Урок литературного чтения в 3-м классе. Тема "Поэтическая тетрадь "Светлый край берез, моя Россия". И.С. Никитин "Русь", "В синем небе"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  • побуждение детей к овладению приемами выразительного чтения и их совершенствованию;
  • развитие умения чувствовать настроение героя произведения;
  • улавливать отношение автора к описанным событиям;
  • воспитывать любовь к Родине, русской природе.

Оборудование:

  • портрет И.С. Никитина,
  • картина родной природы,
  • голубые листы бумаги,
  • плакат со стихами Яшина,
  • у учащихся стихи Дрожжина о Родине.

I. О/м, Т/ц

а) продолжим знакомится с творчеством русских поэтов и их стихами, объединенными в одну поэтическую тетрадь.

Как названа эта тетрадь? О чем эта тетрадь? Синонимы к слову Россия:

(на доске)

РОССИЯ

РОДИНА

РУСЬ

б) Прочитайте самостоятельно стихотворение А. Яшина (на доске)

А все ли помним
И всегда ль о том,
Что родина была, и есть, и будет,
Не только реки, горы, отчий дом,
Не просто небо и земля, А люди!

О чем этот отрывок?

Каждый человек свою любовь к Родине выражает по своему. Художники - рисуют картины, поэты пишут стихи, писатели - рассказы, композиторы - сочиняют музыку.

Каждый из них стремился донести до нас то настроение, те переживания, которые побудили к созданию данного произведения (звучит музыка).

Стихи каких русских поэтов о Родине мы читали?

Кому удалось найти стихи других поэтов о Родине?

Прочитайте (на оценку)

II. Проверка д/з

С каким стихотворением познакомились на прошлом уроке (С.Д. Дрожжин "Родине")

1. Что помните о поэте?

2. О чем это стихотворение?

3. 1 вариант читает второму, второй вариант первому. Кому понравилось стихотворение соседа?

Задание перед чтением: постарайтесь определить, удалось ли передать им при чтении чувства автора?

Кто приготовил к уроку другие стихи Дрожжина? (зачитать или рассказать наизусть)

Вывод: за свою долгую жизнь Дрожжин написал очень много стихов о просторах Русской земли, о ее богатствах, о героическом прошлом и славном будущем. И все эти стихи полны любви к Родине, к земле, на которой он жил.

 

III. Работа над новым материалом

а) Сегодня я хочу познакомить вас со стихотворением И.С. Никитина

на доске:

Никитин Иван Саввич

1824 - 1861 г.г.

б) рассказ о биографии автора

в) Послушайте стихотворение и постарайтесь представить нарисованные в нем картины, вслушайтесь в звучание стиха, почувствуйте настроение (чтение учителем)

- Какие картины представили?

- Определите тему? Настроение?

- Прочитайте самостоятельно и определите, чем вызвано такое настроение?

Чтение в слух. Ответ на вопрос.

- Какое слово указало, что вы правильно определили настроение? (в восторге)

- Согласны ли вы с тем, что поэт всегда выражает себя и сам как бы присутствует в стихах? Докажите словами из стихотворения.

- Столько строф? (3)

- Какую форму записи использует поэт? (4-стишие). Докажите.

- Как расположены рифмы в каждой строфе?

г) Прочитайте 1 вариант второму вслух. Вообразите картину, нарисованную поэтом.

- Какую картину представили?

- В каком месте находится поэт?

- Что привлекло его внимание?

- Какие бы вы выбрали слова, чтобы описать это? (небо - хмурое)

- а какие слова использует поэт?

д) Прочитайте 2 вариант первому 2 строфу.

- Как понимаете "грезит колос"?

- Какой прием использует автор? (олицетворение)

- Что такое "межа"? (граница)

- Какая граница по тексту? (узкая)

- Зачитайте, как говорится о месяце?

- "М. встает" - что это значит?

- Как сказать другими словами? (выплывает, всходит)

- Что такое "зарево"?

Прочитайте по себя 3 строфу => вслух

- Как понять "коротко звезд сияние"?

- Какой эпитет использует поэт, чтобы показать свое отношение к сиянию звезд?

Прочитайте 2 строку хором.

- Что она значит?

- Какой эпитет подобрал поэт к слову "поле"? (в чистом поле)

Докажите, что в этой строфе поэт использовал такое средство языка, как сравнение.

- А какие слова можем использовать мы? (будто, словно)

Вывод: Тишину вечернего поля, его покой и молчание поэт сравнивает с тишиной и покоем в храме. О чем мог молиться (думать) поэт, находясь в таком великолепии русской природы?

Многие строки этого стихотворения описывают красоту вечернего неба. Найдите их и зачитайте.

  • 1 с - 1-2 стр. - Какие бы вы использовали краски?
  • 2 с - 3-4 стр. - чтобы нарисовали? Какими красками?
  • 3 с - 1 стр. - Каким бы цветом нарисовали звезды?

Вывод: Совпадают наши краски с красками поэта?

е) - По какой-то причине автор не дал названия стихотворению. Как поступить в таком случае?

- Дайте стихотворению свое название?

- Какое название более удачно? Почему?

IV. Работа над выразительным чтением:

а) чтение учителем и выделение учащимися опорных слов.

б) самостоятельное чтение: - по цепочке - друг другу

V. Итог: Удалось ли понять и почувствовать, что побудило автора к созданию этого стихотворения? (любовь к Родине)

Музыка

VI. Д/з: Наизусть и самостоятельное чтение стихотворения "Русь".