Внеклассное мероприятие по математике "Математическая спартакиада"

Разделы: Математика, Внеклассная работа


В рамках декады естественно-математических наук в школе мной было разработано и проведено для учащихся 5-х классов внеклассное мероприятие по математике “Математическая спартакиада”.

Главная цель мероприятия – пробуждение и развитие устойчивого познавательного интереса учащихся к предмету.

Задачи мероприятия:

  • способствовать возникновению интереса у большинства учеников к предмету, привлечение некоторых из них в ряды “любителей математики”;
  • повысить уровень математического мышления;
  • пропаганда здорового образа жизни.

Данное мероприятие проходило в форме игры, местом проведения которой был спортивный зал.

Участники игры – учащиеся двух пятых классов, из числа которых были сформированы две команды. Каждая команда имела капитана и состояла из команды девочек и команды мальчиков, остальные учащиеся – болельщики. Каждой команде предстояло сначала пройти эстафету, а затем выполнить определённое математическое задание. Моими помощниками в организации мероприятия и членами жюри были учащиеся 9 кадетского класса.

Предварительная подготовка включала следующее:

  • подбор материала для конкурсов;
  • организация команд;
  • организация помощников и жюри;
  • подготовка спортивного инвентаря.

Для оформления были использованы:

  • шары (в качестве украшения зала);
  • плакаты с высказываниями “Кто математикой и спортом занимается, тот силы набирается и цели добивается”, “Здоровье – это не только отсутствие болезней, это полное физическое, душевное и социальное благополучие”;
  • эмблемы команд;
  • карточки с заданиями;
  • раздаточный материал для болельщиков;
  • жетоны для оценки верных ответов (стоимостью 1 ум);
  • оценочная таблица жюри.

Структура внеклассного мероприятия:

  1. Организационный момент;
  2. Актуализация. Вступительное слово учителя;
  3. Представление членов жюри;
  4. Представление команд;
  5. Приветствие команд;
  6. Разминка команд;
  7. Конкурс команд;
  8. Конкурс болельщиков;
  9. Конкурс капитанов;
  10. Подведение итогов игры.

Исходя из опыта проведения внеклассных мероприятий по предмету в игровой форме, можно заключить, что такие мероприятия способствуют приобретению у учащихся навыков принятия решения в разнообразных ситуациях, воспитанию инициативности; являются средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности, формируют у детей познавательный интерес. Математические игры вызывают у учащихся положительное отношение к внеклассным занятиям по математике, а следовательно, и к математике в целом.

Цели:

образовательные:

  • расширить круг знаний учащихся;
  • раскрыть межпредметную связь математики и физической культуры;
  • способствовать выявлению знаний и умений у учащихся в нестандартных ситуациях;

воспитательные:

  • воспитание у учащихся инициативности, смекалки;
  • развитие доброжелательного отношения друг к другу;
  • развитие умения управлять своим поведением, следовать требованиям коллектива;

развивающие:

  • нацелить на сотрудничество и творчество;
  • повысить познавательный интерес к математике и здоровому образу жизни;
  • научить умению логически мыслить, анализировать и обобщать;

I. Организационный момент

II. Актуализация. Вступительное слово учителя.

Станет ли кто в наше время отрицать, что человек должен быть здоров и интеллектуально развит. Чтобы быстро бегать, хорошо играть в теннис, метко стрелять по мишеням надо много тренироваться. Но и для развития умственных способностей тоже необходимы упражнения – это математические задачи, ведь не случайно саму математику называют гимнастикой ума.

На сегодняшней “Математической спартакиаде” вы посоревнуетесь не только в ловкости, силе и сноровке, но и в умении решать задачи, применяя смекалку и сообразительность.

Как сказал Блез Паскаль: “Предмет математики столь серьезен, что не следует упускать ни одной возможности сделать его более занимательным”.

Немного истории

Спарта – город-государство, находящееся на территории современной Греции.

Основное занятие жителей – подготовка к военным действиям в целях обороны своего маленького государства. Исходя из этого, каждый житель должен был обладать превосходной физической подготовкой. Дисциплинированность и ясность ума – главное для человека, так считали спартанцы. Поэтому, наряду с физической подготовкой, много времени уделялось счету (т.е. развитию математических способностей). Тот, кто владел математикой, тот умело вел бой, т.к. смекалка и точный расчет помогали выиграть время и спасти жизни многих воинов.

Итак, мы начинаем нашу математическую спартакиаду.

III. Представление членов жюри, помощников. Объявление правил оценки команд.

За каждый правильный ответ даётся жетон стоимостью 1 ум. Победителем считается команда, набравшая большее количество “умов”.

IV. Представление команд.

V. Приветствие команд.

VI. Разминка команд.

В качестве разминки командам предлагается отгадать загадки [4].

Вопросы командам девочек:

  1. Живут два друга,
    Глядят в два круга. (глаза или очки)
  2. Две сестрёнки – две плетёнки
    Из овечьей шерсти тонкой.
    Как гулять – так одевать,
    Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

Вопросы командам мальчиков:

  1. Растёт дуб, у него 12 суков, 52 ветки, на каждой ветке по 7 листьев. (год, 12 месяцев, 52 недели, 7дней)
  2. 101 брат и все в один ряд
    Вместе связаны стоят. (изгородь)

Вопросы болельщикам:

  1. Два сына и два отца съели три яйца. По сколько яиц съел каждый? (по одному, дед, сын, внук)
  2. На столе лежали конфеты в кучке.
    Две матери, две дочери, да бабушка с внучкой
    Взяли конфеты по одной штучке,
    И не стало этой кучки.
    Сколько было конфет в кучке? (3, бабушка, мама, внучка)

VII. Конкурс команд

Эстафета “Ведение мяча”

Задание: Занимательный квадрат [4].

