Оборудование:
- листы для творческого задания,
- бланки для ответов,
- фломастеры,
- книги В. Бианки,
- оборудование для показа презентации.
Оформление:
- названия команд на партах,
- названия игры и команд на доске,
- презентация.
Участники игры: В игре принимают участие одновременно неограниченное количество команд по 5-6 человек. Команды находятся за игровыми столами.
Ход мероприятия
Организационный момент:
Писатель Виталий Бианки говорил: “К чему ни начнешь прислушиваться - за самым обыкновенным, даже скучным, на первый взгляд, явлением скрываются удивительные вещи. Начнешь разбираться, а там – полно неизвестного: темные дебри маленьких и больших тайн. Весь огромный мир вокруг меня полон неизведанных тайн. И я буду открывать их всю жизнь, потому что это самое интересное и увлекательное занятие в мире”.
Формулирование проблемы.
Познание мира осуществляется через познание самого себя, отношений с окружающими и познание окружающего нас мира. Делать свои открытия можно разными способами. Как вы думаете, какими? (Наблюдение, опыт, эксперимент, работа с информацией, поиск ответа на вопрос). Предлагаю вам сегодня сделать свои открытия, находя ответы на вопросы.
Целеполагание.
Какие темы вас больше интересуют?
К сожалению, многие темы мы сегодня взять не сможем. Но думаю, что некоторые открытия вы все-таки сделаете, и игра вас не разочарует.
Правила игры:
Итак, игра, называется “Пентагон”, от слова пента, что значит пять. Знаете ли вы правила этой игры? Каждый вопрос - это 5 подсказок. Первая - самая сложная, последняя - самая легкая. Ведущий объявляет тему вопроса, т.е. что надо отгадать (предмет, животное, человек, здание, растение). После каждой подсказки у команды есть 20 секунд на обсуждение и написание ответа. Команда сама решает, сдавать ли ей ответ с данной подсказки. Ответы команд сдаются жюри в письменном виде с указанием номера подсказки. Команда имеет право дать неограниченное число ответов. За правильный ответ после 1 подсказки команда получает 5 баллов. После 2 подсказки – 4 балла, после 3 – 3 балла, после 4 – 2 балла, после 5 – 1 балл. За каждый неправильный ответ вычитается 1 балл. Победившей считается команда, набравшая большее количество баллов.
Представление команд:
Как вы считаете, удобнее играть в команде или одному, и почему? Найдутся ли среди вас желающие сыграть в одиночку против всех?
В нашей игре сегодня принимают участие команды, приветствуем их аплодисментами.
Команды выходят, представляются.
Уважаемые игроки, какие правила работы в команде вы знаете?
- Соблюдаем дисциплину.
- Свое мнение высказывает каждый игрок команды.
- Свое мнение доказываем.
- Если не согласен с мнением другого, предложи свой вариант ответа.
Тема 1: Животное
- Гнездо этого зверька располагается высоко на дереве, около самого ствола. Это шар из разных веточек, травянистых стеблей, мха, диаметром 50 см. при морозе минус 10 градусов в нем бывает больше 10 градусов тепла!
- Когда она в колесе, это означает, что кто-то суетится, хлопочет без результатов.
- Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубке серенькой зимой,
А в рыжей шубке летом. - А ее название говорит нам, что раньше на Руси они были и белыми.
- Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверюшка?
Щелкает орехи мелко.
Ну, конечно, это … (БЕЛКА)
Объявление результата
Тема 2: Растение
- В нашем регионе так называют ветреницу дубравную.
- Для того, чтобы он зацвел, ему необходимо много влаги и света, чего очень много весной. А питание он получает из своих собственных “кладовых”, которыми служат утолщенные подземные части растения.
- По-другому его еще называют первоцветом.
- По преданию в момент изгнания Евы из рая эти цветы появились из снега, чтобы хоть как-то подбодрить ее.
- Его название говорит, что он растет под снегом. (ПОДСНЕЖНИК)
Объявление результата
Творческое задание на сплочение команды
А сейчас, внимание: творческая минутка! Задача вашей команды придумать и нарисовать знак, который бы символизировал открытие тайн окружающего мира. Через одну минуту представьте его нам и объясните, почему выбрали именно этот знак.
Раздаю листы. Контролирую работу команд.
Команды по очереди представляют результаты своей работы.
Тема 3: Природное явление
- От этого явления получила название часть человеческого глаза.
- Многие народы мира за необычность, красоту и признак смены плохой погоды считали ее доброй предвестницей и приписывали ей магические свойства. На Руси существовало поверье, что это огромный добрый змей, пьющий воду из рек и морей и отдающий ее тучам.
- Фраза “каждый охотник желает знать, где сидит фазан” тоже о ней.
- В русской народной загадке это явление сравнивается с коромыслом.
- Русские люди называли ее “райская дуга”, отсюда и пошло ее название. (РАДУГА)
Объявление результата
Тема 4: Космос
- Под его действием образуется в организме витамин D, укрепляющий скелет.
- Это огромный раскаленный шар из водорода и гелия. Температура на поверхности 6 000 градусов
- У Корнея Ивановича Чуковского оно было украдено крокодилом.
- Это звезда, которую видно на небе даже днем.
- Ну-ка, кто из вас ответит:
Не огонь, а больно жжет,
Не фонарь, а ярко светит,
И не пекарь, а печёт? (СОЛНЦЕ)
Подведение итогов игры.
Наша игра подошла к концу. Посовещавшись в течение минуты, оцените свою работу в команде.
Объявление счета, награждение команд.
Информацию для своих вопросов я взяла из книг (показываю книги). Русский писатель и историк Николай Михайлович Карамзин писал: “Общение с книгой подготавливает нас к общению с людьми. И то и другое одинаково нам необходимо”.