Современное дошкольное образование в настоящее время, время сложных нестабильных социально-экономических, экологических ситуаций требует новых подходов в стратегии и тактики, техники и логики реализации концептуальных идей и тенденций организации учебного и воспитательного процесса.
В условиях модернизации Российского образования задаются новые требования ко всем ступеням образования, в том числе дошкольном, и само образование приобретает новый облик.
Обновление образования требует от педагогов-воспитателей дошкольного образования знания тенденций инновационных изменений в системе современного образования.
Инновационная деятельность педагога-воспитателя, направленная на совершенствование дидактического процесса является компонентом целостной инновационной системой в дошкольных учреждениях и предлагает изменения в целях, условиях содержании, формах и методах обучения и воспитания, способствующие повышения качества учебно-воспитательного процесса посредством целенаправленной реализации его развивающего потенциала.
Специфика инновационной деятельности педагога-воспитателя определяется ориентацией данной ступени образования на приоритет развития познавательной активности детей, их мыслительных способностей, а также игровой деятельности в дошкольных группах отвечающие целям, формам и методам инновационной деятельности являются технологии развивающего обучения.
Теория развивающего обучения берет свое начало в работах И.Г.Песталоцци, К.Д.Ушинского и т.д.
Научное обоснование дано в трудах Л.С.Выготского, который выдвинул идею обучения идущего впереди развития ориентированного на развитие ребенка, как на основную цепь. Согласно его гипотезе, знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
Идеи Л.С.Выготского были разработаны и обоснованы в рамках психологической теории деятельности (А.Н.Леонтьев, П.Л.Гальперин и др.).
В результате пересмотра традиционных представлений о развитии и его соотношении с обучением на первый план было выдвинуто становление ребенка как субъекта разнообразных видов и форм человеческой деятельности. Одной из первых попыток реализовать эти идеи предпринята Л.В.Занковым, который в 50-60 годах разработал систему интенсивного всестороннего развития для начальной школы, в то время в силу известных обстоятельств она не была внедрена в практику.
Несколько иное направление развивающего обучения в 60-х годах было разработано Д.Б.Элькониным и В.В.Давыдовым и воплощено в практику работы экспериментальных школ.
В их технологии основное внимание обращалось на развитие интеллектуальных способностей ребенка.
Термин "развивающее" обучение обязан своим происхождением В.В.Давыдову. Введенный для обозначения ограниченного круга явлений, он довольно скоро вошел в массовую педагогическую практику.
Понятие "развивающее обучение" может считаться содержательным обобщением (В.В.Давыдов), т.е. под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный способ (тип) обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу (типу).
Развивающее обучение учитывает и использует закономерности развития, приспосабливается к уровню и особенностям индивидуума.
В развивающем обучении педагогические воздействия опережают, стимулируют, направляют и ускоряют развитие наследственных данных личности, т.е. обучение должно идти впереди развития, где ребенок является полноценным субъектом деятельности.
Для современного дошкольного образования работающего в инновационном режиме особенно ценностным являются технологии развивающего обучения, опирающиеся на познавательный интерес ребенка - субъекта.
Деятельность ребенка направлена на получение не внешних, а внутренних результатов, на достижение теоретического уровня мышления, направленная на изменение самого себя как субъекта учения.
Педагоги дошкольного образования: воспитатели, логопеды, психологи и все, кто окружает ребенка в дошкольном учреждении, должны быть профессионалами; видеть в ребенке личность, индивидуальность, владеть умением быть эмоциональным, знать анатомию и психологию детского организма, понимать проблемы детей, имеющих недостатки и нарушения речи, задержки психического развития.
Работая по развивающим технологиям в инновационном режиме, педагоги используют интерактивные формы и методы обучения (от англ. " interact"-находиться во взаимодействии, действовать друг на друга, обучение через участие, взаимодействие в составе меняющихся групп).
Процесс образования интерактивным, если во время занятий, в игровой деятельности между детьми и воспитателем, педагогом наблюдается высокий уровень взаимодействия. Такое взаимодействие обычно происходит в форме обсуждения, каким образом решить ту или иную проблему и насколько приемлемо данное предложение.
