Интегрированное занятие "Виды геометрических фигур. Цвет и форма". Плоскостное моделирование и конструирование.

Разделы: Начальная школа


Интеграция — средство, обеспечивающее целостное познание мира и способности человека системно мыслить при решении практических задач.
Дети воспринимают лучше не готовые геометрические фигуры и тела, а созданные своими руками. Полученные знания сейчас же используются детьми на практике, в данном случае на уроке трудового обучения.

Какие же положительные моменты интеграции  можно выделить:

  • Благодаря интеграции в сознании учеников формируется более активная и всесторонняя картина мира.
  • Ребята начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер.
  • Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.
  • Интегрированные уроки позволяют учителю сократить сроки изучения отдельных тем, ликвидировать дублирование материала по разным предметам.
  • Интегрированные уроки снимают утомляемость.
  • Интегрированный урок обеспечивает совершенно новый психологический климат в процессе обучения и создает новые условия деятельности учителя и учащихся.
  • При интеграции возрастает темп изложения учебного материала, что концентрирует внимание учащихся и стимулирует их познавательную деятельность.

В соответствии с особенностями и целями применения разного рода задач, я предлагаю следующую структуру факультативного занятия. Его структура может включать в себя 4 этапа.

1. Этап. Разминка. Включает в себя геометрические ребусы, кроссворды на различные темы, графические диктанты, игры «Верю — не верю», «Данетки», и т.д.
2. Этап. Развитие психологических механизмов как основы развития творческих способностей.

Игра «Внимание» или, например, такие задания:

  • Сколько на рисунке треугольников? (других геометрических фигур?).
  • Чем отличаются картинки?
  • Раскрась участки, на которых ты встретишь такие фигуры.
  • Продолжи линию.
  • Дорисуй рисунки, чтобы они были одинаковыми и т.д.

Для развития воображения:

  • Нарисуй что хочешь. Составь геометрическое описание своего рисунка.
  • Надень волшебные очки, через которые мы видим всё вокруг нас только в виде треугольников (квадратов и т.д.), нарисуй, что у тебя получилось.
  • Дорисуй так, чтобы получился какой-то предмет. Игра «Давай пофантазируем». Даются различные фигуры или несколько фигур. Во второй этап мы также включаем задачи — шутки, задания со спичками

3 Этап. Решение частично-поисковых задач разного уровня

Здесь я предлагаю детям задания, решение которых они находят самостоятельно без участия учителя или при его незначительной помощи, открывают новые для себя знания.

Это задания на выявление закономерностей:

  • Раздели фигуры на группы.
  • Найди «лишний» рисунок.
  • Начерти розовый отрезок длиннее зелёного, зелёный длиннее синего, а коричневый равный розовому отрезку.
  • Найди закономерность и нарисуй все следующие многоугольники.
  • По какому принципу объединили данные фигуры и др.

Для развития творческих способностей учащихся огромное значение имеют такие частично-поисковые задания, которые содержат несколько вариантов решений.

4 Этап. Решение творческих задач

Такие задания требуют большей или полной самостоятельности и рассчитаны на поисковую деятельность, неординарный, нетрадиционный подход и творческое применение знаний.
Примером таких заданий могут быть разнообразные игры на составление фигур-силуэтов по своему замыслу: «Монгольская игра», «Танграмм» (из квадрата), «Вьетнамская игра» (из круга), «Колумбово яйцо», «Удивительный треугольник».
Решая творческие, нестандартные задания, дети испытывают радость приобщения к творческому мышлению.

Цели:

  • Обучающая: закрепить умения различать геометрические фигуры по их признакам, чертить;
  • Развивающая: развивать дивергентное мышление, воображение, моторику рук, внимание; развивать умения и навыки конструировать;
  • Воспитательная:формировать художественно-творческую личность.

Оборудование:

  • раздаточный материал: счетные палочки, геометрические фигуры в конвертах, цветная двусторонняя бумага, орнамент, круг (шаблон);
  • демонстрационный материал: геометрические фигуры, аквариум, солнышко;
  • линейка, карандаш, цветные карандаши, клей-карандаш.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Подбери признаки к слову «урок» (какой?) (Интересный, трудный, веселый и т.д.)

(Подбирая слова, дети садятся)

2. Тема занятия

а) Загадки

Три мои стороны                                                          Эта форма у клубка,
Могут разной быть длины                                           У планеты, колобка,
Где стороны встречаются –                                         Но сожми ее, дружок,
Угол получается.                                                           И получится …
Что же будет, посмотри!
Ведь углов в нем тоже три.

– О чем же мы сегодня будем говорить?   (О геометрических фигурах)

б) Практическая работа

– Найдите на доске треугольники. Докажите, что это так. Выложите счетными палочками треугольник.
– Найдите четырехугольники. Докажите. Выложите счетными палочками подобную фигуру.
– Найдите круги. Почему вы так решили?
– При помощи чего вы можете показать эту фигуру? (Нитка)
– Как назвать одним словом те фигуры, которые остались на доске? (Многоугольники)
– Что общего между всеми этими фигурами? (Геометрические фигуры, одинаковый цвет)
– Чем отличаются? (Формой)

3. Работа по теме

а) Конструирование

– К вам на помощь пришел Самоделкин и Самоклейкин, но по дороге они рассыпались. Их детали у вас в конвертах. Разложите детали на две группы.
– Какие у вас получились группы? (Цвет, форма)
– Разложите фигуры по форме.

– Соберите из этих фигур наших помощников. Приклеим.
– Какие фигуры лишние? (Треугольник и многоугольник) 

б) Работа в тетради

– Начертим треугольник в тетради. Поставим произвольно три точки. Что это будет? (вершины).
– Соединим прямыми. Что чертим? (стороны)
– Разделите этот треугольник одним отрезком, чтобы получилось три треугольника. Покажите эти треугольники.

4. Физминутка

– К вам заглянуло солнышко. Какое у него настроение?
– Как вы считаете, почему  солнышко веселое?

– А теперь отдохнем.

 – прошагай
– приседай.
Ну, а если  – дружок
Выполняй скорей прыжок.

5. Продолжение работы

– Какое настроение у этого солнышка?
– Как вы думаете, почему оно грустное?
– Будем заниматься так, чтобы такое солнышко к нам не заглядывало.

6. ИЗО

– Самоделкин принес вам задание. В орнаменте найдите те фигуры, из которых состоит наш помощник. Раскрасьте их цветами теплых тонов. Какие цвета вы возьмете? (выставка)
– Из каких фигур состоит Самоклейкин.
– Начертим  такую фигуру в тетради.  Дорисуйте кружочек, чтобы получился предмет.

7. Технология

– И нашим гостям, и Солнышку очень понравилось, как вы работаете. Сделаем гостям подарок.
(Из ватмана вешаю макет аквариума)
–  На что это похоже?
– Кто там может жить?
– Сделаем рыбок.

Выполнение  оригами «Рыбки»

– Заселим аквариум.
– Какую форму имеют рыбки? Докажите.

8. Итог

Подведем сейчас итог.
Как прошел у нас урок.

– С какими фигурами мы работали?
– Чем они отличаются друг от друга?
– Что общего между ними?
– Чему вы сегодня научились?
– Что узнали нового?
– Что для вас было трудным?
– Что для вас было самым интересным?
– Как вы работали? Скажите о себе.

Приложение 1.