Цели урока:
- Сформировать представление о роде имён существительных.
- Познакомить с алгоритмом определения рода, учить определять род имён существительных по алгоритму.
- Формировать умения договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности.
- Воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я, друзья от Вас не скрою
Ручку я вот так держу.
Сяду прямо, не согнусь
За работу я возьмусь.
II. Повторение изученного материала.
1. Словарный диктант.
(ученик у доски, остальные записывают слова в тетрадь)
Берёза, ветер, лопата, неделя, орех, ошибка, праздник, секунда.
а) Самопроверка (ученики сверяют написанные слова со словами в словаре, который дан в конце учебника).
б) ученик у доски оценивает свой ответ (я все слова написал правильно, не допустил ни одной ошибки, написание словарных слов я знаю очень хорошо).
2. Работа с правилом. Беседа.
Учитель:
- К какой части речи относятся эти слова?
Ученик:
Эти слова являются именам существительными.
Учитель:
- Что такое имя существительное?
Ученик:
- Имя существительное - часть речи, отвечающая на вопрос кто или что и обозначающая предмет.
Учитель:
- Как изменяется имена существительные?
Ученик:
-Имена существительные изменяются по числам.
Учитель:
- Приведите примеры имён существительных в единственном и во множественном числе.
Ученики:
- стол -столы
- дерево - деревья
- доска - доски
Учитель:
- А что ещё вы знаете об именах существительных?
Ученик:
- Имена существительные могу быть собственными и нарицательными.
Учитель:
Есть ли среди слов написанных нами имена собственные?
Ученик:
- Среди этих слов имён существительных собственных нет.
Учитель:
- Приведите примеры имён собственных.
Ученики:
- Новокузнецк, Роман, Томь:
Учитель:
- А что ещё вы знаете про имя существительное?
Ученик:
- Имена существительные могут быть одушевлёнными и неодушевлёнными.
Учитель:
- Приведите примеры?
Ученики:
- Одушевленные: собака, попугай, девочка:
- Неодушевлённые: река, книга, ручка:
Учитель:
- Из словаря выберите и запишите слово подходящее к вашей схеме (Схемы на доске).
- 1 ряд - сущ., неодуш., собств., ед.ч.
- 2 ряд - сущ., одуш., нариц., ед. ч.
- 3 ряд - сущ., неодуш, нариц., ед. ч.
(После выполнения задания производиться фронтальная проверка)
3. Дидактическая игра "Найди слово".
Цель игры: проверить умения определять имена существительные.
Провести психологическую разгрузку.
Учитель называет слова, дети хлопают в ладоши, если слово относится к имени существительному.
Слон, пел, день, нота, прекрасный, солнечный, книги, ослик, школьный, Новокузнецк, ушёл, цветы.
Учитель:
- Вы справились с заданием. Хорошо знаете правило и умеете различать имена существительные.
II. Сообщение темы урока.
Учитель:
Вы много знаете о грамматических признаках имён существительных, умеете их различать (показ "портрета" имени существительного, который был составлен в ходе изучения грамматических признаков имени существительного самими учениками).
Но это ещё не все. Сегодня вы узнаете ещё об одном грамматическом признаке - это род имени существительного (на портрете появляется запись: род имени существительного).
III. Изучение новый материал.
1. Наблюдение за изменением имён существительных по родам.
(Работа в парах. На каждом столе конверт с карточками- словами. На данном этапе идет развитие умений работать совместно с соседом, слушать друг друга, умения доказать свою точку зрения)
Дом, земля, стол, озеро, книга, гнездо, море, школа, хлеб.
Учитель:
- Разделите слова, которые находятся на карточках в конвертах, на три группы.
(Ученики выполняют задание за своими столами. Первая пара, которая правильно выполнит задание, выставляет слова на доске в три столбика. На доске появляется запись).
дом земля озеро стол книга море хлеб школа гнездо
Учитель:
- Почему вы слова дом, стол, хлеб отнесли к первой группе?
Ученик:
- Подставляли слова он, мой. У этих слов нет окончаний.
Учитель:
- Что можете сказать про слова второй и третьей группы?
Ученик:
- К словам второй группы можно подставить слова "она моя".
- К словам третьей группы можно поставить слова "оно моё".
