Творческая разработка "Проектная деятельность младших школьников на уроках внеклассного чтения"

Разделы: Начальная школа


Введение.

Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменений ни одну сторону школьного дела. В проекте ФГОС НОО говорится: “Реализация основной образовательной программы начальной ступени общего образования осуществляется в следующих видах деятельности младших школьников: учебном сотрудничестве, индивидуальной учебной деятельности, творческой и проектной, учебно-исследовательской, трудовой, спортивной. Эти виды учебной деятельности в соответствии со Стандартом получают приоритетное развитие по сравнению с традиционными: воспроизведение рассказа учителя, участие во фронтальном опросе, выполнение проверочной работы”. (/ Проекты / Федеральный Государственный Образовательный Стандарт / Проекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.) Именно применение вот этих видов деятельности в своей педагогической практике, а не просто совокупность неких знаний в голове – вот к чему нужно стремиться педагогам. Самообразование – очень важный момент в современном обществе. В условиях, когда объем информации, удваивается каждые пять лет, важно не просто передать знания человеку, а научить его овладевать новым знанием, новыми видами деятельности. Это принципиальное изменение. Вот поэтому на своих уроках основное внимание уделяю развитию видов деятельности ребенка, выполнению различных проектных, исследовательских работ. Ведущее место среди них занимает проектная деятельность. В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.

Проектная деятельность младших школьников на урока внеклассного чтения.

1. Теоретические сведения о методе проектов.

Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования. Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проектусовершенно особые.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) –исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации. Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных. 3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы. 4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт. 5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы. Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др. Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!

В своей творческой разработке я представляю проектную деятельность учащихся 3 класса на уроке внеклассного чтения.

2. Практическая часть.

Тема: “Создание опорной таблицы по теме: “Сообщение о сказке как литературном жанре”.

Форма презентации: деловая игра

Вид продукта: опорная таблица

Цель: повышение уровня знаний о сказке как литературном жанре через формирование учебных умений и действий обрабатывать и систематизировать информацию.

Задачи:

  1. Создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.
  2. Развивать умения и действия в работе со справочной и художественной литературой; анализе художественного произведения; сравнении различного литературного материала; владении элементарного способа получения и обработки информации; развивать самостоятельность, рефлексию и самоанализ, умения работать группами; коммуникативные навыки.
  3. Расширять кругозор и познавательный интерес.
  4. Воспитывать чувство коллективизма, толерантность.

Оборудование: источники литературы для каждого учащегося; заготовки для будущего проекта, компьютерное обеспечение, иллюстрации, условные обозначения – картинки; цветовая гамма.

Ход урока

I. Организационный момент.

    • Деятельность учителя:

Учитель сообщает учащимся, что данный урок будет одним из цикла проектной деятельности. Предлагает классу разделиться на 4 группы по интересам. Раздает карточки с критериями.

    • Деятельность учащихся:

Учащиеся вспоминают особенности организации работы на таком уроке, правила работы в группе. Делятся на 4 группы по желанию и пересаживаются в соответствии с табличками: “Аналитики”, “Экспериментаторы”, “Иллюстраторы”, “Исследователи”.

II.Создание проблемной ситуации.

    • Деятельность учителя:

Учитель напоминает учащимся, что они хорошо знают характеристику сказки, как жанра, ее определение; виды сказок; знают отличия сказки от легенды, сказочной повести, былины. Говорит о завершении уже нескольких разделов, связанных со сказками, о накоплении большого материала, о большом количестве полученной информации. Для того, чтобы умело использовать информацию, нужно научиться ее обрабатывать и систематизировать.

– Какие формы систематизации вы можете предложить?

    • Деятельность учащихся:

Учащиеся предлагают возможные варианты ответов: альбом, опорная таблица, памятка, игра.

III. Формулирование целей и задач проектной деятельности.

    • Деятельность учителя:

Учитель сообщает о целях и задачах проектной деятельности учащимся

Цель: формирование умений учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

Задачи:

1.Создать опорную таблицу для сообщения о сказке как о жанре.

2.Развивать умения и навыки в работе со справочной и художественной литературой; анализе художественного произведения; сравнении различного литературного материала; владении элементарного способа получения и обработки информации; развивать самостоятельность, умения работать группами.

3. Расширять кругозор и познавательный интерес.

4.Воспитывать чувство коллективизма, терпимости друг к другу.

