Цели игры:
- Активизировать изучение обучающимися экономических понятий и явлений по теме 1 “Предмет и метод экономической науки”;
- ознакомить участников аукциона с процедурой его проведения и использования кредита под определенный процент.
Содержание игры
Все участники перед началом аукциона получают в банке (функции банкира выполняет один из участников или сам аукционист (ведущий аукциона) первоначальный капитал в виде краткосрочного кредита под 30 % годовых (до конца аукциона) в размере 1000 рублей – игровых денежных знаков.
Это означает, что в конце аукциона все, взявшие кредит, должны вернуть в банк 1300 руб. (1000 руб. – это сам кредит и 300 руб. составляют 30% годовых от суммы кредита).
Расписываясь в банковской книге “Выдача кредитов” за его получение, лицеист одновременно с деньгами получает номер участника. Только имея такой номер, участник может претендовать на тот или иной лот, выставленный на аукционе.
В виде лотов, продаваемых на аукционе, предлагаются вопросы. Правильный ответ на приобретенный вопрос приносит участнику определенный доход.
Перед очередным туром аукционист объявляет порядок проведения торгов и характер предлагаемых лотов.
Первый тур
ОТКРЫТЫЙ ЛОТ – КОНКРЕТНЫЙ вопрос
Аукционист объявляет о том, что данный тур будет проходить по следующим правилам:
1. Аудитории задастся конкретный вопрос из изученных лицеистами тем.
2. Право на ответ может купить любой из участников, имеющих номер, заплатив наибольшую сумму в ходе открытых торгов.
3. Первоначальная стартовая цена каждого лота (права на ответ) составляет 100 м., а торговый (аукционный) шаг – 50 руб. Это означает, что торг ведется суммами, кратными 50 м. Например, один из участников называет свою цену за конкретный вопрос, предложенный аукционистом, – 150 руб. Если кто-то другой желает приобрести этот лот, он называет свою цену 200 руб., или 250 руб., или 300 руб. и т. д., т. е. каждый раз увеличивая цену на 50 руб. (или сразу на 100 руб., или на 150 руб. и т. д.).
4. Участник, называя свою цену, должен поднять и показать аукционисту номер, который он получил перед началом аукциона.
5. Участник, предложивший наибольшую сумму и купивший очередной лот, платит в банк сумму, за которую он купил этот выставленный лот.
6. За правильный ответ на вопрос, который был им куплен, участник получает денежное вознаграждение от 1000 до 1500 руб. в зависимости от сложности вопроса:
7. Участник, ответивший неверно на вопрос, платит в банк штраф в размере 100 руб., а лот снимается с торгов и может быть выставлен в конце тура для повторной продажи. Деньги, уплаченные в банк за вопрос, участнику аукциона не возвращаются.
8. Участник, у которого закончились деньги, может с разрешения аукциониста взять в банке дополнительный кредит, но не более 1000 руб. и под 50 % годовых.
9. При проведении аукционных торгов возможен вариант безналичных расчетов. В этом случае все участники аукциона оформляют и ведут лицевой счет.
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
Участник аукциона _______________________________________________________________
№ п/п |
Приход, рублей |
Расход, рублей |
Остаток, рублей |
В графе “Приход” участник записывает все суммы, полученные им в ходе аукциона (первоначальный кредит, денежные премии за правильные ответы). При оформлении полученных сумм следует соблюдать правило корреспондирующей записи, в соответствии с которым в одной строке делается запись только одной финансовой операции (приход или расход денежных средств) и обязательно рассчитывается и записывается остаток денег.
В качестве примера рассмотрим лицевой счет одного из участников – Смирнова Саши, взявшего первоначальный кредит в банке в размере 1000м.
ЛИЦЕВОЙ СЧЕТ
Участник аукциона Иванов Сидор Петрович
№ п/п |
Приход, рублей |
Расход, рублей |
Остаток, рублей |
1 |
1000 |
- |
1000 |
2 |
- |
350 |
650 |
3 |
1500 |
- |
2150 |
и т.п. |
Запись № 1 – это первоначальный кредит, взятый Ивановым Сидором Петровичем, запись № 2 свидетельствует о том, что он купил во время торгов один из лотов именно за эту сумму. 350 руб. сняты со счета. Записью № 3 зафиксировано получение денежного вознаграждения за правильный ответ на купленный вопрос.