Вопрос командам девочек:

В этом квадрате нужно разместить еще числа 2, 2, 2, 3, 3, 3 так, чтобы в сумме получилось число 6.

Вопрос командам мальчиков:

Расставить в клетках квадрата числа 1, 4, 6, 7, 8, 9 так, чтобы в сумме получилось число 15.

Эстафета с обручем

Задание: Ребусы [4]

Вопрос командам девочек:

Ответ: родина.

Вопрос командам мальчиков:

Ответ: нагар.

Эстафета со скакалкой.

Задание: Глядя на чертёж [4]

Вопрос командам девочек:

Сколько всего треугольников и четырехугольников вы видите на этом чертеже?

Ответ: треугольников – 4, четырехугольников – 6.

Вопрос командам мальчиков:

Сколько треугольников и четырехугольников на чертеже?

Ответ: треугольников – 8, четырехугольников – 6

Эстафета “Бежим, огибая кегли”

Задание: Логические задачи [4]

Вопрос командам девочек:

Какой круг лишний?

Ответ: 2-й.

Вопрос командам мальчиков:

Какое число надо поставить в пустую клетку таблицы?

Ответ: 81.

Эстафета “Каракатица”

Задание: Равенства со спичками

Вопрос командам девочек [1]:

Переложите одну спичку в левой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

X I = V I I + I I

X = I I I + I I

Ответы: I X = V I I + I I; V = I I I + I I.

Вопрос командам мальчиков [5]:

Переложите одну спичку в правой части каждого из числовых равенств так, чтобы получилось верное равенство.

V I = V + I I I

V I = V I I + I I

Ответы: V I = I V + I I; V I = V I I I – I I.

Перетягивание каната

Задание: “Задачи-смекалки”

Вопрос командам девочек: “Возможна ли солнечная погода?”

Если поздней осенью в 10 часов вечера идёт дождь, то возможна ли через 48 часов солнечная погода?

Ответ: нет, т.к. будет 10 часов вечера.

Вопрос командам мальчиков: “Закрывают ли магазины?”

Магазины при десятичасовом рабочем дне открываются в 8 часов утра и закрываются в 7 часов вечера. Закрывается ли магазин на обеденный перерыв?

Ответ: Да, т.к. с момента открытия до момента закрытия проходит 11 часов, а не 10.

VIII. Конкурсы болельщиков

Кроссворд

Задание: Разгадай кроссворд и узнай название науки, которая помогла древним египтянам построить их пирамиды [3].

Вопросы к кроссворду:

  1. Квадрат, луч, точка – каждый из них … Ещё бывает в шахматах.
  2. Место, в котором одна точка принадлежит двум прямым.
  3. Замкнутый след от циркуля.
  4. Родина цифр: X, C, D, V и т.п.
  5. Его границы охраняют две точки.
  6. За их количество отвечает вторая цифра в трёхзначном числе.
  7. Самая высокая точка горы. Ещё бывает у треугольника.
  8. С его помощью находят ответ.
  9. Чтобы правильно решить пример нужно все действия привести в … Ещё он должен быть на твоём письменном столе.

Ответы: 1 Фигура, 2 Пересечение, 3 Окружность, 4 Рим, 5 Отрезок, 6 Десяток, 7 Вершина, 8 Решение, 9 Порядок. Ключевое слово: геометрия.

Продолжи пословицу

  • Не имей … рублей,
    А имей … друзей. (сто, сто)
  • … раз отмерь,
    … раз отрежь. (семь, один)
  • За … зайцами погонишься –
    Ни … не поймаешь. (двумя, одного)
  • Ум хорошо, а … лучше. (два)

IX. Конкурс капитанов

“Попади в корзину” [2]

Задание: Решить задачу “Какое число я задумал”.

Я задумал число, прибавил к нему 12, полученную сумму умножил на 3 и получил 48. Какое число я задумал?

Ответ: 4.

X. Подведение итогов игры:

  • объявляется команда-победитель;
  • члены команд получают сладкие призы.

Слово учителя:

Наша игра подошла к концу. Всем большое спасибо за участие! Хочу закончить наше мероприятие словами из стихотворения С.Маршака “Пожелание друзьям”.

Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье,
Оно для дальнего пути –
Главнейшее условие.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет,
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам не дёшево.

Литература

  1. Зайкин М.И. Математический тренинг: Развиваем комбинационные способности. Книга для учащихся 4-7 классов общеобразовательных учреждений. – М: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 1996. –176с., 324 илл.
  2. Нагибин Ф.Ф., Канин Е.С. Математическая шкатулка: Пособие для учащихся 4-8 кл.сред.шк. – 5-е изд. – М: Просвещение, 1988. –160с.: ил.
  3. Петерсон Л.Г. Математика. 4 класс. – М: “Баласс”, “С-инфо”, 1999.
  4. Труднев В.П. Считай, смекай, отгадывай: Пособие для учащихся нач.школы. – М: Просвещение, 1980. – 127с.,ил.
  5. Шарыгин И.Ф., Шевкин А.В. Математика: Задачи на смекалку: Учеб.пособие для 5-6 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 80с., ил.