Цели урока:
- Познакомить с произведением Панькина И.Ф. "Легенда о матерях".
- Способствовать формированию умения анализировать изучаемое произведение.
- Содействовать развитию навыков линейной графики.
- Воспитывать любовь к самому родному человеку на земле - к маме.
Оборудование: плакат с названием темы, сочинения о мамах, стихи и рассказы разных писателей о мамах, CD-диски с песнями о мамах, выставка репродукций с разнообразными цветами, альбомный лист, фломастеры.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
Мама - это самый близкий и родной человек на Земле. Всегда хочется сделать для неё что-то хорошее, доброе. Но в повседневной суете это удаётся не очень часто. Наш урок посвящается матерям. Как можно назвать тему урока? (Ответы детей.)
- Давайте теперь хором прочитаем тему урока (на доске появляется плакат с названием темы)
"Самый родной человек".
III. Анализ того, что прочитали учащиеся к уроку. (Фронтальная беседа.)
- О том, что будет урок по внеклассному чтению именно по этой теме вы знали заранее.
- Скажите, чем вас заинтересовала эта тема?
- Какие книги вам хотелось найти?
- Где их искали?
- Поднимите руки, кто готов у уроку?
IV. Проверка домашнего задания.
- Кто выучил стихи, посвящённые мамам? (Спрашиваю 2-3 учеников.)
- Молодцы! Сегодня мы должны познакомиться с "Легендой о матерях".
V. Работа с текстом "Легенда о матерях" до чтения.
- Посмотрите внимательно на иллюстрацию (на берегу моря юноши пускают стрелы), прочитайте название текста. Как понимаете слово "легенда"? (Легенда - "преданье о чудесном событии" - толковый словарь Даля; "поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии" - толковый словарь Ожегова)
- Как вы думаете, о чём мы будем читать? Что узнаем о матерях? (Предположения детей)
VI. Работа с текстом во время чтения.
- Давайте прочитаем легенду вслух. Подтвердятся ли наши предположения?
1 часть.
Когда-то очень давно на берегу Чёрного моря жили люди. Они пахали землю, пасли скот и охотились на диких зверей.
Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники: пели, плясали у огромных костров, проводили игры, которые заканчивались стрельбой из лука.
Если юноша хотел стать охотником, он пускал стрелу в сторону леса; если он хотел стать пастухом - стрелял в сторону стада, а если пахарем - в сторону поля.
Смотреть на эти игры выходил со дна моря царь морей и океанов Нептун. Это очень страшный царь: глаза у него большие, белые, как пузыри, борода зелёная - из водорослей морской травы, а тело сине-зелёное, под цвет моря. Каждый раз, глядя на игры, он говорил:
- Как люди ни хвастаются своей силой, а меня боятся: никто из них ещё не решился пустить стрелу в моё царство, в море.
Говорил он так потому, что был уверен: никто не посмеет выйти в море и стать моряком.
- Чем занимались люди в этой стране?
- Почему они не выходили в море?
2 часть.
Один раз вышли к костру юноши. Они вдруг повернулись в сторону моря и все, как один, пустили стрелы туда.
В какую ярость сразу пришёл Нептун!
- Я всех вас похороню на дне морском! - злобно взревел он.
Женщины, глядя на своих сыновей, задумались: царь морской на самом деле может похоронить их детей в море.
А женщины у этого народа были сильные, красивые и вечно молодые - они никогда не старились.
Думали, думали женщины и решили отдать всю свою силу сыновьям.
Взяли юноши материнскую силу и подошли к самому берегу моря. Чтобы не подпустить их к воде, Нептун направил к берегу огромную волну. Но юноши устояли, не согнулись и не побежали назад. Зато матери после этого стали слабыми.
Вы видели, дети, слабых женщин. Если ещё встретите, то никогда не смейтесь над ними: эти женщины всю свою силу отдали таким же детям, как вы.
- Что решили сделать женщины-матери, услышав угрозы Нептуна их сыновьям?
- Как помогла юношам материнская сила победить силу огромной волны Нептуна?
3 часть.
И вот слушайте дальше.
Когда Нептун увидел, что юноши выдержали силу огромной волны, он дико засмеялся и злобно закричал женщинам:
- Пусть ваши сыновья устояли против моей силы здесь на берегу, но в море я порву им руки.
Женщины опять задумались: да, царь морской и это может сделать - у него очень крепкие жилы.
Пока они думали, со дна морского вышли дочери морского царя. Они, как и отец, были некрасивы. Вышли дочери Нептуна и сказали:
- Женщины, отдайте нам свою красоту, за это мы достанем вам со дна морского крепкой травы. Мы совьём из неё жилы для ваших сыновей, и руки у них будут такие же крепкие, как у нашего отца.
