Урок русского языка в 4-м классе. Тема "Предложный падеж имен существительных"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • выявить особенности существительных в предложном падеже, его вопросы и предлоги, каким членом предложения является;
  • формировать сознательное употребление в речи существительных в предложном падеже;
  • закреплять умения учащихся распознавать падежи; развивать речь учащихся;
  • воспитывать любовь к природе и поэзии.

ХОД УРОКА

I. Повторение изученного

– Над какой темой работаем сейчас на уроках русского языка?
– Задайте вопросы товарищам по данной теме.
– Сколько падежей в русском падеже? Назовите их.
– Что называется склонением?
– Как определить падеж слова земле?
– Как же определить падеж имени существительного в предложении?

Минутка чистописания с заданием

– Прочитайте четверостишие.

Др…зды п…стрели на р…бине,
Кл…вали спел…  з…рю,
И листья на р…ке  р…били,
Плывя навстречу  окт…брю.

                               (В. Фирсов.)

– Красивое стихотворение?
– Что необычного заметили в этом стихотворении?
– А можно ли клевать зарю? Какой приём  здесь использует автор?
– С чем сравнивает поэт рябину?
– Почему?
– А какие вы знаете стихи о поздней осени7
(Дети читают отрывки из стихотворений изученных на уроках литературного чтения следующих авторов: Майкова, Фета, Плещеева, Есенина, Пушкина)
– Вернёмся к нашему четверостишию.
Объясните орфограммы.
– Сколько предложений в этом четверостишии?
– Объясните 1 и 2 запятые.
– Дайте его характеристику. (Повествовательное, невосклицательное, сложное, состоящее из двух простых распространённых предложений, в котором первое предложение с однородными членами.)
– Прочитайте 1 часть сложного предложения. Найдите основу.
– Прочитайте 2 часть. Найдите основу.
– Внимание! Задание по вариантам:

1 вариант спишет 1 часть                                       2 вариант  – 2 часть

разберёт глагол пестрели по составу                    разберёт глагол рябили по составу
и определит падеж слова зарю                              определит падеж слова октябрю  

Проверка.

– Расскажите всё о падеже, в котором стоит данное существительное.

II. Изучение нового материала

– Из своего предложения выпишите словосочетание глагол + существительное с предлогом и определите падеж.

Проверка

1в. пестрели на рябине (П.п.)                                 2в. рябили на реке (П.п.)

– Итак, какая тема нашего урока?
– По какому плану будем изучать предложный падеж?

1) Вопрос
2) Слово
3) Предлоги
4) Каким членом предложения является существительное в предложном падеже?

Самостоятельная работа

– Прочитайте словосочетания.

Висели на ветке, убирали в поле, нависли над горизонтом, мечтаю о зиме, пахнет дымом, скрылся за горой, тепло при солнышке.

– Нужно разделить на группы. По какому признаку будем делить? (По падежам)

Проверка

П. п.                                                                          Т. п.
висел на ветке                                                         нависли над горизонтом
убирали в поле                                                          пахнет дымом
мечтаю о зиме                                                         скрылся за горой
тепло при солнышке

– На какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже?
– Назовите из этих слов существительные, которые употребляются без предлога.
– Сделайте вывод. (Существительных в предложном падеже без предлога не бывает)
– С какими предлогами употребляются  существительные в предложном падеже? (в, на, о(об), при)

Самостоятельная работа

– Данные слова соедините при помощи предлогов, чтобы получились словосочетания.
Росли опушка, отдыхают парк, читаю природа, пусто лес
– Какие словосочетания получились?
Росли на опушке, отдыхают в  парке, читаю о  природе, пусто в  лесу.
– В каком падеже? Докажите.
– С какими предлогами употребляются  существительные в предложном падеже? (в, на, о(об),при)
– Какие из этих предлогов употребляется с другим падежом? (в, на)
– Какие из этих предлогов употребляются только в предложном падеже? (о(об), при)
– Выяснили на какие вопросы отвечают существительные в предложном падеже и с какими предлогами употребляются. Что ещё осталось выяснить? (Каким членом предложения является существительное в П п.)

Комментированная запись предложения и его грамматический разбор

– Составьте предложение со словосочетением росли на опушке
На опушке соснового леса росли молодые осинки.
– Каким членом предложения  является существительное в предложном падеже? (Обстоятельство места)
– Родоначальником предложного падежа был местный падеж, который был в старорусском языке. Существительное в таком падеже указывало на место действия.
– Расскажите всё о предложном падеже по нашему плану.

Физкультминутка

– Если я называю существительные в П. п. – хлопните в ладоши, если в другом падеже – приседайте.

Под деревом, около дерева, на дереве, из чащи, в чаще, над чащей, в траве, под травой, о траве.

III. Закрепление изученного

– Следующее задание по выбору:

1 задание: из каждой группы выписать  «лишнее словосочетание», кому трудно выполнить 
2 задание: определить падеж первых словосочетаний каждой группы

1) пролетели над Африкой                         2) покидают до весны
спрятался за деревом                                   защищает от засухи
шуршит под ногами                                     посадили около школы
зимуют в Африке                                          блестит на борозде

3) отдыхать на реке
гулять по аллее
подлететь к стае
нестись по небу

Проверка 1 задания.                         Проверка 2 задания

зимуют в Африке                             пролетели над Африкой (Т. п.)
блестит на борозде                        покидают до весны (Р, п.)
отдыхать на реке                           отдыхать на реке (П. п.)

Работа по развитию речи

– Следующее задание покажет ваше умение применять знания на практике. Нужно составить по картине  предложения, используя опорные слова, которые надо употребить в том падеже, который указан в скобках.

Картина (П. п.), осень (И. п.). День(И.п.)
Небо (И. п.), тучи (Т. п.).
Вода (И. п.) река (П. п.).
Опушка (П.п.), лес (Р. п.), берёзки (И.п.), осинки (И.п.)
Рябина (П.п.) гроздья (И.п.), ягода (Р.п.)
Художник (И.п.), картина (П.п.), красота (В.п.), природа (Р.п.)

Коллективное составление рассказа

На картине изображена поздняя осень. Стоит пасмурный день. Небо покрылось серыми тучами. Вода в реке потемнела. На опушке леса стоят голые берёзки и осинки. На рябине висят ярко-красные гроздья ягоды. Художник  в картине передал красоту родной природы.
– Запишите свой рассказ или несколько предложений в тетрадь (в зависимости от времени.)

IV. Итог урока

– Чему учились на уроке?
– Что вам было трудно выполнять?
– А что особенно  понравилось на уроке?
– Дома составить рассказ о предложном падеже по нашему плану и придумать  словосочетания с существительными  в предложном падеже.