Формирование единого информационного пространства в учебно-воспитательной работе класса

Разделы: Начальная школа


Введение.

Интенсификация внедрения информационных процессов в науку, экономику, производство требует разработки новой модели системы образования, на основе современных информационных технологий. Необходимо создать условия, в которых человек мог бы раскрыть свой творческий потенциал полностью, развить свои способности, воспитать в себе потребность непрерывного самосовершенствования и ответственности за собственное воспитание и развитие.

Одной из важнейших задач школы, которая должна быть решена в ходе информатизации образования, является построение единого информационного образовательного пространства с целью перехода на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех структурных подразделениях школы и повышения качества обучения.

Информационное пространство - это системно организованная совокупность средств передачи данных, информационных ресурсов, организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Правильно организованное информационное пространство , в частности грамотное использование ИКТ в образовательном процессе, позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, явится условием достижения нового качества образования.

Таким образом, информационное пространство нужно воспринимать не только как единую информационную среду класса, но и как эффективную образовательную систему.

Модель информационного пространства класса.

В 2007 году мною была разработана модель информационного пространства класса.

Для создания, развития и эксплуатации информационного пространства класса мною были задействованы научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал.

Были определены:

  • участники;
  • основные информационные взаимосвязи и потоки;
  • направления;

Мною были определены три составляющих информационных потоков между участниками образовательного пространства:

  • преподаватель - учащиеся;
  • преподаватель - родители;
  • учащиеся - родители.

В рамках реализации программы информатизации мною были выделены следующие направления информатизации образовательного пространства класса:

1. Программно-техническое

  • Модернизация и приобретение компьютерной техники.
  • Работа в локальной сети школы.

2. Методическое

  • Повышения квалификации и переподготовки по ИКТ
  • Создание системы основного и дополнительного образования по ИКТ для учащихся.

3. Информационно-аналитическое

  • Формирование информационных и образовательных ресурсов на сервере школы.
  • Приобретение и использование электронных учебных, компьютерных программ. Создание собственных электронных ресурсов (компьютерных презентаций, флеш-роликов и т. д.).

В настоящее время я могу сказать, что в процессе реализации Программы информатизации в школе создана модель единого информационного пространства класса, которая включает в себя следующие компоненты:

1.Образовательный процесс:

  • Урочная деятельность
  • Внеурочная деятельность: кружок "Мир информатики"

2.Воспитательный процесс.

3. Работа с родителями.

4.Обобщение опыта работы.

Построение информационного пространства класса осуществлялось на основе использования современных информационных технологий.

Информационные технологии в образовании относятся к важнейшим компонентам современных образовательных систем всех ступеней и уровней. Благодаря внедрению ИТ в образовании создаются новые возможности для всех участников образовательного процесса: от сокращения времени на поиск и доступ к необходимой информации, ускорения обновления содержания образования до повышения уровня индивидуализации образования, его личностной ориентации.

Образовательный процесс.

Известно, что обучение становится эффективнее, когда учиться интересно. Одна из ключевых проблем любого обучения - проблема удержания внимания учащихся. Компьютер, благодаря смене ярких впечатлений от увиденного на экране монитора позволяет удерживать это внимание в течение всего урока. При этом внимание носит не созерцательный, а мобилизующий характер, так как то, что происходит на экране, требует ответной реакции учащихся. Компьютерные игры редко оставляют ребенка равнодушным: они привлекают своей красочностью, графическими и звуковыми возможностями. "Компьютерный" интерес распространяется и на школьный предмет, который лучше усваивается в игровой обстановке.

Самым простым вариантом информатизации урока является использование электронных учебников и мультимедийных энциклопедий на компакт-дисках для демонстрации при объяснении нового материала, закрепления пройденного, обобщении и систематизации знаний. Использование мультимедийных компакт дисков в виде текстовой, графической, аудио- и видеоинформации обеспечивает эффективность обучения детей с разными типами восприятия. Чтобы оптимизировать процесс зрительного восприятия и увеличить демонстрационный эффект урока, в кабинете имеется компьютер , мультимедийный проектор и подвесной экран.