    • Деятельность учащихся:

Принимают предложения учителя, уточняют и конкретизируют цели и задачи: учиться обрабатывать и систематизировать информацию.

IV. Подготовка к созданию проекта.

    • Деятельность учителя:

Учитель предлагает учащимся назвать основные этапы создания опорной таблицы для сообщения о сказке как о жанре.

Затем учитель ставит задачу – наметить разделы проекта с целью удобства систематизации информации.

    • Деятельность учащихся:

Учащиеся предлагают свои идеи в виде “мозгового штурма”

“Аналитики” отбирают наиболее подходящие. В результате на доске, в том месте, где обозначена “Сборка”, помещают заготовки для будущего проекта. (см. Приложение 1)

V. Основной этап создания проекта.

1. Формулирование определения сказки.

    • Деятельность учителя:

Учитель предлагает аналитикам выбрать из предложенных им трех формулировок единственно верную и обосновать свой выбор.

Предлагаемые формулировки:

  1. Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.
  2. Сказка – это научно– фантастическое произведение.
  3. Сказка – это произведение, в котором разговаривают животные.
    • Деятельность учащихся:

“Аналитики”, отвечая на вопрос:

– Что такое сказка? …

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

… прикрепляют в первый раздел нужную формулировку.

2. Создание классификации сказок по различным признакам.

    • Деятельность учителя:

На доске появляется карточка с надписью: “Экспериментальная лаборатория”. Учитель вывешивает признаки классификации сказок:

– по авторству;

– по видовым особенностям.

Учитель предлагает “Экспериментаторам” поработать с отрывками из сказок. На доске под карточкой с надписью “Экспериментальная лаборатория” учитель записывает название книги и номер страницы.

    • Деятельность учащихся:

“Экспериментаторы” работают с предложенными отрывками из сказок, затем зачитывают отрывки по очереди и называют вид сказки по каждой из классификаций.

“Аналитики” после окончания этого вида работы делают вывод: называют две классификации в целом, формулируют черты отличия.

“Иллюстраторы” отбирают из предложенных им названий видов сказок нужные и располагают их в правильной форме на заготовке для второго раздела проекта.

    • Деятельность учителя:

Для развития у учащихся способности к дифференцированию учитель предлагает “иллюстраторам” следующие формулировки видов сказок на карточках:

– богатырские;

– волшебные;

– поучительные;

– о животных;

– смешные;

– бытовые;

– былины.

    • Деятельность учащихся:

В результате на втором листе появляется схема, составленная “иллюстраторами”. (см. Приложение 2).

3. Определение особенностей волшебной сказки.

    • Деятельность учителя:

Учитель отмечает отрывки в волшебных сказках.

    • Деятельность учащихся:

“Экспериментаторы” зачитывают из волшебной сказки отмеченные учителем отрывки и называют признак волшебной сказки.

“Аналитики” повторяют признаки волшебной сказки.

“Иллюстраторы” подбирают соответствующие условные обозначения –картинки, вывешивают их на доску:

– испытание;

– превращение;

– сказочное существо;

– сказочный предмет;

– необычное место действия;

– повтор.

В результате на заготовке третьего раздела появляются условные обозначения признаков волшебной сказки. (см. Приложение 3).

4. Определение черт отличия от других сходных жанров.

    • Деятельность учителя:

Учитель говорит о различных источниках информации. Следующий раздел проекта будет создаваться с помощью компьютерной обработки.

Звучат отрывки из былины “Илья Муромец и Святогор”, из сказочной повести и легенды.

    • Деятельность учащихся:

“Аналитики” называют отличительные признаки этих жанров.

“Иллюстраторы” показывают соответствующий условный знак и помещают его на заготовку для четвертого раздела.

Отличие сказки от других сходных жанров. (см .Приложение 4)

5.Определение особенностей языка сказки.

    • Деятельность учителя:

Учитель сообщает, что в данном разделе источником информации будет служить инсценированный диалог.

    • Деятельность учащихся:

В качестве домашнего задания “Иллюстраторы” подготовили инсценировку отрывка из сказки. Задача “Аналитиков” – найти особые слова и выражения.

“Аналитики” называют такие слова и выражения после просмотра инсценировки.

