Пояснительная записка.
В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа.
Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа. Система работы школы-интерната позволяет активно решать вопросы воспитания истории, культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории России.
Сегодня, когда происходит интеграция культур в мировом сообществе, тем более возрастает роль национальных ценностей каждого народа, искусство, традиции, язык, литература. Идеи народной педагогики актуальны всегда, так как в ней нет ничего искусственного, предвзятого, а все естественно, как сама жизнь. Цель любой культуры – человек.
У различных народов в процессе становления и развития народных культур прослеживаются общие тенденции, наличие идеала личности, запечатленного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры, систему общечеловеческих ценностей.
Народные праздники закреплены в народном сознании, и современные подростки должны о них знать.
Национальные традиционные праздники, игры развивают физическую, умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое.
Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, творчеству, развивает нравственные качества.
Анализ изученных источников авторов Р.С. Немова и М.И. Рожкова и опросник: “Роль и значимость традиций коллектива” показывают, что данная проблема не достаточно изучена применительно к условиям школы-интерната. Поэтому возникла необходимость в разработке программы “Личностное развитие детей в процессе ознакомления с народными праздниками и играми”.
Природно-географические факторы, исторические особенности развития народов определяют характер труда, игр, праздников, традиций, обрядов и так далее. Постепенно от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: духовном и материальном. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Эти идеи из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, рисунках и символах. Игровая и трудовая деятельность являлись неразрывно связанными с сезонными изменениями в природе, со сменой времен года. Соответственно с началом различных работ люди создавали календари – первые документы культуры. Развиваясь, народные календари постепенно превращаются в месяцесловы, где указывались:
- все народные праздники, включающие не только официальные церковные, но и дошедшие до нашего времени языческие;
- народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев;
- пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года;
- медицинские и астрономические прогнозы и другие.
К. Д. Ушинский писал: “Для ребенка Светлый Праздник и весна, рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни”.
Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность и др.
Насыщенность, эмоциональный фон характерны для праздника, а возможность подростку выплеснуть эмоции – это способ самовыражения, его самореализации. Разученная новая игра, хоровод, прибаутка – это радость для ребенка, которой он может поделиться с близкими ему людьми.
Все это также способствует созданию ситуации успеха у подростка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достичь хороших результатов в игре, чтобы соревноваться за честь класса.
Праздники “приближенные” к современному подростку, учащимся школы, они ему понятны и знакомы. Дети, играя, через игру познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через игру.
Большую роль в эффективном развитии детей имеет игра. С. Л.Носова считает, что традиционные народные игры, происходящие из глубины этнической культуры, являются своеобразной практической формой ознакомления ребенка с окружающей его действительностью, развивающей интеллектуальную и умственную деятельность и одновременно приобщающей к истокам народной культуры.
В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т. д.
Общение между детьми в играх строится на совместных переживаниях. Правила в коммуникативных играх дисциплинируют детей, приучают трудиться совместно в коллективе. Игра может выполнять свои воспитательные функции, когда дети играют дружно.
В системе воспитательной работы школы-интерната имеются необходимые условия для выстраивания воспитательной работы по формированию положительных отношений у детей к традиционным народным праздникам, играм, обрядам, приметам, что в дальнейшем активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение.
Все исследователи, работающие над проблемой изучения особенностей психики детей с интеллектуальной недостаточностью отмечают, что для детей этой категории характерны импульсивность, неорганизованность, необдуманность ответов и действий, нередко – утрата инструкции, трудности в планировании в контроле своей деятельности. Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация.
В группе детей в возрасте от 12-14 лет, состоящей из 9 мальчиков и 3 девочек, проведена диагностика, которая показала, что из 12 детей не знают традиции народов 8%, не умеют выполнять правила игры 6%. При ранжировке нравственных понятий на первое место ставят отношение друг к другу, понятие о доброте и отзывчивости, коллективизме.
Цель программы: создание условий для личностного развития детей в процессе ознакомления с традиционными народными праздниками и играми.
Задачи, решаемые при реализации программы:
- знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр;
- формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования;
- развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры;
- воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования и игр.
