Авторская программа "Информатика и информатизационные технологии. 10–11-е классы. Профильный уровень"

Разделы: Информатика


Всего часов 280, из них в 10 классе – 140 часов; в 11 классе – 140 часов (136 часов).

Пояснительная записка.

Программа по информатике и информационно-коммуникационным технологиям составлена на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, утвержденного приказом МО РФ № 1089 от 05.03.04, и примерной программы среднего (полного) общего образования по информатике и информационным

технологиям (профильный уровень) МО РФ.

Программа профильного уровня предполагает изучение информатики и ИКТ в 10-11-х классах в объеме 280 часов, из них: 140 часов в 10 классе (4 час в неделю); 140/136 часов в 11 классе (4 часа в неделю). Значительное количество учебного времени отводится на практические занятия, практикумы, проектную деятельность.

Программой предусмотрено проведение:

  • контрольных работ (20 – 40 мин) – 12,
  • практических работ (10 - 20 мин) – 35.

Преподавание курса “Информатика и ИКТ” ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

Аппаратные средства: мультимедийные компьютеры, интерактивная доска, локальная сеть; мультимедиа проектор; принтер; сканер; графический планшет; цифровой фотоаппарат; цифровая видеокамера.

Программное обеспечение: операционная система Windows; полный пакет офисных приложений Microsoft Office; растровый графический редактор PhotoShop; векторный графический редактор Macromedia Flash, векторный графический редактор Corel Draw, система автоматизированного проектирования “Живая математика”; система оптического распознавания текстов FineRider; программа-архиватор WinRAR; антивирусная программа “Касперский”; редакторы web-страниц FrontPage, Dreamweaver; система программирования TurboPascal.

Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом МОУ лицей №3 в форме контрольных работ, защиты проектов.

Основное содержание примерной программы полностью нашло отражение в данной авторской программе.

Изменения, внесённые в учебную программу и их обоснование.

1. Данная программа конкретизирует и расширяет содержание отдельных тем образовательного стандарта в соответствии с математико-информационным профилем класса, дает распределение учебных часов по разделам курса и последовательности их изучения с учетом внутрипредметных и межпредметных связей, логики учебного процесса в классе с углубленным изучением математики и информатики.

2. Модуль “Программирование” перенесён в 10 класс, для того, чтобы дать учащимся дополнительный вариант поступления в ВУЗы по результатам предметной олимпиады по информатике.

3. Часть часов из раздела “Моделирование” внедрены в раздел “Средства ИКТ в работе с информационными моделями”, где более конкретно рассматриваются вопросы моделирования в определенных программных средах.

4. Введен раздел “HTML-программирование” как средство организации индивидуального информационного пространства.

5. Часы, выделенные на семинары, используются для защиты выполненных проектов.

Таблица тематического распределения часов (вариант I - 35, вариант II - 34 учебных недели в 11 классе)

№ п/п Разделы, темы Количество часов
Вариант I Вариант II
1 Техника безопасности и саниторно - гигиенические нормы при работе на компьютере 4 4
2 Компьютер 10 10
3 Представление информации 28 28
4 Основы логики и логические основы компьютера 30 30
5 Алгоритмизация и программирование(Pascal) 40 40
6 HTML- программирование 24 24
7 Моделирование, формализация и проектирование 16 16
8 Технология организации, поиска и сортировки информации 20 20
9 Средства ИКТ в работе с информационными моделями 62 62
  Информационное моделирование с помощью текстового редактора 8 8
  Информационное моделирование с помощью табличного процессора 20 20
  Информационное моделирование с помощью графического процессора 14 14
  Информационное моделирование с помощью мультимедийных технологий 20 20
10 Телекоммуникационные технологии 22 22
11 Информация и информационные процессы 12 12
12 Семинар 4 2
13 Резерв 4 2
ИТОГО: 280 276

Содержание обучения “Информатика и ИКТ” в 10 классе (140 часов)

1. Техника безопасности и санитарно-гигиенические нормы при работе на компьютере (2 часа)

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ.

2. Компьютер. (10 часов)

Архитектуры компьютеров. Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Программная и аппаратная организация компьютеров, других средств ИКТ. Операционная система: назначение и состав.Обзор OS. Графический интерфейс Windows

Логическая структура дисков Прикладное программное обеспечение. Файлы и файловые системы. Физическое и логическое форматирование жестких дисков. Архивация и разархивация файлов. Алгоритмы и методы архивации. Защита информации от несанкционированного доступа. Компьютерные вирусы и антивирусные программы.

3. Представление информации. (28 часов)

Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Формула Шеннона. Системы счисления, используемые в РС. Арифметика СС с различными основаниями, переводы. Двоичное кодирование текстовой информации. Аналоговый и дискретный способы представления изображений и звука. Двоичное кодирование графической информации. Двоичное кодирование звуковой информации. Скорость передачи информации. Расчет информационной емкости различных носителей информации.

4. Основы логики и логические основы компьютера (30 часов)

Основные понятия и операции формальной логики. Имена, логические операции, кванторы, правила построения и семантика. Примеры записи утверждений на логическом языке. Логические выражения. Переключательные схемы. Таблицы истинности. Логические функции. Основные законы логики. Преобразования логических выражений. Способы решения логических задач. Логические основы устройства компьютера. Базовые логические элементы. Сумматор двоичных чисел. Триггер.

5. Алгоритмизация и программирование(Pascal) (40 часов)

Алгоритм и его формальное исполнение. Правила построения и выполнения алгоритмов. Использование имен для алгоритмов и объектов. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом языке для графических и числовых исполнителей. Технология подготовки и решения задач с помощью компьютера. Структура и семантика операторов языка Pascal. Основные типы алгоритмических структур. Тип, имя и значение переменной. Арифметические, строковые и логические выражения. Алгоритмы решения задач вычислительной математики (приближенные вычисления площади; значения функции, заданной рядом; моделирования процессов, описываемых дифференциальными уравнениями). Матрицы (массивы). Работа с числами, матрицами, строками, списками, использование псевдослучайных чисел. Переборные алгоритмы.

