а также организация практической деятельности по защите, охране и восстановлению окружающей среды через взаимное сотрудничество с ООПТ в дополнение к словесным методам обучения;
  • принцип интерактивности подразумевает внедрение в экологическое образование интерактивных технологий, ориентированных на самоорганизацию, повышение личной ответственности и самостоятельности, способствующих раскрытию духовного потенциала личности через творческое вдохновение, свободную коммуникацию, совместную деятельность и игровую форму занятий.
  • принцип единства и взаимосвязи экологического образования, экологического просвещения в области экологии и охраны окружающей среды посредством сотрудничества СОШ и ООПТ;
  • принцип практического значения приобретаемых знаний в части реализации их в повседневной жизни, выработке соответствующих навыков и стереотипов природоохранного поведения.

Для обеспечения развития системы экологического образования необходимо определить его статус в общей системе образования при переходе к Программе устойчивого развития. Его статус определяется следующими принципиальными положениями:

  • экологическое образование человека - важнейшая составная часть мировой культуры, непрерывного процесса познания и преобразования окружающей действительности;
  • экологизация содержания образования и, следовательно, формирования экологически правильного мировоззрения человека - стратегическая линия развития всей современной системы образования и воспитания учащихся;
  • признание и утверждение экологической направленности образования как государственной и региональной политики и стратегии развития образования на всех его этапах;
  • программа устойчивого развития общества - это прежде всего программа устойчивого, опережающего образования, в том числе и его экологического аспекта.

Что дает экологическое образование отдельной личности, системе образования, обществу и государству.

Значение для личности:

  • формирование сознания в направлении поддержки безопасной среды обитания экологически целесообразным поведением на основе эксцентрического типа экологического сознания;
  • формирование индивидуальных, субъективных ценностных отношений к природе и человеку путем его наполнения объективным содержанием. К объективному в экологическом образовании относится: научное и практическое содержание; естественно-научные традиции мирового и российского естествознания; общечеловеческие нормы и традиции нравственного отношения к природе;
  • формирование личности обучающегося на основе логических структур научной картины мира выражающейся в следующих формах: интеллектуальная (выражается отраслями естественных наук и натурфилософией); нравственно-правовая (выражается в системе нравственно-правовых норм и законов по отношению к природе и человеку как части природы).

За последние 20 лет произошли заметные изменения в естественнонаучном образовании: антропоцентрическая концепция по отношению к природе вызвала к жизни более гуманную биоцентрическую (эксцентрическую) концепцию; системно-эволюционный подход постепенно уступает место эколого-эволюционному подходу; воинствующий атеизм в преподавании естествознания, противостоявший долгие годы религиозному фанатизму, сменился терпимостью к устоям веры и повышенным вниманием к соблюдению нравственных принципов и этических норм по отношению человека к природе; проблемы экологии стали рассматриваться не только в системе естественнонаучного, но и гуманитарного образования.

Полноценная и развитая система экологического образования поставляет в информационное пространство государства точную и новейшую информацию об окружающей среде и связанных с ней экологических проблемах, формирует в доминанте общественного сознания экоцентрический тип, воспитывает граждан на основе экоимператива. В результате такого обучения общество и государство получает образованных людей, способных к разумному и конкурентному труду на любом рабочем месте. Усвоенный людьми в процессе обучения алгоритм экологически целесообразной деятельности делает обязательными последовательные шаги: выделение и обдумывание экологической проблемы, планирование своих действий, принятие решений, осуществление деятельности, анализ результатов, критическая оценка своих действий. В этом плане экологическое образование всегда профессионально, какую бы сферу трудовой деятельности ни избрал человек.

Формирование экологической компетенции старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ строится на триединстве - семья, образовательные учреждение (СОШ) и учреждение науки (ООПТ).

1. Уровень базисный.

Проект стандарта экологического образования как обязательного минимума в содержании образовательного курса "Экология" разработан для основной и полной средней школы. Стандарты следует рассматривать как совокупность требований к наиболее важному и динамичному этапу в системе непрерывного образования. Требования стандарта сформулированы в интеллектуальных категориях "знать" и "уметь". Стандарт акцентирует внимание учителей и учащихся на контрольных точках учебно-воспитательного процесса, где в ходе образовательного мониторинга проводится обязательный анализ соответствия результатов целям обучения.

Научные основы содержания экологического образования закладываются изучением цикла естественнонаучных, гуманитарных дисциплин и носят междисциплинарный, комплексный характер.

2. Уровень вариативный.

Однако, этого не вполне достаточно для полного достижения поставленной цели, поскольку крайне важно научить школьника умению понимать, думать, размышлять, дискутировать, что не обеспечивается только новыми знаниям без практики их практического применения.

В основу второго уровня положено взаимодействие особо охраняемой природной территории и средней образовательной школы в рамках Программы устойчивого развития. Взаимодействие выражается в применении отдельных элементов программы работы эколого-просветительского и научного отделов ООПТ в образовательном процессе СОШ и задействовании кадровых научных ресурсов ООПТ.

