Использование регионального компонента на уроках технологии по теме "Материаловедение. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей"

Разделы: Технология


Класс: 6

Занятие: 1

Урок: 1-2

Тип урока: комбинированный, с элементами игры.

Время урока: 90 мин.

Тема: Материаловедение. Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей.

Цель: познакомить учащихся с натуральными волокнами животного происхождения; научить различать волокна по своему составу.

Задачи:

  • воспитывать любовь к традициям своего края; внимательность, аккуратность, бережное отношение к школьному оборудованию; создавать атмосферу сотрудничества, взаимопомощи;
  • развивать интерес к истории сибирского края; кругозор учащихся, эстетический вкус, прививать навыки культуры труда.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, плакаты “Виды волокон животного происхождения”, “Породы овец”, коллекция “Волокна”, набор луп, пинцетов и огнеупорных чашек, образцы тканей, спички.

Ход урока

I. Вводный инструктаж.

  1. Сообщение темы и целей урока.

Проверка готовности учащихся к уроку.

Устный опрос учащихся по теме “Общие правила техники безопасности”.

Вопросы для повторения:

  1. Какие правила поведения необходимо соблюдать в кабинете “Технология”?
  2. Как должно быть организовано рабочее место?
  3. Назовите меры безопасности при работе с огнем?
  4. Что должны сделать учащиеся по окончании работы?

2. Изучение нового материала.

Учитель:

  • Из чего получают ткань?
  • Из чего получают нити?
  • Какие волокна вы знаете?
  • На какие 2 группы их можно разделить?

Дети отвечают на заданные вопросы.

Игровой элемент урока: (приложение 1)

Звучит музыка из кинофильма “Морозко” режиссера А. Роу. Импровизированное окошко русской избы открывается, выглядывает бабуля в русском наряде. Под окном сидят три девицы в русских народных нарядах, в валеночках. Они заняты рукоделием.

Бабуля:

А сейчас, ребятушки, я вам поведаю такую историю. Сидели рядком три девицы под окном. Да не просто девицы, рукодельницы – мастерицы. Первая девица не только мастерица, но и знаток языка животных. Ростит, холит, лелеет, а в ответ благодарность имеет. С каждой овцы шерсть, что не уступит по качеству “Золотому руну” из далекой Греции. (Показывает на плакат “Породы овец”).

Первая девица:

А как же вы хотели? Сибирские морозы требуют теплой одежки, мягкой, пушистой. Ведь у меня каждая козочка, каждый барашек до 10 кг шерсти приносит. А я эту шерстку сестрице передаю.

Бабуля:

Другая девица не меньшая мастерица – нитку прядет да ткань ткет.

Вторая девица:

Прялка расписная, веретено резное. Мне батяня их сделал. Работаю и пою. Ладная песенка получается под мурлыкание кота Васьки и ниточки ровные. Да как заправлю я их в ткацкий станок, да пущу в ход шустрый челнок. Ряд за рядком – полотно получается. Мягкое, не мнется, долго не рвется. Но хочу предупредить: влага попадет – ткани меньше станет, усядет, сваляется. А вот другая моя сестрица, право, ох уж мастерица! Ткань у меня берет, да одежку всем нам шьет.

Бабуля:

Что могу добавить я? Ткани разные бывают: драп, сукно, кашемир, габардин и трико и много других. Всех не перечесть, но вас прошу сей факт учесть (грозит указательным пальцем).

Первая девица:

Ну а теперь нам пора обратиться к третьей нашей сестрице.

Третья девица:

Я, конечно, мастерица. Но не одна я такая. Все вы можете этому научиться, приложив терпение и старание.

Бабуля, мучает меня давно вопрос, как можно использовать те остатки шерсти, ниток, пряжи, что на ткань не пошли?

Бабуля:

А вы гляньте на свои ноженьки, во что они у вас обуты?

Сестрицы хором удивленно:

Валенки?!

Бабуля спрашивает учащихся:

А в стужу сибирскую, чем вы головушку и рученьки закрываете, да шею и ноженьки утепляете?

Отвечают учащиеся: (шапки, шарфы, варежки, носки).

Сестрицы демонстрируют вязаные изделия.

Вторая девица (смотрит на валенки и спрашивает):

Бабуля, а кто же ткет такое полотно для валеночек? На моем станке так не получится.

Бабуля:

Дурашка ты. Валенки делают мастера катали из различных сортов шерсти с учетом свойства сваливания. А подробнее с этим мастерством мы сейчас познакомимся.

Учащиеся рассказывают заранее подобранный материал о мастерах каталях в России и Сибирской губернии (приложение 2).

Первая девица:

Ой, как интересно, да необычно! Но давно меня мучает вопрос. Слышала я, что есть на свете нитка длинная-предлинная, тонкая-претонкая, длиннее и тоньше волоса. У моих козочек и барашков таких нет.

Бабуля:

Верные у тебя сведения, внученька. Но “зверь” необычный эту нитку делает. И кличут его шелкопрядом тутовым, а нить та шелком зовется.

Бабуля обращается к учителю. Поведай нам, барышня, эту интересную историю.

Учитель рассказывает информацию из истории шелка (приложение 3), продолжение показа слайд-презентации (приложение 1).

Бабуля:

Хоть и не водится у нас шелкопряд тутовый, но ткань шелковая и нам нужна. Лето в Сибири жаркое бывает, заграничная ткань и нам гожа. В ней легко и прохладно. Будете вы, детки, как яркие бабочки порхать в шелковых сарафанчиках, радуя всех нас. Напоследок мы хотели сделать вам подарок: каждой паре девчат по набору лоскутков. А теперь мы откланиваемся. Успехов вам в учении!

Переодетые учащиеся уходят.

II. Текущий инструктаж

1. На доске сравнительная таблица свойств натуральных волокон.

2. Проводится короткая беседа по таблице.

3. Проведение инструктажа по выполнению практической работы “Отличительные признаки тканей из натуральных волокон”.

4. Повторение правил ТБ с ручными инструментами, знакомство с безопасными приемами обращения с огнем.

5. Выполнение учащимися практической работы (приложение 4).

III. Заключительный инструктаж

1. Учитель задает вопросы:

    • С какими волокнами вы познакомились сегодня на уроке?
    • К какой группе волокон они относятся?
    • Какого происхождения эти волокна?
    • Какими свойствами обладают ткани из этих волокон?
    • С какими профессиями вы сегодня познакомились?
    • Где пригодятся вам знания по материаловедению?

2. Итог урока.

Учитель анализирует урок, отмечает допущенные ошибки, оценивает работу учащихся.

3. Домашнее задание: параграф 1и 3; ответить на вопросы в конце параграфов

4. Уборка рабочих мест.