Цели:
- ознакомление с обобщённым лексическим значением имён существительных (существительное является названием людей, вещей, событий и др.); формирование грамматического понятия «имя существительное»;
- развитие орфографической зоркости, речи, внимания, памяти, творческих способностей;
- воспитание коллективных качеств: дружбы, взаимовыручки, взаимопомощи.
Оборудование: карточки с кроссвордами для групповой работы, слайд с творческим заданием, карточки-помощники для дифференцированного подхода.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Минутка чистописания.
Запишите в строчку задание.
– Назовите парную согласную буквы ф и запишите её (в)
– Какая буква в алфавите стоит перед буквой п. Запишите её два раза (о, о)
– Назовите букву, которая обозначает звуки [л], [л]
– Какой звук чаще всего встречается в скороговорке? Обозначьте его буквой. (с)
Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные сшила.
– Составьте слово из этих букв (слово)
3. Сообщение темы и целей урока.
– Вот сегодня мы и посвятим ему урок.
– Что вы знаете о слове?
Одни слова называют предметы, другие – их признаки, третьи – их действия. Есть такие, которые ничего не называют. Это предлоги. Но и они не бездельники. Они помогают словам названиям связываться друг с другом в предложении.
4. Словарная работа.
– Соедините слова и словосочетания.
В школе я ученик
В магазине я покупатель
На улице я пешеход
В транспорте я пассажир
Дома я ребёнок
– Запишите словосочетания (запись с комментированием). Назовите словарные слова.
– Слова какой части речи вы использовали во 2-ом столбике? Что между ними общего? А какие ещё слова относятся к имени существительному? Это и будет тема нашего урока.
5. Работа над темой урока.
1) Что означают слова?
вена, роман, даль.
– Какое слово лишнее и почему? (вена, роман – конкретное, даль – отвлечённое)
– Приведите свои примеры конкретных и отвлечённых имён существительных.
– Напишите эти слова с большой буквы.
– Изменился ли их смысл?
– Составьте и запишите предложение с одним из этих слов. Назовите существительные.
2) Физминутка «Деревья в лесу»
3) Объясните, какие значения имеют следующие существительные:
орган – орган
правило – правило
хлопок – хлопок
– Почему у них разные значения? Какое из них отвлечённое?
– Составьте два предложения. Разберите по членам предложение. (у доски и в тетради)
4) Составьте предложение из слов
Ходить, под, пешком, стол.
– Как вы понимаете это выражение? Назовите существительное. Какое оно, конкретное или отвлечённое? Запишите.
5) Работа в парах. (дифференцированный подход: для более сильных учащихся – 3 слова, для более слабых учащихся – 2 слова)
– Слова какой части речи у вас записаны? Что их объединяет?
– Составьте и запишите предложения из слов. Можно изменять форму слов, добавлять другие слова.
6) Работа в группах.
- Впишите в клеточки буквы так, чтобы получились существительные.
7) Творческая работа по восстановлению деформированного текста. (дифференцированный подход: 1 группа – задание на доске, 2 группа – карточки-помощники с цифрами над словами для восстановления слов, 3 группа – карточки с текстом без изменений)
1 группа
Живой уголок.
Школьники устрлоии живой кологу. Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за животными. Крлкоиу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят оеирх и грбиы
2 группа
Живой уголок.
Школьники устрлоии живой кологу. Там жвтиу кролик и блкеа. Ребята ухаживают за животными. Крлкоиу дтаю морковку и капусту. Блкее приносят оеирх и грбиы.
3 группа
Живой уголок.
Школьники устроили живой уголок. Там живут кролик и белка. Ребята ухаживают за животными. Кролику дают морковку и капусту. Белке приносят орехи и грибы.
– Напишите текст, восстановив смысл каждого слова и предложения в целом. Подчеркните имена существительные.
6. Итог урока.
– Что нового узнали о существительных?
– Какие задания понравились?
7. Домашнее задание.
Стр. 11, упр. 384.