Ведя постоянный учет, таким образом, каждый участник в любой момент игры видит реальный остаток своих денежных средств. Это удобно и для аукциониста: всегда при необходимости можно проверить кредитоспособность участника.
После оглашения правил аукционист отвечает на вопросы участников.
Затем открываются торги первого тура. Аукционист громко и четко задаёт первый вопрос (открытый лот) (табл. 1), объявляет денежное вознаграждение за правильный ответ и стартовую цену вопроса. “Как называется денежная единица Франции, Германии, Японии? Денежное вознаграждение за правильный ответ на этот вопрос составляет 1000 руб. Первоначальная стартовая цена вопроса – 100 руб. Кто даёт большую сумму?”
Далее так объявляется каждый лот.
Помните! Первоначальная стартовая цени каждого вопроса– 100 рублей.
После проведения первого тура аукциона делается небольшой перерыв, в ходе которого зрители, не участвующие в аукционе, могут взять кредит в банке под 30% годовых (т. е. до конца аукциона) и также принять участие в торгах второго и третьего туров.
Второй тур
ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – Тема урока
Аукционист объявляет о том, что в этом туре на продажу выставляется не конкретный вопрос, а определенная тема, изученная лицеистами. Участник узнаёт формулировку вопроса лишь после того, как он купит выставленный лот, т.е: уплатит максимально высокую цену из всех предлагаемых в ходе торгов.
Далее аукцион проходит по правилам 2-5, 8, 9 первого тура. Цена за правильный ответ на вопрос составляет от 1500 до 2000 руб. Участник, купивший лот и неправильно ответивший на вопрос, также платит штраф в размере 100 м., а лот снимается с торгов и может быть вновь выставлен, но уже в качестве открытого лота, так как вопрос известен участникам аукциона.
Аукционист объявляет начало торгов второго тура и выставляет первый лот (табл. 2). “Область деловых отношений. Денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос из этой области составляет 1500 руб. Первоначальная стартовая цена – 100 руб. Кто дает большую сумму?”
После того как кто-либо из участников купил этот лот, аукционист задает вопрос: “Как называется документ, в котором оговорены права и обязанности сторон сделки?”
Далее так проводятся торги каждого лота (табл. 2).
Помните! Стартовая цена любого вопроса – 100 рублей.
Так как на некоторые вопросы возможны неоднозначные ответы, корректность и правильность ответа устанавливает аукционист или координатор игры.
Третий тур
ЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – НЕИЗВЕСТНЫЙ ВОПРОС
Аукционист объявляет, что в этом туре участники покупают закрытый лот, не зная, какой вопрос и из какой темы будет в данном лоте.
Далее аукцион проходит по правилам 2-5, 8, 9 первого тура. Цена за правильный ответ на купленный в лоте вопрос составляет от 2000 до 2500 рублей. в зависимости от сложности вопроса.
Объявляется начало торгов третьего тура.
“Первый лот – первый неизвестный вопрос. Первоначальная стартовая цена – 100 руб., а аукционный шаг – 50 руб. Денежное вознаграждение за правильный ответ на вопрос составляет 2400 руб. Кто даёт большую сумму?”
После того как кто-либо из участников купит первый лот, ведущий называет первый вопрос (табл. 3). “Как называется совокупность признаков, характеризующих состояние экономики и рынка в определенный период времени?”.
Торги остальных закрытых лотов – неизвестных вопросов (табл. 3) проводятся по методике торгов первого закрытого лота.
В заключение аукционист просит всех участников определить сумму на лицевом счете. Затем участники вычисляют сумму подоходного налога по ставке 13 % и вычитают ее из общей суммы дохода.
Каждый участник должен вернуть в банк взятый кредит и 30% годовых за пользование им, а затем называется победитель, т.е. участник, у которого остается на лицевом счете больше всего денег, и которому выставляется оценка “5”.
