Художественно-педагогическая идея: законы развития музыки тождественны законам развития жизни, всего живого на земле.
Цель: сформировать представление учащихся о развитии образов и их взаимосвязи в музыкальной драматургии на примере Увертюры «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
Задачи:
- познакомить с понятиями музыкальная драматургия, сонатная форма, экспозиция, разработка, реприза, кода;
- закрепить знания об увертюре и её роли в опере;
- рассмотреть построение музыкальных тем в экспозиции и взаимодействие в ней главных образов;
- выявить влияние выразительных и изобразительных средств на развитие сюжета оперы;
- развивать способности целостного восприятия образов, креативного мышления, навыки вокально-хорового пения, пластического интонирования.
Музыкальный материал: «Стать богатеем» Б.Ш.Окуджава, увертюра «Руслан и Людмила», песня «Алые паруса».
ХОД УРОКА
Вход под знакомую с предыдущего урока песню Булата Окуджавы «Стать богатеем». (Запись в исполнении автора).
Учитель: Знакома ли вам эта песня? Кто автор? О чём мы говорили на прошлом уроке?
Ученики: Эту песню «Стать богатеем» сочинил и исполнил Булат Шалвович Окуджава. Его можно назвать одним из представителей певцов-бардов.
Учитель: Каково значение этих песен? В чём секрет обаяния и популярности?
Ответы учеников с обобщением учителя:
– Песни Окуджавы всегда наполнены размышлениями о духовной жизни человека, о поисках добра, истины, справедливости. Каждое произведение – это лирическая исповедь мудрого, прожившего интересную жизнь человека и поэта.
Учитель: Прокомментируйте важные мысли из текста песни: «не всё то золото, не всё то золото, хоть и сверкает, и даже звенит», «но вдохновение для представления, разве возможно за деньги купить?», «но не построится и не устроится счастье твоё на несчастье чужом», «не покупается, не покупается доброе имя, талант и любовь».
Учитель: Давайте сделаем вывод: кроме материальных ценностей и благ существуют…(продолжите)
Ученики: ...духовные и моральные ценности, такие как талант, вдохновение, любовь, совесть, доброе имя.
Учитель: Как музыка помогает создать этот образ размышлений?
Ученики: Музыка звучит задумчиво, неторопливо, певуче.
Учитель: Прежде чем мы с вами споём эту
песню, давайте «настроим», т.е. подготовим ваши
голоса.
В качестве распевания поём вокализом мелодию 3 и 4
фраз куплета, в тональности вначале на 1 тон ниже,
чем в песне, затем дважды повышая на полтона,
используя гласные «У» и «О».
(Значимость такого распевания важна и с точки
зрения здоровьесбережения. По восточной теории,
а также по мнению Пифагора, каждая гласная буква
при пропевании оказывает лечебный эффект на
определённый орган человека, так например:
«А» – воздействует на печень, снимает спазмы
желчевыводящих путей,
«У» – отвечает за деятельность почек,
«О» – оживляет деятельность поджелудочной
железы,
«Е» – оказывает воздействие на сердце.
Очень полезно в качестве своеобразного массажа
коры головного мозга использовать распевание
без звука, т.е. с открытым ртом, мысленно
произнося гласные, например: А Э О).
Исполнение всей песни в характере. Проставление оценок лучшим исполнителям.
Учитель: Мне понравилась слаженность вашего исполнения. В жизни бывает по-разному: люди дружат, любят или терпят друг друга, сотрудничают, соперничают или даже конфликтуют. Согласитесь, и в вашем классе взаимоотношения складываются по-разному. Так и в музыкальных произведениях могут одновременно развиваться сразу несколько образов, сопоставляемых между собой, либо противоречащих, но, безусловно, воздействующих друг на друга. Такое совместное сосуществование музыкальных образов называется музыкальной драматургией. Рассмотрим сказанное на примере следующего произведения:
(Перед слушанием – задание ученикам: составить в тетради, опираясь на свои впечатления и ощущения, ассоциативный ряд из слов, подходящих к каждой мелодии этого произведения).
Слушание увертюры из оперы «Руслан и Людмила» М.И.Глинки.