На уроках русского языка и математики использую "Семейный наставник" - это серия обучающих программно-методических комплексов, которые при установке интегрируются в единое целое. Главный программный модуль предназначен для организации диагностического и коррекционного тестирования, визуального контроля за усвоением учебного материала, выдачи ребенку индивидуальных рекомендаций по устранению пробелов в знаниях. Основу каждого обучающего комплекса составляет мультимедийная система тестов, диктантов и уроков. Например, по русскому языку при работе над словарными словами можно опросить за 10 минут 3 - 4 учеников. При закреплении изученного материала во время самостоятельной работы можно опросить несколько учащихся по данной теме по серии "Семейный наставник". Ребенок сразу видит на экране результат своей работы и допущенные ошибки.

Для усвоения таблицы сложения и вычитания, умножения и деления использую программу "Мультис". Для развития логического мышления - программу "Вундеркинд", "Учимся мыслить логически"

На уроках истории использую "Государственную символику России", "Дракоша и занимательная история России".

По окружающему миру использую программу "Мир природы", которая знакомит детей с миром животных и растений, грибов и бактерий, природными зонами и полезными ископаемыми, дает первоначальные знания по экологии, учит работать с планом и картой, помогает усвоить основы анатомии человека. Работая с программой, учащиеся решают кроссворды, отгадывают загадки, задания представлены в занимательной форме. При выполнении заданий ребенок может пользоваться справочным материалом и разнообразными подсказками. Итоги работы выводятся на экран.

Для овладения детьми беглым выразительным чтением использую ПМК "Мягкое чтение". У детей после занятий вырабатывается умение видеть слово целиком, что способствует беглому правильному, осознанному чтению.

Практически на каждом уроке использую самостоятельно составленные презентации.

Нельзя переоценить значение наглядности на уроке в начальной школе. Используя в уроке ПРЕЗЕНТАЦИИ PowerPoint, я рассматриваю их прежде всего как современное средство наглядности, позволяющее доступнее объяснить новый материал, показать процесс. Как здорово, что не нужно искать картинку покрупнее, крепить ее магнитом к доске, рисовать схемы и рисунки на доске или на ватмане.

Мультимедиа-проектор и компьютер на рабочем месте учителя - и в ваших руках БЕЗГРАНИЧНЫЕ возможности для показа любого наглядного материала, причем не только статически, но и в движении.

Каждый учитель планирует свой урок "под себя". Даже используя чьи-то наработки по той или иной теме, вносит изменения, переделывает, адаптирует. Так и имея чьи-то готовые презентации к уроку, необходимо тоже переработать, адаптировать.

Думаю, что данные фрагменты из разных уроков позволят наиболее полно показать возможности PowerPoint на уроке. Учебный материал, дидактические игры каждый учитель подберет по своему усмотрению, нужный непосредственно к его уроку. Здесь же он может позаимствовать идеи показа, саму форму показа материала, игры, использование всех моментов применения эффектов анимации, вставки звуковых и видео-файлов и других возможностей PowerPoint.

Применение тестовых технологий позволяет проводить промежуточную и итоговую аттестацию. Целью тестирования является самодиагностика, проверка усвоения нового материала, базового уровня. Интерактивное тестирование более привлекательно для учащихся, чем бланковое, результат они видят сразу. Это приводит к сохранению психики ребёнка, так он видит не субъективную оценку учителя с которой он не всегда согласен, а объективную оценку компьютера, с которой сложно не согласиться.

Внеурочная деятельность.

С третьего класса у ребят появился новый предмет информатика, который проводится в отдельном компьютерном классе для начального звена. Он вызвал огромный интерес у учащихся. В этом учебном году 15 ребят с удовольствием посещают кружок "Мир информатики" на базе школы.

Компьютерные технологии на сегодняшний день стали уже неотъемлемой частью жизни многих учащихся. Они зачастую воспринимают их с гораздо большим интересом, чем обычный школьный учебник.

Использование информационных технологий дает большую степень усвоения материала учащимися.