Процесс решения проблемы становится таким же важным или, возможно, даже важнее, чем сам ответ и это связано с тем, что целью интерактивной методики является не просто передача информации, а привитие детям навыков самостоятельного нахождения ответов.
Главной задачей педагога, воспитателя является активизация познавательной деятельности, активизация внимания, и успешное решение этих задач невозможно без поиска методов развития познавательного интереса, создания определенных условий формирующих мотив деятельности детей, развития интереса к процессу деятельности.
Новые условия обучения требуют от педагога, воспитателя умение выслушать всех желающих по каждому вопросу, не отвергнув ни один ответ, встать на позицию каждого, кто отвечает, показывает, понять логику его рассуждений и найти выход из постоянно меняющейся ситуации, анализировать ответы, действия и предложения детей и незаметно вести их к решению проблемы.
Использование интерактивных методов в организации и проведении познавательной деятельности позволяют детям, в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки не только получать новые знания. Но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение других, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссиях, вырабатывать совместные решения.
Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между детьми, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку детей, помогая испытывать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.
Для создания новых условий процесса дошкольного образования стало необходимым и создание такого оборудования, которое дало бы возможность практически всем детям участвовать в процессе познания. Потребность в специально-организованной пространственно-развивающей среде, которая может обеспечить ребенку все необходимые условия для "врастания в культуру", реализацию своего права на наследование общественно-исторического опыта привела к созданию игрового полифункционального и интерактивного оборудования многими фирмами российской промышленности, одной из которых является фирма "Альма".
В продукции данной фирмы значительное место занимают многофункциональные игры и игрушки, позволяющие ребенку познать окружающий мир, развивают его сенсорно-перцептивные способности, воображение, внимание, память, речь и являются незаменимым инструментом развивающей, физкультурно-оздоровительной и коррекционной практики работы с детьми.
В настоящее время только около 20% поступают в дошкольное учреждение здоровыми, а остальные - имеют различные нарушения и проблемы физического, психологического и речевого развития.
В нашем образовательном учреждении начальной школе - детском саду №106 "Ёлочка" более 36% детей от 4-х до 10 лет (224 ребенка) имели речевые нарушения (ФНР - 59, ФФНР - 2, дисграфия - 14, (школьники), ОНР - 2 на начало учебного года).
Используя интерактивное оборудование (черепаха, чашки, змейка, набор кузнечик) в сочетании с другими методами позволило снизить количество детей имеющих речевые нарушения к концу учебного года до 35 человек, что составило около 18%.
Для успешного развития детей имеющих некоторые особенности психического развития, посещающих наше общеобразовательное учреждение нами была создана темная сенсорная комната, для которой приобретается специальной оборудование:
- панно Бесконечность (напольное) используется как для релаксации, так и для активизации занимающихся;
- панно Звездное Небо - применяется в развивающей и коррекционной работе для стимуляции тактильных и визуальных ощущений пространственных представлений и ориентировок, развития восприятия, воображения, фантазии, для концентрации внимания и т.д.;
- детский зеркальный уголок с пузырьковой колонной - эффективна для стимуляции зрительных и тактильных ощущений, оказывает благотворное терапевтическое воздействие: успокоиться, расслабиться, настроиться на позитивное взаимодействие с окружающей средой;
- "сухой душ" - стимулирует, тактильные ощущения, способствуют развитию зрительного и тактильного восприятия пространства и себя в нем;
- пуфик-кресло с гранулами - способствует тактильной стимуляции и лучшему расслаблению за счет точечного массажа;
- музыкальное кресло-подушка - вибрации исходящие от динамиков обладают терапевтическим эффектом: расслабляет напряженные мышцы, успокаивает, снижает тревожность, нормализует циркуляцию крови в организме.
Использование интерактивной среды темной сенсорной комнаты поможет психологу в работе с гиперактивными детьми, а также с детьми, испытывающими ранее стрессовые ситуации, требующих дополнительных успокаивающих методов.