6. HTML-программирование. (24 часа)

Инструменты создания информационных объектов для Интернет. Web-страницы и сайты. Тэги. Форматирование текста и размещение графики на Web-странице. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Формы на Web-страницах. Инструментальные средства создания Web-страниц. Тестирование, публикация, сопровождение Web-сайта.

Проектная деятельность.

Разработка комплексного мультимедийного объекта (или ряда объектов), из различных предметных областей, включающего текст, аудио и видео информацию, гиперссылки для размещения в Интернете, на компакт-диске, использования при выступлении, с использованием самостоятельно сделанных записей (видео- аудио, числовые) данных, найденных в Интернете и бумажных источниках.

7. Семинар (4 часа)

Защита проектов.

8. Резерв (2 часа)

Содержание обучения “Информатика и ИКТ” в 11 классе (140/136 часов)

1. Техника безопасности и саниторно-гигиенические нормы при работе на компьютере (2 часа)

Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ.

2. Моделирование, формализация и проектирование (16 часов)

Моделирование как метод познания. Формы представления моделей. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики, формулы как описания. Формализация. Типы информационных моделей. Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере. Использование информационной модели в процессах: общения, практической деятельности, исследования. Оптимизационное моделирование. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного эксперимента в учебной деятельности. Использование инструментов автоматизированного проектирования.

3. Технология организации, поиска и сортировки информации (20 часов)

Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления базами данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы, формы, запросы, отчеты). Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотечные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе. Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников информации. Реляционные базы данных.   Связывание таблиц в многотабличных базах данных.

4. Средства ИКТ в работе с информационными моделями (62 часа)

4.1 Информационное моделирование с помощью текстового редактора (8 часов)

Гипертекст. Компьютерные словари и системы машинного перевода текстов. Системы оптического распознавания документов. Квалифицированное оформление математического текста.

4.2 Информационное моделирование с помощью табличного процессора (20 часов)

Реализация упрощенного варианта бухгалтерского и материального учета на базе распространенного варианта динамических (электронных таблиц). Визуализации данных. Статистическая обработка данных. Информационные модели расчётных задач. Решение оптимизационных задач. Программирование в Excel.

4.3 Информационное моделирование с помощью графического процессора (14 часов)

Растровая, векторная и фрактальная графика. Форматы графических файлов. Растровые и векторные графические редакторы (обзор) Создание,  редактирование графических моделей в растровом, векторном редакторе .

4.4 Информационное моделирование с помощью мультимедийных технологий (20 часов)

Анимирование графических моделей.

5. Телекоммуникационные технологии (22 часа)

Компьютерные сети. Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Адресация в Интернете. Протокол передачи данных TCP/IP. Настройка соединения и подключение к Интернету. Технология World Wide Web. Браузеры Поисковые системы. Поиск информации в Интернете. Интерактивное общение в Интернете. Мультимедиа технологии в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа. Электронная подпись. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений.

6.Информация и информационные процессы (12 часов)

Информационное общество, информационная культура. Психофизиология информационной деятельности. Роль информации в современном обществе. Информационные ресурсы и каналы индивидуума, государства, общества, организации, их структура. Информационные ресурсы образования. Виды профессиональной информационной деятельности человека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы). Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения. Правовая охрана программ и данных. Защита информации Роль средств массовой информации.

7. Семинар (4 часа/ 2часа)

Защита проектов.

8. Резерв (2 часа/0 часов)

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения информатики и информационно-коммуникационных технологий ученик должен

знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
  • единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
  • основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;
  • программный принцип работы компьютера;
  • назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

уметь

  • выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
  • оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
  • оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
  • создавать информационные объекты, в том числе:
    • структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
    • создавать и использовать различные формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности – в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
    • создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности, в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов, учебных систем автоматизированного проектирования; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;
    • создавать записи в базе данных;
    • создавать презентации на основе шаблонов;
  • искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
  • пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем);
  • проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов и процессов;
  • создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;
  • организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
  • передачи информации по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использования информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.

Приложение 1.

Приложение 2.

Учебно-методический комплекс учителя.

Учебная литература.

  1. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. – М. Дрофа, 2008.

Дополнительно:

  1. Под ред.Семакина И.Г., Ханнера Е.К.: Информатика. Задачник-практикум в 2т. – М. БИНОМ, 2006.
  2. Шауцукова Л.З. Информатика (электронная версия Учебного пособия для 10 – 11 кассов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2000), http://book.kbsu.ru/
  3. Угринович Н.Д. Практикум по информатике и информационным технологиям. Учебное пособие. – М: БИНОМ, 2004.
  4. Windows-CD. Угринович Н.Д. Компьютерный практикум на CD-ROM. – М.: БИНОМ, 2004.
  5. www.school-collection.edu.ru - Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  6. http://www.it-n.ru - Сеть творческих учителей.
  7. https://urok.1sept.ru - Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"

Учебно-методический комплекс ученика.

Учебная литература.

  1. Фиошин М.Е., Рессин А.А., Юнусов С.М. Информатика и ИКТ. 10-11 кл. Профильный уровень. В 2 ч. – М. Дрофа, 2008.

Дополнительно:

  1. Под ред.Семакина И.Г., Ханнера Е.К.: Информатика. Задачник-практикум в 2т. – М. БИНОМ, 2006.
  2. Шауцукова Л.З. Информатика (электронная версия Учебного пособия для 10 – 11 кассов общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2000), http://book.kbsu.ru/