Учитель: Что вы увидели, представили?
Выбрать из ответов наиболее часто произносимые и
удачно подобранные слова: скачка – богатырь –
торжество – слава – любовь – нежность – страх –
препятствия – напряжение – борьба – победа –
торжество – любовь – свадебный пир.
– Составьте рассказ, используя эти слова. Кто
догадался, какое литературное произведение
напомнила музыка?
Ученики: Музыка напомнила поэму А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Учитель: Обратите внимание на цепочку слов – это названия музыкальных жанров (запись на доске):
СИМФОНИЯ – УВЕРТЮРА – КОНЦЕРТ – КАНТАТА
1. Исключите лишнее слово (кантата).
2. Найдите наиболее соответствующее
прослушанному произведению (увертюра). 3.
Прозвучала увертюра М.И.Глинки к опере «Руслан и
Людмила».
– Что такое увертюра?
Ответы учеников с обобщением учителя:
Увертюра (в переводе с французского языка – начало, открытие) – это широко развёрнутая вступительная музыка к опере, балету, кинофильму, драматическому спектаклю, а иногда вполне самостоятельное произведение с каким-либо программным названием.
Учитель: Развитие музыки увертюры
можно сравнить с действием в драматической
пьесе.
Начало пьесы – знакомство с её героями – это
завязка. Далее действие развивается, обостряется
и достигает вершины – кульминации. Затем
наступает счастливая развязка.
(На стенде карточки схематического построения увертюры).
Схематично это можно показать так:
СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО
Вступление – ЭКСПОЗИЦИЯ (2 темы) –
РАЗРАБОТКА – РЕПРИЗА – кода
(завязка) (кульминация) (развязка)
– Остановимся на экспозиции.
Наиграть тему вступления и главную тему.
– Какой образ возникает? Какие средства выразительности использованы для его создания?
Ученики (обобщённый ответ): Образ радости, богатырской удали, образ Руслана помогают создать аккордовое оркестровое сопровождение в остром ритме, громкая динамика, быстрое восходящее движение мелодии.
Учитель: При повторном прослушивании
экспозиции попробуйте хлопками рук передать
темп темы вступления, а щелчками пальцев рук
начало главной мелодии.
По словам Ф.Шаляпина, «жест – это не движение
руки, это движение души». Какие движения кистей
рук подойдут во второй побочной теме? (изобразить)
Повторное прослушивание увертюры. Отметить лучших.
Учитель: Какие чувства выражает вторая (побочная) мелодия? Кого можно увидеть вместе с Русланом? Что характерно для этого образа?
Ученики: Музыка звучит очень нежно, в ней раскрывается тема любви, можно увидеть прекрасный образ Людмилы. Для этого образа характерны певучая мелодия, радостное настроение, как и в первой теме, хотя и с некоторыми печальными минорными интонациями в конце музыкального предложения.
Учитель: Я предлагаю пропеть вам эту мелодию закрытым ртом, имитируя звучание струнных инструментов.
Учитель наигрывает мелодию.
Учитель: Сегодня мы познакомились с первой частью сонатной формы (или, точнее, формы сонатного аллегро) – экспозицией. Какова её роль в увертюре? Как взаимодействуют между собой две темы, противоречат ли они друг другу?
Ответы учеников с обобщением учителя:
– В экспозиции увертюры показывается основной музыкальный материал, раскрываются образы, в данном случае не противоречащие друг другу, а раскрывающие разные грани одного и того же взгляда на жизнь. Впоследствии музыкальные темы экспозиции будут звучать в опере, сопровождая главных героев.
Показ видеофрагмента из оперы «Руслан и Людмила» или начальные кадры из одноимённого художественного фильм.
Учитель: На следующем уроке мы вернёмся к знакомым героям, проследим за тем, как будут дальше развиваться музыкальные образы в увертюре. А какие ещё пары влюблённых вам известны?
Выслушать учеников, остановиться на ответе «Грей и Ассоль». Закончить урок исполнением одной из предложенных и выбранных учениками песни «Алые паруса».
Домашнее задание: Прочитать поэму «Руслан и Людмила».