"Личностное развитие детей в процессе ознакомления с народными праздниками и играми в условиях школы-интерната VIII вида"

Разделы: Внеклассная работа


Пояснительная записка.

В условиях возрастающей социальной роли личности как носителя национальных традиций художественной культуры перед педагогами ставится задача максимально эффективной организации учебно-воспитательного процесса для обеспечения знакомства ребенка с культурным наследием народа.

Народные художественные традиции занимают важное место в жизни каждого народа. Система работы школы-интерната позволяет активно решать вопросы воспитания истории, культуры и традиций национальной самобытности каждого народа, проживающего на территории России.

Сегодня, когда происходит интеграция культур в мировом сообществе, тем более возрастает роль национальных ценностей каждого народа, искусство, традиции, язык, литература. Идеи народной педагогики актуальны всегда, так как в ней нет ничего искусственного, предвзятого, а все естественно, как сама жизнь. Цель любой культуры – человек.

У различных народов в процессе становления и развития народных культур прослеживаются общие тенденции, наличие идеала личности, запечатленного в фольклоре, эпосе, мифологии и других источниках народной духовной культуры, систему общечеловеческих ценностей.

Народные праздники закреплены в народном сознании, и современные подростки должны о них знать.

Национальные традиционные праздники, игры развивают физическую, умственную активность, приучают его мыслить, быстро реагировать на новое, закрепляют старое.

Всестороннее знакомство с народным творчеством помогает пробудить интерес и любовь к народному искусству, творчеству, развивает нравственные качества.

Анализ изученных источников авторов Р.С. Немова и М.И. Рожкова и опросник: “Роль и значимость традиций коллектива” показывают, что данная проблема не достаточно изучена применительно к условиям школы-интерната. Поэтому возникла необходимость в разработке программы “Личностное развитие детей в процессе ознакомления с народными праздниками и играми”.

Природно-географические факторы, исторические особенности развития народов определяют характер труда, игр, праздников, традиций, обрядов и так далее. Постепенно от поколения к поколению формировалась народная культура. Она развивалась в двух направлениях: духовном и материальном. Одновременно развивались и первые идеи обучения и воспитания детей как продолжателей рода. Эти идеи из поколения в поколение закреплялись, развивались, совершенствовались в языке, рисунках и символах. Игровая и трудовая деятельность являлись неразрывно связанными с сезонными изменениями в природе, со сменой времен года. Соответственно с началом различных работ люди создавали календари – первые документы культуры. Развиваясь, народные календари постепенно превращаются в месяцесловы, где указывались:

  • все народные праздники, включающие не только официальные церковные, но и дошедшие до нашего времени языческие;
  • народные приметы, связанные с сельскохозяйственными работами, советы для получения хороших урожаев;
  • пословицы и поговорки, характеризующие конкретные дни года;
  • медицинские и астрономические прогнозы и другие.

К. Д. Ушинский писал: “Для ребенка Светлый Праздник и весна, рождество и зима, Спас и спелые плоды, троица и зеленые березки сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни”.

Народные праздники занимают важное место в воспитании человека, так как объединяют в себе почти все элементы воспитания: песню, игру, художественную деятельность и др.

Насыщенность, эмоциональный фон характерны для праздника, а возможность подростку выплеснуть эмоции – это способ самовыражения, его самореализации. Разученная новая игра, хоровод, прибаутка – это радость для ребенка, которой он может поделиться с близкими ему людьми.

Все это также способствует созданию ситуации успеха у подростка, он обретает уверенность в собственных силах, у него появляется желание вновь достичь хороших результатов в игре, чтобы соревноваться за честь класса.

Праздники “приближенные” к современному подростку, учащимся школы, они ему понятны и знакомы. Дети, играя, через игру познают смысл народного творчества и общечеловеческих ценностей, освоение и присвоение которых происходит через игру.

Большую роль в эффективном развитии детей имеет игра. С. Л.Носова считает, что традиционные народные игры, происходящие из глубины этнической культуры, являются своеобразной практической формой ознакомления ребенка с окружающей его действительностью, развивающей интеллектуальную и умственную деятельность и одновременно приобщающей к истокам народной культуры.

В игровой деятельности любых форм формируются положительные качества личности ребенка; игра совершенствует навыки, полученные на занятиях, развивает память, побуждает к ответственности за порученное дело и т. д.

Общение между детьми в играх строится на совместных переживаниях. Правила в коммуникативных играх дисциплинируют детей, приучают трудиться совместно в коллективе. Игра может выполнять свои воспитательные функции, когда дети играют дружно.

В системе воспитательной работы школы-интерната имеются необходимые условия для выстраивания воспитательной работы по формированию положительных отношений у детей к традиционным народным праздникам, играм, обрядам, приметам, что в дальнейшем активно включаться в реальную человеческую деятельность и общение.

Все исследователи, работающие над проблемой изучения особенностей психики детей с интеллектуальной недостаточностью отмечают, что для детей этой категории характерны импульсивность, неорганизованность, необдуманность ответов и действий, нередко – утрата инструкции, трудности в планировании в контроле своей деятельности. Следует отметить некоторые особенности формирования двигательной сферы детей с интеллектуальной недостаточностью. У них не наблюдается тяжелых двигательных расстройств, однако при более пристальном рассмотрении обнаруживается отставание в физическом развитии, несформированность техники в основных видах движений, недостаточность таких двигательных качеств как точность, выносливость, гибкость, ловкость, сила, координация.