    • Деятельность учителя:

Учитель помещает на заготовку пятого раздела репродукцию картины В.М. Васнецова “Иван– царевич на Сером волке”. (см. Приложение 5)

    • Деятельность учащихся:

“Испытатели” составляют мини – зарисовку по иллюстрации к сказке с использованием сказочных слов и выражений.

6. Определение особенностей использование цветовой гаммы в сказке.

    • Деятельность учителя:

Учитель делает переход от предыдущего раздела.

– По иллюстрации можно судить о преобладании определенных цветов в сказках. Но иллюстрация – это лишь отражение особого колорита сказок. Издавна народ придавал большое значение цвету. Вспомните указания на различные цвета из знакомых сказок.

    • Деятельность учащихся:

Учащиеся из любой группы приводят примеры.

    • Деятельность учителя:

– Сопоставьте ситуации, когда упоминаются разные цвета, и определите приблизительные значения каждого цвета.

    • Деятельность учащихся:

Задания выполняют учащиеся из любой группы.

    • Деятельность учителя:

Для самопроверки учитель прикрепляет в “Экспериментальную лабораторию” карточки разного цвета: желтого, красного, белого, зеленого, синего, черного. С обратной стороны каждой карточки написано приблизительное значение этого цвета в сказке. После высказывания детьми предположений учитель переворачивает карточку и появляется соответствующее слово. После завершения работы карточки помещаются в шестой раздел проекта. (см. Приложение 7)

VI. Этап испытания проекта.

    • Деятельность учителя:

Учитель говорит о том, что в результате подробной обработки различных видов информации и фиксирования результатов этой обработки получилась опорная таблица для составления сообщения о сказке как о жанре.

Испытание созданного проекта будут проводить учащиеся из группы “Испытатели ”.

    • Деятельность учащихся:

“Испытатели ” рассказывают по очереди с опорой на составленную таблицу о сказке как о жанре.

VII. Итоги урока.

    • Деятельность учителя:

– Какую цель и какую задачу мы ставили перед собой в начале урока?

    • Деятельность учащихся:

Примерные ответы учащихся:

-Учиться использовать и обрабатывать полученную информацию; создавать в ходе проекта опорную таблицу.

    • Деятельность учителя: рефлексия

– Удалось ли нам достигнуть поставленной цели и задачи? Какие трудности встретились? Что показалось наиболее интересным?

    • Деятельность учащихся:

Учащиеся отвечают в зависимости от результатов работы.

Заключение.

Подводя итоги, делаю вывод: метод проектов – это совместная деятельность учителя

и учащихся, направленная на поиск решения возникшей проблемы, проблемной ситуации.

Считаю, что вовлечение младших школьников в проектную деятельность необходимо. В этом возрасте закладываются личностные качества, формируются отношения в коллективе. Кроме того, в процессе проектирования у учащихся формируется система интеллектуальных, общетрудовых, специальных знаний, умений и навыков; развиваются психические процессы; воспитывается коммуникативность, инициативность, предприимчивость. Они учатся работать самостоятельно, пользоваться разными источниками для нахождения информации. Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова: “В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности”. (Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – сто это? –  М.: АМК и ПРО, 2005.) Учителю отводится роль организатора, который должен определить тему и задачи данной проектной деятельности, поставить цели, прогнозировать все этапы, включая конечный продукт.

Список литературы

  1. Господникова, М.К. Проектная деятельность учащихся в начальной школе [Текст] / сост. Господникова, М.К. и др.– Волгоград: Учитель,2009-С.40-47
  2. Новикова, Е.Б. Совместная проектная деятельность детей и взрослых [Текст] / Е.Б. Новикова // Начальная школа.– 2008. -№ 5. – C. 34-38.
  3. Пахомова, Н.Ю. Проектное обучение – что это? [Текст] : из опыта метод. работы / дайджест / сост. Н.Ю.Пахомова под ред. Э.М.Никишина // Методист. -.М.: АМК и ПРО,. 2005.
  4. Проекты : Федеральный Государственный Образовательный Стандарт: [Электронный ресурс] : проекты Федерального Государственного Образовательного Стандарта начального общего образования.– М. : 2009. – Режим доступа: mon. gov. ru./ pro / fgos / noo/.
  5. Шликене, Т.Н. Метод проектов как одно из условий повышения мотивации обучения учащихся [Текст] / Т.Н. Шликене // Начальная школа.– 2008. -№ 9. – C. 34-38.

Приложение