Учитель:
- Если к именам существительным можно поставить слова "он мой", такие имена существительные относятся к именам существительным мужского рода, "она моя"- женского рода, "оно моё" - среднего рода.
Учитель:
- Может ли имя существительное изменяться по родам?
(Ученики пробуют изменять любое существительное по родам)
Ученик:
- Имя существительное не может изменяться по рода.
Учитель:
Имя существительное не изменяется по родам, оно имеет род.
2. Составление алгоритма определение рода имени существительного.
Учитель:
- Разделитесь на 4 группы. (Возможно разделение по интересам, по рядам:)
- Каждая группа должна создать таблицу - алгоритм определения рода имени существительного (работа выполняется на альбомных листах за определённоё время)
Ученики каждой группы выполняют работу, полученные таблицы - алгоритмы вывешиваются на доску.
Имя существительное
3. Работа с правилом.
Учитель:
- Откройте учебник русского языка на странице 109.
- Прочитайте правило.
Ученик читает правило:
- Имена существительные бывают или мужского, или женского, или среднего рода.
- Имена существительные, к которым можно поставить слова этот, мой, он,- мужского рода.
- Имена существительные, к которым можно поставить слова эта, моя, она, - женского рода.
- Имена существительные, к которым можно поставить слова это, моё, оно - среднего рода.
Учитель:
- Какая из полученных таблиц более точно отражает правило.
Ученики соотносят полученные алгоритмы с правилом, выбирают более точный алгоритм и доказывают соответствие с правилом.
Учитель:
- Кто с помощью алгоритма сможет рассказать, как определить род имени существительного?
Ученик:
- Если к существительному можно поставить слова "он, мой", то существительное мужского рода, "она, моя" -женского рода, "оно, моё" - среднего рода.
(На данном этапе урока учитель работает над формированием общеучебных умений, навыков и способов действий, направленных на развитие организации деятельности. Ученики распределились на группы, выбирая ту группу, где они чувствовали себя комфортно, выбрали ученика, который оформлял запись на листе. Учащиеся самостоятельно устанавливали последовательность действий, учились договариваться, распределять работу. Затем им необходимо было оценить общий результат деятельности. Учитель осуществлял индивидуальный контроль групп, помогая при возникших трудностях).
Физминутка.
1. Коллективное разучивание стихотворения о родах имён существительных.
Женский род - запомню я.
И скажу: она,моя.
И запомню род мужской -
И опять скажу - он, мой.
Средний род - оно, моё.
Это правило твоё.
2. Упражнение, направленное на развитие внимания.
По классу развешены карточки со словами:
Дождь, трава, небо, ком, девочка, солнце, яблоко, урожай, огурец.
Учитель:
Назовите существительные женского рода, мужского, среднего рода.
Ученики:
- Женского рода: трава, девочка.
- Мужского рода: дождь, ком, урожай.
- Среднего рода: небо, солнце, яблоко.
V1. Первичное закрепление.
Ученики выполняют упражнение № 240 на С. 109
Выпиши сначала существительные женского рода, потом мужского рода.
Орёл, сова, гнездо, конь, облако, доктор, колесо, болото, осина, солома, мышь, окно.
(Упражнение выполняется с комментированием у доски)
Учитель:
- Какие слова мы не включили не в одну из групп? Почему?
Ученик:
- Облако, колесо, болото, окно. Это существительные среднего рода. К ним можно поставить слова оно, моё.
Самостоятельная работа.
На доске записан дифференцированный текст.
Гнал, на, север, большое, ветер, облако.
Учитель:
- Составьте из данных слов предложение, запишите его. У существительных определите род.
Учитель:
- Прочитайте предложение, которое вы составили.
Ученик:
- Ветер гнал на север большое облако.
Учитель:
- Назовите существительное женского рода.
Ученик:
- Его здесь нет.
Учитель:
- Назовите существительные и определите род.
Ученик:
- Ветер - он, мой, мужского рода.
- Север - он, мой, мужского рода.
- Облако - оно, моё, среднего рода.
Итог урока.
- О каком грамматическом признаке имени существительного вы сегодня узнали?
- Как определить род имени существительного?
Домашнее задание.
С. 109, упр. 241, правило.
Дополнительный материал.
Запишите название предметов или явлений, которое по времени предшествовало данному, определите род.
- Вечер - день
- Корова - телёнок
- Кефир - молоко
- Осень - лето
- Утро - ночь