Тема: Число 10.
Цели:
- познакомить с числом 10, рассмотреть состав числа 10, учить считать в пределах 10;
- закрепить умение решать задачи и уравнения;
- развивать память, внимание, логическое мышление.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– А теперь потрите ладошки так, чтобы они стали горячими. Быстро передайте тепло соседу по парте, соединив свои ладошки с ладошками товарища. Пусть тепло вашей души поддерживает вас и помогает вам.
2. Актуализация опорных знаний
– Ребята, я как-то читала внучке сказку про
колобка и вдруг поняла, что эта сказка
неправильная. В сказках всегда действуют две
силы: добро и зло.
– Что обычно побеждает в сказках?
– А в сказке «Колобок»?
– Как вы думаете, почему?
– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в
школе, мало знал.
– Давайте пригласим его к нам на урок, изменим
сказку и поможем спастись Колобку.
Захотелось бабке с дедом
Колобок испечь к обеду.
Вот испекся Колобок,
Разрумянен правый бок.
Бабка колобок взяла,
На окошко понесла.
Колобок лежит, мечтает,
Звезды на небе считает.
а) Устный счет
– Восстановите порядок чисел.
Н/Д 1.3…7.. 10 10.…5…1
– Какое число следует в натуральном ряду за
числом 9?
– На сколько 9 меньше 10?
– Какое число стоит левее 10 на две единицы?
– На сколько 7 меньше 9?
– Какое число надо увеличить на 3, чтобы
получилось 8?
– Сколько нужно прибавить к 5, чтобы получилось 9?
– И тут Колобок увидел созвездие:
– По какому признаку можно объединить звезды?
– Состав какого числа мы повторили?
– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться
считать?
– Давайте проверим.
б) Математический диктант:
– Укажите последующее число 7
– Укажите предыдущее число 10
– На сколько 5 меньше 8?
– Уменьшаемое 7, вычитаемое 5, чему равна
разность?
– Какое число стоит между 6 и 8?
– Первое слагаемое 4, второе слагаемое 2. Чему
равна сумма?
– Уменьшите 9 на 8.
– Увеличьте 2 на 3.
– Я задумала число. Из него вычла 3 и получила 1.
Какое число я задумала?
8 9 3 2 7 6 1 5 4
– Расставьте числа в порядке возрастания.
3. Постановка проблемы. Открытие нового
Надоело Колобку
На одном лежать боку.
И решил он погулять,
Еще больше мир узнать.
– А чтоб бабка с дедом не грустили, он решил испечь им много колобков.
Практическая работа
(Работают в группах: каждой раздается треугольник и 10 кружков двух цветов: количество кружков разного цвета в наборах разное)
– Давайте поможем Колобку. У вас на партах
противни, они необычной формы – треугольники, а
кружочки – колобочки.
– Выложите кружки на треугольнике.
– Сколько кружков всего?
– А раз у на 10 кружков двух цветов, мы можем
указать состав числа 10.
– Какой вариант состава числа 10 получился у вас?
Запишем на доске
1 + 9 = 10 9 + 1 = 10
…
4. Определение темы урока. Постановка целей
– Проанализируйте выполнение задания и
попробуйте определить тему урока. О чем мы будем
говорить сегодня?
– Какие цели мы поставим на сегодняшний урок?
5. Число и цифра 10
– Чем запись числа 10 отличается от остальных
известных нам чисел? (используем две цифры)
– 1 – очень важное число. Каждый человек в мире
уникальный, единственный. Одна мама у ребенка,
одно солнце на небе. Но это число часто грустит.
Грустно человеку жить одному. Да и нолю одному
несладко.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если слева, рядом с ним,
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять!
– Давайте запишем новое число в тетради.
– Откройте тетради. Запись числа.
– Посмотрите на следующую запись? Что это? Как
она образована? Можете прочитать эти числа?
– Ребята, а чего у человека в количестве 10?
– Давайте проверим.
