Урок ИЗО в 7-м классе по теме "День освобождения Воронежа"

Разделы: МХК и ИЗО


Цель:

  • Воспитание патриотизма и любви к родному городу средствами художественно-творческой деятельности на уроках изобразительного искусства.
  • Познакомиться с понятием “исторический жанр”.

Задание: Выполнить эскиз на тему : “День освобождения Воронежа”.

Материалы: Бумага, гуашь, акварель, кисти, карандаш.

Зрительный ряд: Репродукции, рисунки на тему Великой Отечественной войны.

Ход урока

Учитель: Ребята, сегодня на уроке мы с вами начинаем знакомиться с новым жанром изобразительного искусства, с “историческим” жанром. Мы помним, что говоря о жанрах изобразительного искусства, мы всегда подразумеваем ответ на вопрос: “Что изображает художник?”. И отвечая на этот вопрос давайте вспомним какие жанры нам уже известны?

Ответы детей:

  • Пейзаж - изображение природы.
  • Натюрморт - изображение предметов.
  • Портрет - изображение человека.
  • Анималистический жанр - изображение животных.

Учитель: Правильно. А что должен изображать художник, работая в историческом жанре?

Ответ: Наверное, какие-то исторические события.

Учитель: Да. Историческим называется жанр в котором художник изображает исторические события, события, вошедшие в историю. И сегодняшний урокмы посвящаем историческим событиям связанным с нашим родным городом, событиям происходившим в годы Великой Отечественной войны.

Самая тяжелая и славная страница в истории Воронежа – Великая Отечественная война.

212 дней и ночей шли бои с немецко-фашистскими захватчиками за Воронеж. Враги так и не смогли захватить его полностью. Линия фронта прошла через город. Левобережный район и важный северо-восточный сектор города с центром в районе СХИ оставались в руках советских войск. Упорные бои шли в парке культуры и отдыха, в районе Березовой рощи.

В августе 1942 года советские воины захватили в центре города Чижевский плацдарм, заставив врага потратить много сил в бесплодных попытках сбросить их с западного берега реки Воронеж.

Песчаный лог – место, памятное воронежцам по трагическим событиям Великой Отечественной войны. Расположено на южной окраине города по дороге к селу Малышево.

Здесь в конце августа 1942 года немецко-фашистские бандиты расстреляли 450 мирных жителей, в том числе 35 детей.

Это были пострадавшие от бомбежек и артобстрелов женщины, старики, подростки и грудные дети, находившиеся на излечении в госпитале, который располагался в здании 29-й школы.

Фашистские изверги под предлогом передислокации госпиталя партию за партией вывозили раненых и методически уничтожали их. Песчаный лог стал огромной братской могилой. Вся операция сохранялась в глубокой тайне. И только случайно уцелевшая жительница города рассказала о чудовищном преступлении гитлеровцев.

Сколько мужественного, высокого, героического выпало на долю разбитого, но не сломленного города! В время Великой Отечественной это был огненный край, фронтовая полоса, город на передовой, город-воин.

Земля, густо поросшая обелисками. Памятники воинам, полкам, дивизиям, армиям.…

Страшное зрелище представлял Воронеж в ту пору - руина громоздилась на руине.… Есть в Воронеже здание, которому навсегда суждено остаться в руинах. Это здание бывшей областной больницы.

Изначально предназначенное для исцеления людей, оно стало местом гибели многих: в сорок втором на его этажах, объятых огнем, не смолкала стрельба, шел упорный, длительный бой. На фоне синего солнечного неба - бывшее больничное здание с зияющими обвалами купола, со скрюченными, поломанными, как деревья в ураган, колоннами. Непривычно, странно средь новых многоэтажных построек видеть этот угрюмый призрак войны, скорбное напоминание о том, каким был весь Воронеж.

До 25 января 1943года советские войска обороняли город, выполняя важную задачу – прикрывали Москву с юга и сковывали силы вражеских дивизий.

25 января войска Воронежского фронта, перейдя в наступление в районе Воронежа, опрокинули части немцев и полностью овладели городом.

В достижение Великой Победы 9 Мая 1945 года воронежцы внесли большой вклад. Боевые заслуги города Воронежа отмечены орденом Отечественной войны 1 степени в 1975 году и присвоением почетного звания “Город воинской славы” в 2008 году.

Искусство всегда увлекалось историей. Искусство дает нам возможность не только увидеть прошлое, но и пережить его. Мы переживаем, рассматривая работы, созданные другими художниками. Переживаем, создавая свои картины. Мы не описываем событие, а ставим себя на место героев – переживаем, как бы становимся участниками этих событий. Пробуем понять и пережить то, что пережили участники тех событий. Мы пробуем поставить себя на место бойцов, которые сражались на улицах города, вели бой за каждый дом, за каждую пядь земли.

Мы пробуем поставить себя на место бойца, увидевшего город после освобождения: “От вокзала осталась груда камней… Проспект Революции производит страшное впечатление: нет ни одного целого дома… Петровский сквер весь в окопах, блиндажах. В Кольцовском сквере тысячи могил с крестами. Здесь немцы устроили кладбище… Горит здание обкома партии, вернее то , что от него осталось огромные развалины (сейчас на этом месте Никитинская библиотека).

Выполняя сегодняшнее задание, мы должны помнить, что мы изображаем боевые действия, бои на улицах города.

Учитель: Скажите, какие особенности при изображении мы должны будем учитывать?

Ответы детей: Обычно мы изображаем боевые действия на фоне поля. Где-то вдалеке может быть лес, так как обычно бои велись на открытой местности. Когда бой ведется на улицах города, то фоном будут служить дома, деревья, различные элементы городской среды.

Из рассказов очевидцев событий тех лет мы знаем, что город был сильно разрушен, он представлял собой руины. Этот факт надо учитывать при работе над картиной.

Учитель: Хорошо. А что еще мы должны помнить. Когда работаем над исторической картиной? Как мы должны показать зрителю то время, ту эпоху, которую мы изображаем?

Ответы детей: В разное время, в разных странах были разные костюмы, головные уборы, архитектура зданий. Это все передавало достоверность изображаемых событий.