Цель урока: формирование способов контроля и самоконтроля при переходе от уравнивания конкретных величин к схеме, формуле и наоборот.
Оборудование: демонстрационный материал, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, маркеры, ножницы.
Ход урока
I этап. Создание учебной ситуации.
1. – Мы уже умеем сравнивать величины, показывать отношения между величинами с помощью схемы. Умеем уравнивать величины, составлять схемы и формулы. Ребятам в другом классе было предложено задание: по схеме составить формулу, показывающую способ уравнивания. Сможете ли вы проверить, правильно ли составлены формулы.
Что вы будете проверять? (величины, с какой величиной действовали, способ уравнивания). Учитель на доске в знаково-словесной форме фиксирует выделенные детьми критерии оценки
Рис. 1
– Какие способы контроля вы используете?
(1. находить величину в схеме, формуле и подчеркивать ее; 2. величину, с которой производились действия обозначаем стрелками; 3. способ уравнивания в схеме выделяем цветом, а формуле – обводим знак арифметического действия)
ЗАДАНИЕ: Проверьте, правильно ли составлены формулы и оцените их с помощью знаков + и -. (работа выполняется в паре).
Фронтальная проверка у доски.
Рис. 2
– Какую из предложенных формул достаточно проверить только по одному параметру? (А + М = О, т.к. она показывает другой способ уравнивания)
– Какие ошибки вы встретили, и как можно было их избежать?
– Что же значит «Формула правильно составлена по схеме?» (И в формуле, и в схеме показан один и тот же способ уравнивания; используются одни и те же величины.)
II этап. Решение частных задач.
2. Молодцы, вы проверили работу ребят, нашли ошибки, и указали способы контроля. Я хочу вам предложить другую схему.
Рис. 3
– Что показывает данная схема? (способ уравнивания величин)
– Какие были величины до уравнивания? (В < K)
На доске: В < K
– До какой величины нужно было произвести уравнивание? (до большей величины К)
– Я предлагаю вам самостоятельно составить формулу по данной схеме и проверить себя.
(Выдаются карточки для самостоятельной работы. Дети самостоятельно выполняют задание).
К доске приглашается один ребенок, который показывает способ работы.
Детям предлагается оценить не только конечный результат, (формулу), а именно способ работы и используемые средства контроля.
Учащиеся оценивают способ работы, показывая знаки + и -.
3. На доске записана формула:
А - В = D
– Как вы думаете, какое задание я могу вам предложить?
Возможные варианты:
- составить схему;
- найти величину, до которой уравнивали;
- найти величину, с которой производили действие;
- сравнить величины, которые были даны для уравнивания;
- показать способ уравнивания на конкретных величинах.
– Действительно, я хочу предложить вам выполнить два задания из тех, которые вы перечислили.
- По формуле составить схему.
- Показать конкретные предметные действия.
В группы я предлагаю разные задания.
Два прямоугольника сравнивали по площади и получили две величины.
Найдите в формуле, где показано, какие величины были до уравнивания?
И в каких они были отношениях?
На доске: A > D
ЗАДАНИЕ:
1 и 2 группы по данной формуле составят схему, на которой покажут заданный способ уравнивания.
3 и 4 группы поработают с конкретными предметами и уравняют площади предложенных прямоугольников.
Дети работают в группах. Работы детей фиксируются на доске.
Рис. 4
ЗАДАНИЕ:
Представитель от группы выходит к доске и объясняет свой способ работы. Выделяют то, на что они опирались при работе. Простраивается взаимосвязь предметных действий с формулой и схемой. Ставятся контрольные метки.
III этап. Рефлексия.
– Мы сегодня на уроке выполняли разные задания. По схеме составляли формулу, по формуле – схему, по формуле сравнивали конкретные величины заданным способом и доказывали с помощью схемы.
Давайте подведем итог.
На что же нужно смотреть в схеме, чтобы правильно составить формулу?
На что нужно смотреть в формуле, чтобы правильно составить схему?
Что значит «формула соответствует схеме»?
Как себя можно проконтролировать?