Цели урока:
- формирование представления об уменьшительно-ласкательных суффиксах как части слова;
- развитие умения образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, правильно писать суффиксы в словах;
- формирование навыков самоконтроля и самооценки.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
– Урок русского языка. Улыбнитесь друг другу,
настройтесь на активную работу, вспомните, как
нужно сидеть за партой при письме.
Мы продолжаем изучать часть речи, которая
называет предметы или состояния. Эти слова чаще
других употребляются в речи. Приготовим тетрадь
к работе (число, классная работа).
2. Определение темы урока. Проблемный вопрос
– С помощью, каких частей слова образуются
новые слова?
– Для чего служат суффиксы?
– Какая часть слова записана на доске?
– Попробуйте составить слова?
– Какое значение внесли суффиксы в эти слова? (-к-,
-ок-, -ик-, -ушк-, -ошк-, -ышк-, -юшк-, -онок-, -енок-, -очк-,
-ечк-, -чик-)
– Мы сегодня понаблюдаем, с помощью, каких
суффиксов образуются имена существительные с
уменьшительно-ласкательным значением.
3. Наблюдение
а) – Прочитайте. Назовите однокоренные имена существительные. Докажите, что это разные слова? Какие суффиксы образовали новые слова от основы ветер? Назовите существительное с уменьшительно-ласкательным значением.
– Выпишите однокоренные слова, разберите по составу.
Ветер, ветерок, ветрище,
Ты чего по свету рыщешь?
Лучше улицы мети
Или мельницы крути.
б) с.39, упр.265 (по заданию) –устно
4. Работа с текстом в рамке с.39.
5. Первичное закрепление
Образуйте с помощью суффиксов новые слова от основ имен существительных: трава, поле, стекло, колокол, изба, рука.
6. Физминутка для глаз
7. Упражнения в образовании имен существительных с уменьшительно-ласкательным значением
1 уровень. Образовать уменьшительно-ласкательные существительные, пользуясь иллюстрациями. Суффиксы выделить.
2 уровень. Образовать «ласковые» слова от основ имен существительных. Суффиксы выделить.
Дуб, горло, зерно, сестра, дед, коза, заяц, ручей, Ваня, голубь.
3 уровень. Образовать уменьшительно-ласкательные существительные (работа в паре). Один составляет основу, другой уменьшительно-ласкательные существительное.
– С помощью, каких суффиксов образуются уменьшительно-ласкательные существительные?
8. Самостоятельная работа
Вставить подходящие по смыслу существительные с уменьшительно ласкательным значением. Суффиксы выделить.
Из кустов вышел олень. За оленем выбежал _____________. Он лизнул влажным __________ соль. Тише дождь – посветлело за окнами. Улыбнулось из-за тучи ______. Под пушистой елкой укрылся рыжим листом __________.
9. Итог урока
– От чего и с помощью, каких суффиксов образуются имена существительные с уменьшительно-ласкательным значением?
10. Домашнее задание: с. 40, упр. 266.