Интегрированный урок внеклассное чтение + ИЗО в 4-м классе по теме "Самый родной человек"

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Познакомить с произведением Панькина И.Ф. "Легенда о матерях".
  • Способствовать формированию умения анализировать изучаемое произведение.
  • Содействовать развитию навыков линейной графики.
  • Воспитывать любовь к самому родному человеку на земле - к маме.

Оборудование: плакат с названием темы, сочинения о мамах, стихи и рассказы разных писателей о мамах, CD-диски с песнями о мамах, выставка репродукций с разнообразными цветами, альбомный лист, фломастеры.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово учителя.

Мама - это самый близкий и родной человек на Земле. Всегда хочется сделать для неё что-то хорошее, доброе. Но в повседневной суете это удаётся не очень часто. Наш урок посвящается матерям. Как можно назвать тему урока? (Ответы детей.)

- Давайте теперь хором прочитаем тему урока (на доске появляется плакат с названием темы)

"Самый родной человек".

III. Анализ того, что прочитали учащиеся к уроку. (Фронтальная беседа.)

- О том, что будет урок по внеклассному чтению именно по этой теме вы знали заранее.

- Скажите, чем вас заинтересовала эта тема?

- Какие книги вам хотелось найти?

- Где их искали?

- Поднимите руки, кто готов у уроку?

IV. Проверка домашнего задания.

- Кто выучил стихи, посвящённые мамам? (Спрашиваю 2-3 учеников.)

- Молодцы! Сегодня мы должны познакомиться с "Легендой о матерях".

V. Работа с текстом "Легенда о матерях" до чтения.

- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (на берегу моря юноши пускают стрелы), прочитайте название текста. Как понимаете слово "легенда"? (Легенда - "преданье о чудесном событии" - толковый словарь Даля; "поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии" - толковый словарь Ожегова)

- Как вы думаете, о чём мы будем читать? Что узнаем о матерях? (Предположения детей)

VI. Работа с текстом во время чтения.

- Давайте прочитаем легенду вслух. Подтвердятся ли наши предположения?

1 часть.

Когда-то очень давно на берегу Чёрного моря жили люди. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей.

Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались стрельбой из лука.

Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса; если он хотел стать пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.

Смотреть на эти игры выходил со дна моря царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь: глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей морской травы, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он говорил:

- Как люди ни хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в моё царство, в море.

Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет выйти в море и стать моряком.

- Чем занимались люди в этой стране?

- Почему они не выходили в море?

2 часть.

Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернулись в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.

В какую ярость сразу пришёл Нептун!

- Я всех вас похороню на дне морском! - злобно взревел он.

Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской на самом деле может похоронить их детей в море.

А женщины у этого народа были сильные, красивые и вечно молодые - они никогда не старились.

Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.

Взяли юноши материнскую силу и подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун направил к берегу огромную волну. Но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.

Вы видели, дети, слабых женщин. Если ещё встретите, то никогда не смейтесь над ними: эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как вы.

- Что решили сделать женщины-матери, услышав угрозы Нептуна их сыновьям?

- Как помогла юношам материнская сила победить силу огромной волны Нептуна?

3 часть.

И вот слушайте дальше.

Когда Нептун увидел, что юноши выдержали силу огромной волны, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:

- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь на берегу, но в море я порву им руки.

Женщины опять задумались: да, царь морской и это может сделать - у него очень крепкие жилы.

Пока они думали, со дна морского вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:

- Женщины, отдайте нам свою красоту, за это мы достанем вам со дна морского крепкой травы. Мы совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.

Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.

Если, дорогие ребята, вы увидите где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайтесь от неё. Знайте, она отдала свою красоту детям.

Когда царь Нептун узнал, что сделали его дочери, он пришёл в ярость, выбросил их из моря и превратил в птиц - чаек.

Вы слышали, дети, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.

Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.

- Как снова пригрозил злобный Нептун расправиться с юношами?

- Как женщины потеряли свою красоту?

4 часть.

Почувствовали юноши, что руки и плечи стали у них крепкие и сильные, и, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут их матери - не возвращаются сыновья.

Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко рассмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.

- Не дождаться вам теперь сыновей, - сказал он, - они потерялись в море и не могут найти дорогу домой. Ведь на море нет дорог и тропинок.

Тогда женщины воскликнули:

- Пусть будет в наших глазах меньше света, но за это пусть над нашей землёй ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по звёздам путь к родным берегам.

Только сказали женщины так, в небе сразу же ярко-ярко заблестели звёзды.

Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.

Вот почему, мои друзья, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что только могли.

- Как юноши-сыновья нашли дорогу домой?

- Почему моряки сильны и непобедимы?

VII. Работа с текстом после чтения.

- О чём эта легенда? (О материнской любви и самопожертвовании)

- Мы прочитали легенду о матерях, об их любви к сыновьям. Для спасения детей им ничего не жалко. Если бы понадобилось, они, не раздумывая, отдали бы свою жизнь.

У каждого из вас есть своя мама. Ваши мамы тоже очень любят вас и переживают за вас. Вы писали сочинения о своих мамах, нам бы хотелось услышать именно о вашей маме.

VIII. Чтение сочинений о мамах.

С темой нашего урока перекликается сочинение Гараевой Ильзиры. Оно так и называется "Самый родной человек", читает автор.

Мы должны беречь и любить свою маму. Со своим сочинением нас познакомит Газизова Диана.

А Сайфуллина Регина называет свою маму самым дорогим человеком. Послушаем её сочинение.

А Настя Шепелева считает, что её мама - это лучшая мама в мире. Слушайте её сочинение.

Многие из вас написали, что ваши мамы умеют вкусно готовить, мастерски шить и вязать, что они у вас весёлые, добрые, с ними везде хорошо и комфортно.

Спасибо! Подведя итог этой части урока можно сказать, что вы очень любите своих мам, гордитесь ими и стараетесь не подвести своих мам. Наш урок проходит в преддверии праздника "Дня матери".

- А какому подарку очень обрадовалась бы ваша мама? (Правильно, цветам!)

Артем прочитает стихотворение "Дарите женщинам цветы".

Дарите женщинам цветы,
Улыбку, ласку им дарите!
Они от вашей теплоты
Все превратятся в Нефертити.
И что им годы, что - беда:
Они бывают нелюдимы,
Сердиты, злы - но лишь тогда,
Коль рядом не идёт любимый.
Вся прелесть женской красоты
У вас в руках - лишь захотите.
Дарите женщинам цветы!
Почаще только их дарите!

IX. Слово учителя.

Итак, дарите мамочкам цветы. Но вы ещё не зарабатываете деньги, чтоб пойти и купить букет, зато у нас есть руки, фломастеры и большое желание нарисовать букет цветов. Перед вами на доске оформлена выставка репродукций с разнообразными цветами. Давайте посмотрим насколько ярок и разнообразен мир цветов. Я покажу вам, как одной линией можно изобразить простую ромашку и пышную хризантему. Обратите внимание, как меняется характер линий от плавной к танцующей и далее к резкой колючей. (Педагогический рисунок на доске). Изображая букет, помните о том, что какие-то цветы ближе к нам, их рисуем полностью, а те, что дальше от нас показываем частично.

X. Самостоятельная работа учащихся. (Звучат песни о маме).

Несколько работ вывешиваются на доске, дети видят результат своего труда.

XI. Подведение итогов урока.