Женщины сразу согласились и отдали дочерям морского царя свою красоту.
Если, дорогие ребята, вы увидите где-нибудь некрасивую женщину, не отворачивайтесь от неё. Знайте, она отдала свою красоту детям.
Когда царь Нептун узнал, что сделали его дочери, он пришёл в ярость, выбросил их из моря и превратил в птиц - чаек.
Вы слышали, дети, как чайки плачут над морем? Это они просятся домой, но жестокий отец не пускает их обратно и даже не смотрит на них.
Зато моряки на чаек всегда глядят и наглядеться не могут, потому что чайки носят красоту их матерей.
- Как снова пригрозил злобный Нептун расправиться с юношами?
- Как женщины потеряли свою красоту?
4 часть.
Почувствовали юноши, что руки и плечи стали у них крепкие и сильные, и, наконец вышли в море. Вышли они и пропали. Ждут-пождут их матери - не возвращаются сыновья.
Появился опять перед женщинами Нептун и громко-громко рассмеялся. От его смеха даже волны заходили по морю.
- Не дождаться вам теперь сыновей, - сказал он, - они потерялись в море и не могут найти дорогу домой. Ведь на море нет дорог и тропинок.
Тогда женщины воскликнули:
- Пусть будет в наших глазах меньше света, но за это пусть над нашей землёй ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья нашли по звёздам путь к родным берегам.
Только сказали женщины так, в небе сразу же ярко-ярко заблестели звёзды.
Юноши увидели их и благополучно вернулись домой.
Вот почему, мои друзья, моряки сильны и непобедимы: матери отдали им всё лучшее, что только могли.
- Как юноши-сыновья нашли дорогу домой?
- Почему моряки сильны и непобедимы?
VII. Работа с текстом после чтения.
- О чём эта легенда? (О материнской любви и самопожертвовании)
- Мы прочитали легенду о матерях, об их любви к сыновьям. Для спасения детей им ничего не жалко. Если бы понадобилось, они, не раздумывая, отдали бы свою жизнь.
У каждого из вас есть своя мама. Ваши мамы тоже очень любят вас и переживают за вас. Вы писали сочинения о своих мамах, нам бы хотелось услышать именно о вашей маме.
VIII. Чтение сочинений о мамах.
С темой нашего урока перекликается сочинение Гараевой Ильзиры. Оно так и называется "Самый родной человек", читает автор.
Мы должны беречь и любить свою маму. Со своим сочинением нас познакомит Газизова Диана.
А Сайфуллина Регина называет свою маму самым дорогим человеком. Послушаем её сочинение.
А Настя Шепелева считает, что её мама - это лучшая мама в мире. Слушайте её сочинение.
Многие из вас написали, что ваши мамы умеют вкусно готовить, мастерски шить и вязать, что они у вас весёлые, добрые, с ними везде хорошо и комфортно.
Спасибо! Подведя итог этой части урока можно сказать, что вы очень любите своих мам, гордитесь ими и стараетесь не подвести своих мам. Наш урок проходит в преддверии праздника "Дня матери".
- А какому подарку очень обрадовалась бы ваша мама? (Правильно, цветам!)
Артем прочитает стихотворение "Дарите женщинам цветы".
Дарите женщинам цветы,
Улыбку, ласку им дарите!
Они от вашей теплоты
Все превратятся в Нефертити.
И что им годы, что - беда:
Они бывают нелюдимы,
Сердиты, злы - но лишь тогда,
Коль рядом не идёт любимый.
Вся прелесть женской красоты
У вас в руках - лишь захотите.
Дарите женщинам цветы!
Почаще только их дарите!
IX. Слово учителя.
Итак, дарите мамочкам цветы. Но вы ещё не зарабатываете деньги, чтоб пойти и купить букет, зато у нас есть руки, фломастеры и большое желание нарисовать букет цветов. Перед вами на доске оформлена выставка репродукций с разнообразными цветами. Давайте посмотрим насколько ярок и разнообразен мир цветов. Я покажу вам, как одной линией можно изобразить простую ромашку и пышную хризантему. Обратите внимание, как меняется характер линий от плавной к танцующей и далее к резкой колючей. (Педагогический рисунок на доске). Изображая букет, помните о том, что какие-то цветы ближе к нам, их рисуем полностью, а те, что дальше от нас показываем частично.
X. Самостоятельная работа учащихся. (Звучат песни о маме).
Несколько работ вывешиваются на доске, дети видят результат своего труда.
XI. Подведение итогов урока.