Сценарий интеллектуальной игры для учащихся 2–4-х классов "Пентагон"

Разделы: Начальная школа, Классное руководство


Оборудование:

  • листы для творческого задания,
  • бланки для ответов,
  • фломастеры,
  • книги В. Бианки,
  • оборудование для показа презентации.

Оформление:

  • названия команд на партах,
  • названия игры и команд на доске,
  • презентация.

Участники игры: В игре принимают участие одновременно неограниченное количество команд по 5-6 человек. Команды находятся за игровыми столами.

Ход мероприятия

Организационный момент:

Писатель Виталий Бианки говорил: “К чему ни начнешь прислушиваться - за самым обыкновенным, даже скучным, на первый взгляд, явлением скрываются удивительные вещи. Начнешь разбираться, а там – полно неизвестного: темные дебри маленьких и больших тайн. Весь огромный мир вокруг меня полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому что это самое интересное и увлекательное занятие в мире”.

Формулирование проблемы.

Познание мира осуществляется через познание самого себя, отношений с окружающими и познание окружающего нас мира. Делать свои открытия можно разными способами. Как вы думаете, какими? (Наблюдение, опыт, эксперимент, работа с информацией, поиск ответа на вопрос). Предлагаю вам сегодня сделать свои открытия, находя ответы на вопросы.

Целеполагание.

Какие темы вас больше интересуют?

К сожалению, многие темы мы сегодня взять не сможем. Но думаю, что некоторые открытия вы все-таки сделаете, и игра вас не разочарует.

Правила игры:

Итак, игра, называется “Пентагон”, от слова пента, что значит пять. Знаете ли вы правила этой игры? Каждый вопрос - это 5 подсказок. Первая - самая сложная, последняя - самая легкая. Ведущий объявляет тему вопроса, т.е. что надо отгадать (предмет, животное, человек, здание, растение). После каждой подсказки у команды есть 20 секунд на обсуждение и написание ответа. Команда сама решает, сдавать ли ей ответ с данной подсказки. Ответы команд сдаются жюри в письменном виде с указанием номера подсказки. Команда имеет право дать неограниченное число ответов. За правильный ответ после 1 подсказки команда получает 5 баллов. После 2 подсказки – 4 балла, после 3 – 3 балла, после 4 – 2 балла, после 5 – 1 балл. За каждый неправильный ответ вычитается 1 балл. Победившей считается команда, набравшая большее количество баллов.

Представление команд:

Как вы считаете, удобнее играть в команде или одному, и почему? Найдутся ли среди вас желающие сыграть в одиночку против всех?

В нашей игре сегодня принимают участие команды, приветствуем их аплодисментами.

Команды выходят, представляются.

Уважаемые игроки, какие правила работы в команде вы знаете?

  1. Соблюдаем дисциплину.
  2. Свое мнение высказывает каждый игрок команды.
  3. Свое мнение доказываем.
  4. Если не согласен с мнением другого, предложи свой вариант ответа.

Тема 1: Животное

  1. Гнездо этого зверька располагается высоко на дереве, около самого ствола. Это шар из разных веточек, травянистых стеблей, мха, диаметром 50 см. при морозе минус 10 градусов в нем бывает больше 10 градусов тепла!
  2. Когда она в колесе, это означает, что кто-то суетится, хлопочет без результатов.
  3. Зверька узнаем мы с тобой
    По двум таким приметам:
    Он в шубке серенькой зимой,
    А в рыжей шубке летом.
  4. А ее название говорит нам, что раньше на Руси они были и белыми.
  5. Пышный хвост торчит с верхушки.
    Что за странная зверюшка?
    Щелкает орехи мелко.
    Ну, конечно, это … (БЕЛКА)

Объявление результата

Тема 2: Растение

  1. В нашем регионе так называют ветреницу дубравную.
  2. Для того, чтобы он зацвел, ему необходимо много влаги и света, чего очень много весной. А питание он получает из своих собственных “кладовых”, которыми служат утолщенные подземные части растения.
  3. По-другому его еще называют первоцветом.
  4. По преданию в момент изгнания Евы из рая эти цветы появились из снега, чтобы хоть как-то подбодрить ее.
  5. Его название говорит, что он растет под снегом. (ПОДСНЕЖНИК)

Объявление результата

Творческое задание на сплочение команды

А сейчас, внимание: творческая минутка! Задача вашей команды придумать и нарисовать знак, который бы символизировал открытие тайн окружающего мира. Через одну минуту представьте его нам и объясните, почему выбрали именно этот знак.

Раздаю листы. Контролирую работу команд.

Команды по очереди представляют результаты своей работы.

Тема 3: Природное явление

  1. От этого явления получила название часть человеческого глаза.
  2. Многие народы мира за необычность, красоту и признак смены плохой погоды считали ее доброй предвестницей и приписывали ей магические свойства. На Руси существовало поверье, что это огромный добрый змей, пьющий воду из рек и морей и отдающий ее тучам.
  3. Фраза “каждый охотник желает знать, где сидит фазан” тоже о ней.
  4. В русской народной загадке это явление сравнивается с коромыслом.
  5. Русские люди называли ее “райская дуга”, отсюда и пошло ее название. (РАДУГА)

Объявление результата

Тема 4: Космос

  1. Под его действием образуется в организме витамин D, укрепляющий скелет.
  2. Это огромный раскаленный шар из водорода и гелия. Температура на поверхности 6 000 градусов
  3. У Корнея Ивановича Чуковского оно было украдено крокодилом.
  4. Это звезда, которую видно на небе даже днем.
  5. Ну-ка, кто из вас ответит:
    Не огонь, а больно жжет,
    Не фонарь, а ярко светит,
    И не пекарь, а печёт? (СОЛНЦЕ)

Подведение итогов игры.

Наша игра подошла к концу. Посовещавшись в течение минуты, оцените свою работу в команде.

Объявление счета, награждение команд.

Информацию для своих вопросов я взяла из книг (показываю книги). Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин писал: “Общение с книгой подготавливает нас к общению с людьми. И то и другое одинаково нам необходимо”.