В группе детей в возрасте от 12-14 лет, состоящей из 9 мальчиков и 3 девочек, проведена диагностика, которая показала, что из 12 детей не знают традиции народов 8%, не умеют выполнять правила игры 6%. При ранжировке нравственных понятий на первое место ставят отношение друг к другу, понятие о доброте и отзывчивости, коллективизме.

Цель программы: создание условий для личностного развития детей в процессе ознакомления с традиционными народными праздниками и играми.

Задачи, решаемые при реализации программы:

  • знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр;
  • формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования;
  • развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры;
  • воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования и игр.
Критерии эффективности и способы проверки
Задачи Критерии Показатели Способы проверки
1 Знакомство детей с общими традициями народных праздников и игр Знание об истории возникновения праздников в России и их народных традициях Владение знаниями об истории возникновения праздников в России, их традициями и обычаями Диагностика Н.Ф. Комаровой “По определению уровня развития игры детей”; викторина; наблюдения. Анкета “История нашего края” (пр.1)

Анкета “Народные традиции” (пр. 2)

2 Формирование эмоциональной отзывчивости к обычаям народного празднования Эмоциональная отзывчивость к обычаям народных праздников и игр. Наличие интереса к народным праздникам и играм Наблюдения. Анкетирование. “Ранжирование ряда ценностных понятий” (пр.3) Опросник “Роль и значимость коллектива” (пр.4)
3 Развитие спортивной, творческой активности, умение соблюдать правила через игровую деятельность учащихся, умение соблюдать правила игры Наличие спортивной, творческой активности, умение подчиняться правилам игры Желание участвовать в играх, обрядах Наблюдение, количество участий школьников в играх, обрядах. Диагностика “Личностный рост” (пр.5)
4 Воспитание желания участвовать в сохранении традиций народного празднования Желание участвовать в сохранении традиций народного празднования Участие в праздниках “Масленица”, “Пасха”, “Посиделки”, “Проводы русской зимы” Наблюдения. Количество участий в праздниках: “Проводы русской зимы”, “Масленица”, “Посиделки”, Спортивном празднике “На приз Деда Мороза”

Основные направления программы:

  1. Народные праздники осени.
  2. Традиционные зимние праздники.
  3. Народные праздники весны.

Таким образом, по каждому направлению происходит знакомство с сезонными праздниками, играми, хороводами, поговорками, обычаями в праздник.

Данная программа рассчитана на детей 11–12 лет с особыми образовательными потребностями. Срок реализации программы три года.

Занятия будут проходить один раз в неделю продолжительностью 40 минут. Для успешной реализации программы необходимы участие: работников музея, досугового центра, батюшки, работников библиотеки, социального педагога, психолога.

Место проведения занятий: групповая комната, классный кабинет, актовый зал, районный музей, часовня, в лесу, на свежем воздухе. В ходе занятий используются следующие средства: аудио и видео, мультимедиа, кассеты с записями фольклорных произведений и др.

Методы: объяснение, показ, стимулирование активности детей, игра, поощрение и похвала, чередование видов детской деятельности.

По окончании реализации программы ребенок должен знать:

  • особенности и основные закономерности традиционных праздников России;
  • основные сведения о традиции в данном празднике;
  • применять и выполнять полученные на занятиях знания и умения, в проведении тематических занятий, праздниках: “Пасха”, “Масленица”, “Посиделки”, “Проводы русской зимы”.

Знания о народных праздниках и в целом по народной культуре своей страны, своего народа и распространять свои знания через общение и умение играть в различные игры.

Уметь:

  • применять традиции народного обычая в своей работе;
  • видеть красоту и мудрое устройство обычаев народного творчества;
  • выражать свое отношение к народному искусству;
  • играть, самостоятельно соблюдая все правила игры;
  • использовать весь нужный спортивный инвентарь для игры;
  • реализовывать свои знания и умения играть в различные игры о праздниках и их традициях;
  • пребывать в активной позиции, в качестве ведущего, обучая других ребят игре;
  • анализировать итог игры.

Тематический план первого года обучения.

Тема Всего часов Из них
      теории практики
1 Народные праздники осени 12 3 9
2 Традиционные зимние праздники 12 3 9
3 Народные праздники весны 11 3 8
4 Всего 33 9 26

Тематический план второго года обучения.

Тема Всего часов Из них
      теории практики
1 Народные праздники осени 12 3 9
2 Традиционные зимние праздники 12 3 9
3 Народные праздники весны 11 3 8
4 Всего 33 9 26

Тематический план третьего года обучения.

Тема Всего часов Из них
      теории практики
1 Народные праздники осени 12 3 9
2 Традиционные зимние праздники 12 3 9
3 Народные праздники весны 11 3 8
4 Всего 33 9 26

Составлен календарно-тематический план на 1-й (Приложение 1), 2-й (Приложение 2), 3-й (Приложение 3) год обучения.