В рамках декады естественно-математических наук в школе мной было разработано и проведено для учащихся 5-х классов внеклассное мероприятие по математике “Математическая спартакиада”.
Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи мероприятия:
- способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей математики”;
- повысить уровень математического мышления;
- пропаганда здорового образа жизни.
Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения которой был спортивный зал.
Участники игры – учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды мальчиков, остальные учащиеся – болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание. Моими помощниками в организации мероприятия и членами жюри были учащиеся 9 кадетского класса.
Предварительная подготовка включала следующее:
- подбор материала для конкурсов;
- организация команд;
- организация помощников и жюри;
- подготовка спортивного инвентаря.
Для оформления были использованы:
- шары (в качестве украшения зала);
- плакаты с высказываниями “Кто математикой и спортом занимается, тот силы набирается и цели добивается”, “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”;
- эмблемы команд;
- карточки с заданиями;
- раздаточный материал для болельщиков;
- жетоны для оценки верных ответов (стоимостью 1 ум);
- оценочная таблица жюри.
Структура внеклассного мероприятия:
- Организационный момент;
- Актуализация. Вступительное слово учителя;
- Представление членов жюри;
- Представление команд;
- Приветствие команд;
- Разминка команд;
- Конкурс команд;
- Конкурс болельщиков;
- Конкурс капитанов;
- Подведение итогов игры.
Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.
Цели:
образовательные:
расширить круг знаний учащихся;
воспитательные:
- воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
- развитие доброжелательного отношения друг к другу;
- развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;
развивающие:
- нацелить на сотрудничество и творчество;
- повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
- научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;
I. Организационный момент
II. Актуализация. Вступительное слово учителя.
Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Чтобы быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням надо много тренироваться. Но и для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения – это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.
На сегодняшней “Математической спартакиаде” вы посоревнуетесь не только в ловкости, силе и сноровке, но и в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность.
Как сказал Блез Паскаль: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.
Немного истории
Спарта – город-государство, находящееся на территории современной Греции.
Основное занятие жителей – подготовка к военным действиям в целях обороны своего маленького государства. Исходя из этого, каждый житель должен был обладать превосходной физической подготовкой. Дисциплинированность и ясность ума – главное для человека, так считали спартанцы. Поэтому, наряду с физической подготовкой, много времени уделялось счету (т.е. развитию математических способностей). Тот, кто владел математикой, тот умело вел бой, т.к. смекалка и точный расчет помогали выиграть время и спасти жизни многих воинов.
Итак, мы начинаем нашу математическую спартакиаду.
III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.
За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 ум. Победителем считается команда, набравшая большее количество “умов”.
IV. Представление команд.
V. Приветствие команд.
VI. Разминка команд.
В качестве разминки командам предлагается отгадать загадки [4].
Вопросы командам девочек:
- Живут два друга,
Глядят в два круга. (глаза или очки)
- Две сестрёнки – две плетёнки
Из овечьей шерсти тонкой.
Как гулять – так одевать,
Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)
Вопросы командам мальчиков:
- Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой
ветке по 7 листьев. (год, 12 месяцев, 52 недели, 7дней)
- 101 брат и все в один ряд
Вместе связаны стоят. (изгородь)
Вопросы болельщикам:
- Два сына и два отца съели три яйца. По сколько
яиц съел каждый? (по одному, дед, сын, внук)
- На столе лежали конфеты в кучке.
Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой
Взяли конфеты по одной штучке,
И не стало этой кучки.
Сколько было конфет в кучке? (3, бабушка, мама, внучка)
VII. Конкурс команд
Эстафета “Ведение мяча”
Задание: Занимательный квадрат [4].
Вопрос командам девочек:
В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6.
Вопрос командам мальчиков:
Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15.
Эстафета с обручем
Задание: Ребусы [4]
Вопрос командам девочек:
Ответ: родина.
Вопрос командам мальчиков:
Ответ: нагар.
Эстафета со скакалкой.
Задание: Глядя на чертёж [4]
Вопрос командам девочек:
Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?
Ответ: треугольников – 4, четырехугольников – 6.
Вопрос командам мальчиков:
Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?
Ответ: треугольников – 8, четырехугольников – 6
Эстафета “Бежим, огибая кегли”
Задание: Логические задачи [4]
Вопрос командам девочек:
Какой круг лишний?
Ответ: 2-й.
Вопрос командам мальчиков:
Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?
Ответ: 81.
Эстафета “Каракатица”
Задание: Равенства со спичками
Вопрос командам девочек [1]:
Переложите одну спичку в левой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.
X I = V I I + I I
X = I I I + I I
Ответы: I X = V I I + I I; V = I I I + I I.
Вопрос командам мальчиков [5]:
Переложите одну спичку в правой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.
V I = V + I I I
V I = V I I + I I
Ответы: V I = I V + I I; V I = V I I I – I I.
Перетягивание каната
Задание: “Задачи-смекалки”
Вопрос командам девочек: “Возможна ли солнечная погода?”
Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?
Ответ: нет, т.к. будет 10 часов вечера.
Вопрос командам мальчиков: “Закрывают ли магазины?”
Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?
Ответ: Да, т.к. с момента открытия до момента закрытия проходит 11 часов, а не 10.
VIII. Конкурсы болельщиков
Кроссворд
Задание: Разгадай кроссворд и узнай название науки, которая помогла древним египтянам построить их пирамиды [3].
Вопросы к кроссворду:
- Квадрат, луч, точка – каждый из них … Ещё бывает в шахматах.
- Место, в котором одна точка принадлежит двум прямым.
- Замкнутый след от циркуля.
- Родина цифр: X, C, D, V и т.п.
- Его границы охраняют две точки.
- За их количество отвечает вторая цифра в трёхзначном числе.
- Самая высокая точка горы. Ещё бывает у треугольника.
- С его помощью находят ответ.
- Чтобы правильно решить пример нужно все действия привести в … Ещё он должен быть на твоём письменном столе.
Ответы: 1 Фигура, 2 Пересечение, 3 Окружность, 4 Рим, 5 Отрезок, 6 Десяток, 7 Вершина, 8 Решение, 9 Порядок. Ключевое слово: геометрия.
Продолжи пословицу
- Не имей … рублей,
А имей … друзей. (сто, сто)
- … раз отмерь,
… раз отрежь. (семь, один)
- За … зайцами погонишься –
Ни … не поймаешь. (двумя, одного)
- Ум хорошо, а … лучше. (два)
IX. Конкурс капитанов
“Попади в корзину” [2]
Задание: Решить задачу “Какое число я задумал”.
Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?
Ответ: 4.
X. Подведение итогов игры:
- объявляется команда-победитель;
- члены команд получают сладкие призы.
Слово учителя:
Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.
Литература
- Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.
- Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.
- Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М: “Баласс”, “С-инфо”, 1999.
- Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся нач.школы. – М: Просвещение, 1980. – 127с.,ил.
- Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80с., ил.