Критерии эффективности и способы проверки | ||||
№ | Задачи | Критерии | Показатели | Способы проверки |
1 | Знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр | Знание об истории возникновения праздников в России и их народных традициях | Владение знаниями об истории возникновения праздников в России, их традициями и обычаями | Диагностика Н.Ф. Комаровой “По определению уровня
развития игры детей”; викторина; наблюдения. Анкета “История нашего
края” (пр.1)
Анкета “Народные традиции” (пр. 2) |
2 | Формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования | Эмоциональная отзывчивость к обычаям народных праздников и игр. | Наличие интереса к народным праздникам и играм | Наблюдения. Анкетирование. “Ранжирование ряда ценностных понятий” (пр.3) Опросник “Роль и значимость коллектива” (пр.4) |
3 | Развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры | Наличие спортивной, творческой активности, умение подчиняться правилам игры | Желание участвовать в играх, обрядах | Наблюдение, количество участий школьников в играх, обрядах. Диагностика “Личностный рост” (пр.5) |
4 | Воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования | Желание участвовать в сохранении традиций народного празднования | Участие в праздниках “Масленица”, “Пасха”, “Посиделки”, “Проводы русской зимы” | Наблюдения. Количество участий в праздниках: “Проводы русской зимы”, “Масленица”, “Посиделки”, Спортивном празднике “На приз Деда Мороза” |
Основные направления программы:
- Народные праздники осени.
- Традиционные зимние праздники.
- Народные праздники весны.
Таким образом, по каждому направлению происходит знакомство с сезонными праздниками, играми, хороводами, поговорками, обычаями в праздник.
Данная программа рассчитана на детей 11–12 лет с особыми образовательными потребностями. Срок реализации программы три года.
Занятия будут проходить один раз в неделю продолжительностью 40 минут. Для успешной реализации программы необходимы участие: работников музея, досугового центра, батюшки, работников библиотеки, социального педагога, психолога.
Место проведения занятий: групповая комната, классный кабинет, актовый зал, районный музей, часовня, в лесу, на свежем воздухе. В ходе занятий используются следующие средства: аудио и видео, мультимедиа, кассеты с записями фольклорных произведений и др.
Методы: объяснение, показ, стимулирование активности детей, игра, поощрение и похвала, чередование видов детской деятельности.
По окончании реализации программы ребенок должен знать:
- особенности и основные закономерности традиционных праздников России;
- основные сведения о традиции в данном празднике;
- применять и выполнять полученные на занятиях знания и умения, в проведении тематических занятий, праздниках: “Пасха”, “Масленица”, “Посиделки”, “Проводы русской зимы”.
Знания о народных праздниках и в целом по народной культуре своей страны, своего народа и распространять свои знания через общение и умение играть в различные игры.
Уметь:
- применять традиции народного обычая в своей работе;
- видеть красоту и мудрое устройство обычаев народного творчества;
- выражать свое отношение к народному искусству;
- играть, самостоятельно соблюдая все правила игры;
- использовать весь нужный спортивный инвентарь для игры;
- реализовывать свои знания и умения играть в различные игры о праздниках и их традициях;
- пребывать в активной позиции, в качестве ведущего, обучая других ребят игре;
- анализировать итог игры.
Тематический план первого года обучения.
№ | Тема | Всего часов | Из них | |
теории | практики | |||
1 | Народные праздники осени | 12 | 3 | 9 |
2 | Традиционные зимние праздники | 12 | 3 | 9 |
3 | Народные праздники весны | 11 | 3 | 8 |
4 | Всего | 33 | 9 | 26 |
Тематический план второго года обучения.
№ | Тема | Всего часов | Из них | |
теории | практики | |||
1 | Народные праздники осени | 12 | 3 | 9 |
2 | Традиционные зимние праздники | 12 | 3 | 9 |
3 | Народные праздники весны | 11 | 3 | 8 |
4 | Всего | 33 | 9 | 26 |
Тематический план третьего года обучения.
№ | Тема | Всего часов | Из них | |
теории | практики | |||
1 | Народные праздники осени | 12 | 3 | 9 |
2 | Традиционные зимние праздники | 12 | 3 | 9 |
3 | Народные праздники весны | 11 | 3 | 8 |
4 | Всего | 33 | 9 | 26 |
Составлен календарно-тематический план на 1-й (Приложение 1), 2-й (Приложение 2), 3-й (Приложение 3) год обучения.