Языковое образование и речевое развитие младшего школьника – одна из центральных проблем в современной методике начального обучения русскому языку.
Отдельные уроки по развитию речи не решают этой проблемы. Нужна систематическая многоплановая работа по организации речевой практики – практики общения, так как язык – система средств, обеспечивающих общение людей, а речь – процесс функционирования системы.
Данное пособие представляет опыт системной многоплановой работы по развитию речи младших школьников. В основу этой работы положены следующие принципы:
1) речевая деятельность не возникает без
общения;
2) в речевой практике нет речи "вообще" –
выделяются различные формы, стили, типы речи;
3) речь – это основная коммуникативная единица
общения.
На основе этих принципов решаются следующие задачи:
- организация общения через создание речевых ситуаций, определяющих мотивацию собственной речи;
- обеспечить лингвистическую основу речевой практики учащихся через наблюдения и речевую практику;
- отработать стилевую дифференциацию речи;
- обеспечить высокую мотивацию работы учащихся в совершенствовании культуры речи.
Решению поставленных задач способствует система упражнений:
1) наблюдение за использованием средств языка в
образцовом тексте;
2) лингвистический эксперимент;
3) возвращение к "испорченному" тексту
авторского варианта,
4) редактирование текста;
5) конструирование единицы языка из заданных
элементов;
6) преобразование языковых единиц (трансформация)
в соответствии с определенными условиями;
7) подбор слов, словосочетаний, составление
предложений в соответствии с заданной
ориентировкой.
Эти методические приемы позволяют учителю добиться развития речевой деятельности, приучают детей осмысливать и оценивать виденное и пережитое, учат сопоставлять, делать выводы, дисциплинируют мысль, рождают у школьников веру в себя. Наш опыт показывает, что планомерная и последовательная работа обеспечивает решение указанных задач.