Таблица 1
Первый тур
ОТКРЫТЫЙ ЛОТ – КОНКРЕТНЫЙ вопрос
№ п/п |
Вопрос |
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб. |
1 |
Что такое экономика? | 1000 |
2 |
Какова структура экономики страны? | 1500 |
3 |
Что такое экономическая инфраструктура? | 1400 |
4 |
Что изучает макроэкономика? | 1000 |
5 |
Приведите примеры функциональных экономических наук. | 1200 |
6 |
В чём заключается познавательная функция экономической теории? | 1000 |
7 |
В чём заключается практическая функция экономической теории? | 1000 |
8 |
В чём заключается мировоззренческая функция экономической теории? | 1000 |
9 |
В чём заключается методологическая функция экономической теории? | 1000 |
10 |
Когда появилась первая теоретическая экономическая школа? | 1100 |
11 |
Какова суть неоклассического направления? | 1300 |
12 |
Что такое кейнсианство? | 1300 |
13 |
Какова заслуга П.Самуэльсона | 1300 |
14 |
Что такое потребность? | 1000 |
15 |
Что такое блага? | 1000 |
16 |
Что показывает кривая производственных возможностей? | 1200 |
Таблица 2
Второй тур
ПОЛУЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – Тема урока
№ п/п |
Тема и вопрос из неё |
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб. |
1 |
Структура экономики страны. Назовите два вида отраслей. | 1600 |
2 |
Уровни экономической теории. Что такое микроэкономика? | 1500 |
3 |
Уровни экономической теории. Что такое мезоэкономика? | 1500 |
4 |
Уровни экономической теории. Что такое мегаэкономика? | 1500 |
5 |
Система экономических наук. Приведите примеры отраслевых экономических наук. | 1600 |
6 |
Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея физиократизма? | 2000 |
7 |
Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея марксистской политэкономии? | 2000 |
8 |
Основные этапы развития экономической теории. Какова основная идея институционализма? | 2000 |
9 |
Потребности и их виды. Назовите факторы, формирующие потребности | 1900 |
10 |
Потребности и их виды. Каково содержание аксиомы 1? | 1500 |
11 |
Классификация благ. Какие выделяются блага по источникам возникновения? | 1600 |
12 |
Экономические ресурсы и их виды. Что такое экономические ресурсы? | 1500 |
13 |
Экономические ресурсы и их виды. Назовите виды материальных ресурсов. | 1700 |
14 |
Экономические ресурсы и их виды. Дайте определение понятию предпринимательству как экономическому ресурсу. | 1500 |
15 |
Экономические ресурсы и их виды. Какова суть аксиомы 2? | 1500 |
16 |
Кривая производственных возможностей. Какие издержки называются вменёнными? | 1800 |
Таблица 3
Третий тур
ЗАКРЫТЫЙ ЛОТ – НЕИЗВЕСТНЫЙ ВОПРОС
№ п/п |
Вопрос |
Денежное вознаграждение за правильный ответ, руб. |
1 |
Что изучает экономика как наука? | 2000 |
2 |
Назовите уровни экономической теории. | 2400 |
3 |
Перечислите функции экономической теории. | 2400 |
4 |
Назовите основные вопросы экономики. | 2300 |
5 |
Как называются способы, инструменты, приёмы, с помощью которых исследуется предмет экономической науки? | 2000 |
6 |
Назовите самых ярких представителей английской классической политэкономии 17-18 вв. | 2300 |
7 |
Какова основная идея маржинализма? | 2500 |
8 |
Кто является основоположником теории монетаризма? | 2500 |
9 |
Какие потребности называются материальными? | 2000 |
10 |
Какова суть закона возвышения потребностей? | 2100 |
11 |
Что такое факторы производства? | 2000 |
12 |
Назовите виды людских ресурсов? | 2200 |
13 |
Что такое капитал? | 2000 |
14 |
Что такое труд? | 2000 |
15 |
Что выражает закон уменьшения доходности? | 2200 |
16 |
Что показывает вогнутость кривой производственных возможностей? | 2200 |
Литература
1. Прутченков А.С., Райзберг Б.А., Шемякин Б.П. Рынок? Рынок… Ура! Рынок! – М.: Новая школа, 1994. – 64 с.