Цели:
- Закрепить представления о понятиях “прямая”, “луч”, “отрезок”. Учить детей распознавать прямые, лучи, отрезки; изображать их с помощью линейки; находить и обозначать точки их пересечения.
- Повторить изученное; закреплять навыки сложения и вычитания трехзначных чисел.
- Развивать творческое мышление, интерес к математике.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Индивидуальная работа.
- Расшифруй слово, расположив результаты действий в порядке возрастания.
2. Фронтальная работа.
- Если правильно выполните все задания, то сможете прочитать название страны, куда мы отправимся во время изучения новой темы.
а) Продолжи ряд чисел 3, 6, 9….(мет) (Презентация. Слайд 1, 2.)
б) Как удобнее вычислить? 13+16+19+22+25+28+31+34+37 (о) (Слайд 3, 4.)
в) Какие цифры пропущены? (Слайд 5, 6.)
г) Сколько треугольников на рисунке? (рия)
(Слайд 7, 8.)
Геометрия (Слайд 9.)
III. Работа над темой.
Сказка про Точку.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по стране Геометрия. Встречает нас здесь королева этой страны, без которой нельзя построить ни одну фигуру. Кто она? (Точка.)
Жила была Точка. Она была очень любопытна и хотела все знать. Увидит незнакомую линию и непременно спросит:
Как эта линия называется? Длинная она или короткая?
Подумала однажды Точка: “Как же я смогу все узнать, если всегда буду жить на одном месте? Отправлюсь-ка я путешествовать!”
Ребята, вы готовы совершить путешествие вместе с Точкой? (Да.)
Сказано – сделано. Вышла Точка на прямую линию и пошла по этой линии. (Слайд 10.)
Шла, шла по прямой линии. Долго шла. Устала. Остановилась и говорит: “ Долго ли я еще буду идти?”
–Ребята, скоро ли конец прямой линии? (У прямой нет конца.)
–Тогда я поверну назад –сказала Точка.– Я, наверное, пошла не в ту сторону. (Слайд 11.)
– Сможет ли Точка найти концы прямой? (Нет.)
Без конца и края
Линия прямая!
Хоть сто лет по ней идти
Не найти конца пути!
– Опечалилась Точка. Что же, так и идти без конца? Вдруг Точка решила: “ А что, если я позову на помощь Ножницы. Тут, откуда ни возьмись, появились Ножницы; щелкнули перед самым Точкиным носом и разрезали прямую.
– Ура! – закричала Точка.– Вот и конец получился! Ай да Ножницы! А теперь сделайте, пожалуйста, конец с другой стороны.
– Можно и с другой, – послушно щелкнули Ножницы. (Слайд12.)
– Как интересно! – воскликнула Точка. – Что же из моей прямой получилось? С одной стороны конец, с другой стороны конец.
– Ребята, как называется эта фигура? (Отрезок.)
– Отрезок! – с удовольствием повторила Точка, прогуливаясь по отрезку от одного конца до другого.
– Ребята, а чем отрезок отличается от прямой? (Имеет концы.)
– Я запомню это название. Мне нравится отрезок. Здесь я устрою свой дом. Но прямая мне тоже нравилась. Жаль, что ее не стало. Ведь теперь вместо прямой есть мой отрезок и еще два этих ….не знаю, как их назвать. У них конец только с одной стороны, а в другую сторону нет конца.
– Как они называются? (Лучи.)
– А! – радостно сказала Точка.– Я знаю, почему они так называются. Они похожи на солнечные лучики. Начинаются на солнце и идут без конца, если только не встретят что-нибудь на своем пути.
– Чем луч отличается от отрезка? От прямой?
Показ слайда с фигурами. (Слайд 13.)
– Что вы здесь видите?
- Назовите прямые
- Назовите лучи
- Назовите отрезки
IV. Закрепление.
– Точка предлагает нам рассмотреть упражнения в учебнике.
№ 2, стр.7. Задание выполняется под руководством учителя.
№ 3, стр.7. Самостоятельно. Проверка фронтально.
№ 6, стр.8. Работа в парах с взаимопроверкой. (Слайд 14.)
V. Повторение.
Точка довольна тем, как мы выполнили задания с геометрическими фигурами. А теперь давайте покажем, как мы умеем решать задачи.
№ 8, стр.8. – Решение самостоятельное с последующей проверкой на (Слайде 15.)
Задание усложняется.
№ 10,стр. 9. – Разбор и решение задачи под руководством учителя.
№ 15, стр.9. – Самостоятельная работа на сложение и вычитание трехзначных чисел.
Проверка. (Слайд16.)
Комментарий к “Суздаль”.
Исторический центр города Суздаля, окруженный насыпными земляными валами, сохранившимися и по сей день, и его сердце – Суздальский Кремль, в одной из многочисленных экспозиций которого Вы найдете миниатюрный макет города Суздаля, каким он был сотни лет назад...
Монастыри, храмы и соборы Суздаля – одни из самых ярких памятников архитектуры города, но кроме них есть еще и другие, не менее заметные и значимые – такие, как торговые ряды на центральной ("торговой") площади Суздаля, и сама торговая площадь, вымощенная старинным булыжником, с ансамблем церквей на заднем плане – излюбленное место для фотографирования...
VI. Итог урока.
- Путешествие, в какую страну мы сегодня совершили?
- С какими фигурами встретились на уроке?
- Чем отличается отрезок от прямой?
- Что вы можете сказать про луч?
(Слайд 17.)
VII. Домашнее задание. Стр.8, № 7, № 14.