6. Физминутка
Пальчик, пальчик, где ты был?
С этим братцем в лес ходил.
С третьим братцем щи варил,
А с четвертым кашу ел,
С пятым братцем песни пелШестой братец в лес пошел,
А седьмой грибок нашел,
Восьмой братец чистить стал,
Брат девятый жарить стал,
А десятый сам все съел,
Потому и потолстел.
7. Первичное закрепление, повторение пройденного
– Ребята, мы забыли про нашего Колобка.
По тропинке он бежит,
Заяц на тропе сидит.
Говорит ему Косой
Колобок, а ну постой.
Я тебя бы сразу съел,
Да ведь ты же поумнел.
Все про 10 расскажи,
На рисунках покажи.
а) Работа по учебнику.(Математика 1 класс стр.38)
– Ребята, давайте поможем Колобку.
– Откройте учебники.
– Посмотрите на числовой отрезок. Как получить
число 10?
– Сколько рыбок на картинке? Каким числом
обозначим их количество?
– Как еще можно записать число 10? (Х – римская
цифра, 10 в форме треугольника – десяток)
– Какой вариант состава числа 10 показам с
помощью игральных костей домино?
№1 стр. 38
– Посмотрите на первое выражение.
– По какому признаку объединены геометрические
фигуры?
– Обведите замкнутой линией.
№2 стр.38
– Вспомним состав числа, который нам
подсказали колобочки. Помогут нам дуги между
числами.
– Запишем на табло все выражения (по цепочке)
№3 стр. 38
Самостоятельная работа
– Вы запомнили состав числа 10? Давайте
проверим. Заполните самостоятельно окошечки в
замке. Проверяем по цепочке. 1 – это …
– На примере с числом 10 вспомните взаимосвязь
частей и целого (с устным комментарием).
Колобка волк увидал,
Облизнулся и сказал:
Чтоб не съеденному быть,
Надо уравнения решить.
Корни уравнения
Найди без промедления.
8. Решение уравнений
№6 стр. 39
– Обозначьте части и целое.
– Правило.
– Проверка корней.
9. Физминутка
Раз-два – выше голова.
Три-четыре – руки шире.
Пять-шесть – всем присесть.
Семь-восемь – лень отбросим.
Девять-десять – тихо сесть.
10. Решение задач
Колобок вперед бежит,
А на пне медведь сидит.
Колобка он увидал,
Облизнулся и сказал.
Будет мне обед! Удача!
Если не решишь задачу.
Поможем Колобку.
№7а стр.39
– Прочитайте.
– О ком говорится в задаче.
– Что известно из условия?
– Что нужно найти? Часть это или целое?
– Как найти целое?
– Давайте зарисуем схему в тетради.
– Сколько линий будем чертить?
– Основные слова? (было, купил)
– Что нужно найти?
– Запишите решение.
– Сколько тетрадей стало у Васи? Запишите ответ.
– ДАВАЙТЕ РЕШИМ ЕЩЕ ДВЕ ЗАДАЧИ. Вроде Мишка
сомневается (устное решение задач № 7б, 7в стр.
39)
б) находим меньшее число
в) находим часть
Ой, Колобка лиса поймала
Облизнулась и сказала:
Съем тебя сейчас я
Будет лисе счастье.
Колобок наш умным стал,
Лисе загадку он задал.
Тут лисе уж не схитрить,
Не смогла ее решить.
А вы, ребята, сможете?
№9 стр. 39. (Воды войдет поровну, так как чайник и самовар одинаковы по объему).
11. Итог
– Что нового узнали на уроке?
Загадка:
Есть у меня работники,
Во всем помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток.
12. Рефлексия
– Вспомните сегодняшний урок. Если он
понравился и у вас хорошее настроение, возьмите
желтый колобочек и нарисуйте ему веселое личико.
А если вам было трудно, многое не получалось,
нарисуйте грустное личико красному колобочку.
– Покажите мне ваших колобочков.