Алгоритм работы с учащимися в условиях взаимодействия ООПТ и СОШ:

  • экологический кружок или факультатив;
  • учебный природный полигон;
  • профильный экологический лагерь школьников;
  • экопроекты;
  • экологический совет школы;
  • экологическая конференция;
  • экологические праздники и акции.

Алгоритм применяется полностью для одного класса в течение учебного года. На следующий учебный год программа вновь начинает работать с начала, но по более усложненной программе.

3. Уровень семьи.

Важным условием эффективного процесса экологического образования в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ является участие в этом процессе такого социального института как семья.

Цель данного уровня - формирование такого отношения к окружающему миру, которое обеспечивает осознанное стремление к овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для личного участия каждого члена семьи в решении и предупреждении экологических проблем, уменьшении антропогенного воздействия на окружающую среду; формирование основ понимания единства и взаимосвязи человека и окружающего мира; воспитание принципов взаимодействия с окружающим миром. Экологическое образование в семье направляется на:

  • обучение детей навыкам бережного отношения к собственному жилью, домашним и сельскохозяйственным животным, комнатным растениям;
  • обучение детей бережному использованию воды, электроэнергии, продуктов питания;
  • формирование у членов семьи культуры потребления и понимания необходимости вторичного использования бытовых отходов;
  • осознание связи между каждодневным поведением человека и состоянием окружающей среды, качеством жизни семьи, включая здоровье и благополучие ее членов и других людей.

Реализуются эти направления через разработку и внедрение методик экологического образования, основанных на внимании к традиционным ценностям, культурным обычаям, накопленному, взаимному опыту поколений и передаче его членам семьи.

Первоочередными мероприятиями для эффективного результата являются формирование правильного экологического мировоззрения старших школьников как будущих родителей и экопросвещение среди родителей направленное на активацию чувства уважения к национальным традиционным ценностям и культуре.

В учебном процессе СОШ школьникам закладываются теоретические знания, в учреждении науки полученные знания закрепляются на практике как самостоятельной, так и путем наблюдения за работой профессионалов, в семье происходит экстраполяция полученных знаний и умений на повседневную жизнь, а так же их дополнение пучениями и воспитанием родителей.

Все уровни экологического образования рассматриваются в единой непрерывной системе как объединенные общей целью, взаимосвязанные и преемственные звенья. Успех каждого последующего звена будет зависеть от результатов, достигнутых на предыдущем уровне.

Методологической базой экологического образования являются основные положения об единстве природы и человеческого общества в широком космическом понимании их эволюции как коэволюции, учения о биосфере и ноосфере, о согласованном с законами природы развитии человека и общества.

Научные исследования направлены на формирование системы экологического образования как целостной научной картины мира, методологическое и методическое обеспечение учебных программ и другой документации.

Содержание экологического образования складывается из трех составных частей:

1. Представления о мире природы и окружающей человека среде.

2. Субъектные отношения человека с миром природы на региональном, локальном уровнях.

3. Ресурсосберегающие технологии взаимодействия с миром природы.

Соответственно основным частям содержания применяются три группы специфических методов:

1. Методы формирования экологических представлений: метод экологической неустойчивости, метод экологических ассоциаций.

2. Методы формирования субъективного отношения к природе: метод психологической идентификации, метод экологической эмпатии, метод экологической рефлексии.

3. Методы формирования стратегий и технологий взаимодействия с природой: метод коактивности (содействия) в мире природы, метод экологического ожидания, метод ритуализации экологической деятельности.

В образовании старших школьников необходимо, учитывая приоритет биологии, расширить фундамент экологических знаний через вариативные программы, которые призваны формировать у старших школьников ответственное отношение к окружающей среде, своему здоровью и здоровью окружающих людей на основе правовых и нравственных норм принятых в нашем обществе.

Основные направления научно-методического обеспечения экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

  • разработка научных основ целостной научной картины мира и эксцентрической доминанты в общественном экологическом сознании;
  • формирование экологической культуры, этических норм по вопросам окружающей среды, выработка ценностного отношения к природе;
  • разработка вариативных программ и дополнений базовых экологических программ, учитывающих как глобальные (загрязнение окружающей среды, истощение ресурсов, изменение климата, снижение биоразнообразия), так и местные локальные экологические проблемы;

Средства научно-методического обеспечения экологического образования старших школьников в условиях взаимодействия СОШ и ООПТ:

  • научно-информационная поддержка ООПТ экологического образования в СОШ, опирающаяся на новейшие технологии образования;
  • развитие и внедрение новых методов обучения, в том числе методов дистанционного обучения и самообразования путем привлечения к занятиям ученых экологов и специалистов в области практической охраны природы через сотрудничество ООПТ и СОШ;
  • вовлечение сети особо охраняемых природных территорий в систему экологического обучения и воспитания;
  • системный анализ состояния экологического образования в России с последующим применением полученных знаний.

Целью сотрудничества СОШ и ООПТ в области экологической компетенции является консолидация и активное использование теоретических, личностных и материальных ресурсов для формирования экологически грамотного мировоззрение, приобретения жизненно важных умений (ставить вопрос и находить его решение, думать и рассуждать, работать коллективно, дискутировать, публично выступать).