Цель:
- побуждение детей к овладению приемами выразительного чтения и их совершенствованию;
- развитие умения чувствовать настроение героя произведения;
- улавливать отношение автора к описанным событиям;
- воспитывать любовь к Родине, русской природе.
Оборудование:
- портрет И.С. Никитина,
- картина родной природы,
- голубые листы бумаги,
- плакат со стихами Яшина,
- у учащихся стихи Дрожжина о Родине.
I. О/м, Т/ц
а) продолжим знакомится с творчеством русских поэтов и их стихами, объединенными в одну поэтическую тетрадь.
Как названа эта тетрадь? О чем эта тетрадь? Синонимы к слову Россия:
(на доске)
РОССИЯ
РОДИНА
РУСЬ
б) Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Яшина (на доске)
А все ли помним
И всегда ль о том,
Что родина была, и есть, и будет,
Не только реки, горы, отчий дом,
Не просто небо и земля, А люди!
О чем этот отрывок?
Каждый человек свою любовь к Родине выражает по своему. Художники - рисуют картины, поэты пишут стихи, писатели - рассказы, композиторы - сочиняют музыку.
Каждый из них стремился донести до нас то настроение, те переживания, которые побудили к созданию данного произведения (звучит музыка).
Стихи каких русских поэтов о Родине мы читали?
Кому удалось найти стихи других поэтов о Родине?
Прочитайте (на оценку)
II. Проверка д/з
С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке (С.Д. Дрожжин "Родине")
1. Что помните о поэте?
2. О чем это стихотворение?
3. 1 вариант читает второму, второй вариант первому. Кому понравилось стихотворение соседа?
Задание перед чтением: постарайтесь определить, удалось ли передать им при чтении чувства автора?
Кто приготовил к уроку другие стихи Дрожжина? (зачитать или рассказать наизусть)
Вывод: за свою долгую жизнь Дрожжин написал очень много стихов о просторах Русской земли, о ее богатствах, о героическом прошлом и славном будущем. И все эти стихи полны любви к Родине, к земле, на которой он жил.
III. Работа над новым материалом
а) Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением И.С. Никитина
на доске:
Никитин Иван Саввич
1824 - 1861 г.г.
б) рассказ о биографии автора
в) Послушайте стихотворение и постарайтесь представить нарисованные в нем картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение (чтение учителем)
- Какие картины представили?
- Определите тему? Настроение?
- Прочитайте самостоятельно и определите, чем вызвано такое настроение?
Чтение в слух. Ответ на вопрос.
- Какое слово указало, что вы правильно определили настроение? (в восторге)
- Согласны ли вы с тем, что поэт всегда выражает себя и сам как бы присутствует в стихах? Докажите словами из стихотворения.
- Столько строф? (3)
- Какую форму записи использует поэт? (4-стишие). Докажите.
- Как расположены рифмы в каждой строфе?
г) Прочитайте 1 вариант второму вслух. Вообразите картину, нарисованную поэтом.
- Какую картину представили?
- В каком месте находится поэт?
- Что привлекло его внимание?
- Какие бы вы выбрали слова, чтобы описать это? (небо - хмурое)
- а какие слова использует поэт?
д) Прочитайте 2 вариант первому 2 строфу.
- Как понимаете "грезит колос"?
- Какой прием использует автор? (олицетворение)
- Что такое "межа"? (граница)
- Какая граница по тексту? (узкая)
- Зачитайте, как говорится о месяце?
- "М. встает" - что это значит?
- Как сказать другими словами? (выплывает, всходит)
- Что такое "зарево"?
Прочитайте по себя 3 строфу => вслух
- Как понять "коротко звезд сияние"?
- Какой эпитет использует поэт, чтобы показать свое отношение к сиянию звезд?
Прочитайте 2 строку хором.
- Что она значит?
- Какой эпитет подобрал поэт к слову "поле"? (в чистом поле)
Докажите, что в этой строфе поэт использовал такое средство языка, как сравнение.
- А какие слова можем использовать мы? (будто, словно)
Вывод: Тишину вечернего поля, его покой и молчание поэт сравнивает с тишиной и покоем в храме. О чем мог молиться (думать) поэт, находясь в таком великолепии русской природы?
Многие строки этого стихотворения описывают красоту вечернего неба. Найдите их и зачитайте.
- 1 с - 1-2 стр. - Какие бы вы использовали краски?
- 2 с - 3-4 стр. - чтобы нарисовали? Какими красками?
- 3 с - 1 стр. - Каким бы цветом нарисовали звезды?
Вывод: Совпадают наши краски с красками поэта?
е) - По какой-то причине автор не дал названия стихотворению. Как поступить в таком случае?
- Дайте стихотворению свое название?
- Какое название более удачно? Почему?
IV. Работа над выразительным чтением:
а) чтение учителем и выделение учащимися опорных слов.
б) самостоятельное чтение: - по цепочке - друг другу
V. Итог: Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? (любовь к Родине)
Музыка
VI. Д/з: Наизусть и самостоятельное чтение стихотворения "Русь".