Интерактивность является очень важной составляющей мультимедиа. Люди запоминают только 20% того, что они видят, и 30% того, что они слышат. Также запоминается 50% того, что видят и слышат, и целых 80% того, что они видят, слышат, и делают одновременно.

Знания в современном обществе всё в большей степени становятся товаром и, как любой товар, требует хорошей упаковки и соответствующих способов распространения.

Воспитательный процесс.

Компьютеризированное обучение на базе технологии мультимедиа не может заменить человека-преподавателя, но оно может дополнить и усовершенствовать деятельность преподавателя, особенно в тех областях, в которых развиваются самостоятельность, творческое мышление, нравственные качества.

Использование Презентации в воспитательном процессе:

1. Классные часы. ("В мире профессий", "Пасха")

2. Внеклассные мероприятия ("Все в наших руках", "Здоровье - единственная драгоценность")

3. Городские конкурсы ("Семейный вернисаж")

Работа с родителями.

"Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье".
В.А.Сухомлински

Цель работы с родителями через самовоспитание учащихся, создание здоровьесберегающих условий и помощь родителей улучшить физическое, психическое и духовно-нравственное здоровье.

Родителям нравиться быть участниками наших мероприятий или классных часов. Без этого не было бы взаимопонимания, сотрудничества и содружества. К сожалению , у родителей не всегда достаточно времени ,чтобы посещать все мероприятия. На помощь приходит Презентация как форма видеоотчета.

Демонстрация видеоматериалов различного рода , просмотр статистический материал сделают просвещение родителей по вопросам педагогики и психологии наглядным, убедительным и достоверным.

В работе я использую следующие формы работы:

1. Лектории с компьютерной поддержкой ("Компьютер")

2. Просмотр видеофильмов ("Осторожно еда")

3. Видеоотчет о мероприятиях

4. Рейтинги успеваемости

5. Открытые уроки для родителей

Результатами такой работы являются:

1. Активная позиция всех участников процесса

2. Комфортная обстановка в коллективе

3. Укрепление рамок взаимодействия

Обобщение опыта работы.

Хотелось бы поделиться опытом работы по обобщению и распространению педагогических достижений. На педагогических советах была представлена эта работа в форме защиты-презентации. Эта работа достаточно сложная и ёмкая, а благодаря презентации огромный собранный материал можно представить ярче и полнее.

В 2008-2009учебном году мною были подготовлены выступления с презентацией по темам:

1. "Использование ИКТ в работе с родителями"

2. "Роль семьи в формировании здорового образа жизни учащихся"

Одним из главных своих достижений в сфере информационного просвещения считаю участие в интернет фестивале педагогических идей "Открытый урок", который был проведен Издательским домом "Первое сентября" в 2007/2008 учебном году. В Фестивале приняли участие более 16000 педагогов из всех регионов России и стран СНГ. Фестиваль де-факто стал самым массовым и представительным педагогическим форумом, принять участие в котором мог каждый желающий.

Мною был представлен материал по изобразительному искусству "Кляксография "Ребята и зверята". Данный материал был представлен на сайте Фестиваля и выпущен на диске. Тезисы к статье вошли в "Сборник тезисов". Отдельно был выслан диплом об участии и сертификат на публикацию материала, а также создан "Личный кабинет" на главной странице сайта.

Заключение.

"Компьютеризация сама по себе не ведет автоматически ни к хорошему, ни к плохому образованию. Компьютеризация - это путь к другому образованию", - сказал один из специалистов в области информатизации образования.

Компьютеры служат подспорьем, позволяющим сэкономить время и сделать работу более эффективной: осуществить поиск информации, решить большее количество задач (и уменьшить домашнее задание), проанализировать результаты, воспользоваться графическими возможностями компьютера, способствуют развитию интереса учащихся к изучаемому предмету, стимулированию познавательной и творческой активности и самостоятельности учащихся, формированию коммуникативных навыков, обеспечению объективного контроля знаний, качества усвоения материала учащимися и т.д.

Таким образом, создание единого информационного пространства на основе новых технологий, применяющихся методически грамотно, повышают познавательную активность не только учащихся, но и родителей и даже педагога, что, несомненно, приводит к повышению эффективности обучения.