Интегрированный урок как один из способов актуализации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Математика


Основным видом деятельности учителя является преподавательская и реализуется она, конечно, на уроках, так как урок - основная форма организации учебно-воспитательного процесса. И качество обучения - это, прежде всего, качество урока. Именно на уроке в первую очередь реализуются обучающие, воспитывающие и развивающие возможности содержания и методов образования.

Право выбора структуры урока, методов и приемов принадлежит учителю, как специалисту, лучше других знающих данный класс, его возможности.

Типология урока в современной школе очень разнообразна: классические типы и большое разнообразие уроков нетрадиционных типов - урок-соревнование, урок-зачет, урок-конференция, урок взаимного обучения, интегрированный урок.

Интеграция - это глубокое взаимопроникновение, слияние, на сколько это возможно, в одном учебном материале обобщающих знаний в той или иной области.

Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимосвязи явлений и предметов, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.

Основной акцент приходится не только на усвоение определенных знаний, сколько на развитие образного мышления. Интегрированные уроки так же предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.

В 80-е годы встал вопрос об активизации познавательной деятельности учащихся, о преодолении противоречия искусственного расчленения по предметному признаку. Ученик не воспринимал целостно ни учебный материал, ни картину окружающего мира. Это привело к активному поиску междпредметных связей, к использованию их в дифференцированном обучении.

Потребность в возникновении интегрированных уроков объясняется целым рядом причин.

  • Во-первых, мир, окружающий детей, познается ими в своем многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
  • Во-вторых, интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
  • В-третьих, форма проведения интегрированных уроков нестандартна, интересна. Использование различных видов работы в течение урока поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о достаточной эффективности уроков. Интегрированные уроки раскрывают значительные педагогические возможности. Такие уроки снимают утомляемость, перенапряжение учащихся за счет переключения на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию у школьников воображения, внимания, мышления, речи и памяти.
  • В-четвертых, за счет усиления межпредметных связей высвобождаются учебные часы, которые можно использовать для углубления изучения предмета, для развивающей деятельности учащихся.
  • В-пятых, интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует развитию способностей.

Преимущества интегрированных уроков заключается в том, что они:

  • способствует повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся, целостной научной картины мира и рассмотрению явления с нескольких сторон;
  • в большей степени, чем обычные уроки, способствуют развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы;
  • не только углубляют представления о предмете, расширяют кругозор, но и способствуют формированию разносторонне, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • интеграция является источником нахождения новых связей между фактами, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.

В форме интегрированных уроках целесообразно проводить обобщающие уроки, на которых будут раскрыты проблемы, наиболее важные для двух или нескольких предметов.

Такой урок решает не множество отдельных задач, а их совокупность. Формы урока могут быть различными, но в каждом должно быть достаточно материала для упражнения "деятельных" сил ребенка, данных ему от природы. Интегрированный урок требует от учителя тщательной подготовки, профессионального мастерства и одухотворенности личностного общения, когда дети положительно воспринимают учителя, а учитель расположен к детям. Педагог больше даст своим ученикам, если откроется им как личность многогранная и увлеченная.

Интегрированный урок по математике, возможно совместить с такими предметами как биология, экология, физика, химия, экономика, информатика и даже с историей и литературой.

Вот примеры задач, которые можно использовать при проведении интегрированных уроков.

Экономика.

Эти задачи можно решать при проведении обобщающего урока по теме "Проценты".

1. За участие в заключении договоров фирма предлагает своему агенту - дилеру вознаграждение 10% от суммы договора. На какое вознаграждение может рассчитывать дилер, если он нашел подходящий заказ на сумму 20000 руб.?

2. Вкладчик внес в банк 1200 руб. В какую сумму превратится вклад через год, если банк начисляет 4% годовых?

3. Подоходный налог установлен в размере 12%. До вычета подоходного налога, 1% заработной платы отчисляется в пенсионный фонд. Работнику начислено 15000 руб. Сколько он получит после указанных вычетов?

4. В одном банке вклад 12000 руб. через год превратился в 12840 руб., а в другом - вклад 15000 руб. превратился в 15900 руб. В каком банке выгоднее хранить деньги?

На тему "Линейная функция и построение её графика" можно решить такую и подобные ей задачи:

Функция спроса населения на товар Q1=7-P.

Функция предложения Q2= -5+2P,

где

  • Q1 - объем спроса в млн. штук в год;
  • Q2 - объем предложения в млн. штук в год;
  • P - цена в тысячах рублей.

Постройте графики спроса и предложения данного товара. Определите параметры рыночного равновесия, то есть равновесную цену и равновесное количество товара.

Биология.

Эти задачи можно использовать при закреплении темы "Пропорциональное деление".

1. Состав для уничтожения жуков-древоточцев состоит из нафталина, скипидара, смолы. Масса состава 100 гр. Сколько нужно взять каждого вещества, если известно, что нафталин: скипидар: смола=3:1:1?

2. Самое длинное насекомое в мире сингапурский палочник (фабалозома) на 9 см длиннее самого крупного жука в мире (дровосек). Длины их относятся как 3:2. Определите длину фабалазомы.

3. Глубина заделки семян озимой пшеницы при посеве на тяжелых, средних и мягких почвах относятся как 9:11:13. Причем на легких почвах они заделываются на 2 см глубже, чем на тяжелых. Определите глубину посева семян озимой пшеницы на разных почвах.

География.

По теме "Масштаб" легко решить задачи следующего типа:

1. Огород на плане изображен в виде прямоугольника с длиной 6 см и шириной 2,5 см. Какую площадь занимает огород, если масштаб плана 1:1500?

2. Расстояние между двумя городами равно 400 км. Определите расстояние между изображениями этих городов на карте, если числовой масштаб карты равен 1:5000000.

3. Расстояние между двумя пунктами на местности, равное 190 км, изображено на карте отрезком длиной 19 см. Найдите масштаб карты.

История.

Тема "Признаки делимости на 2, 3, 5, 9, 10, 100":

1. Когда жил Ян Гус? Год рождения Яна Гуса - это число 137*. Оно кратно трем и наименьшее из возможных. Год казни - 14**. Это число кратно пяти, но не кратно десяти и является наименьшим из возможных, если принять, что проповедник был человеком зрелого возраста, т.е. прожил не менее 40 лет.

2. Кто и когда подписал Великую хартию вольностей? Имя этого английского короля зашифровано: (10)(16)(1)(15)(15) Безземельный. Великая хартия вольностей защищала интересы крупных феодалов и купечества и положила начало конституционным ограничениям власти короля. Год её подписания выражается числом 1*15, которое кратно 9.

3. Когда произошли указанные события? (Их даты кратны девяти). Сожжена на костре героиня французского народа Жанна Д'Арк, возглавившая борьбу за освобождение Франции от английских захватчиков - 14*1 г. Окончилась война Алой и Белой розы, т.е. двух ветвей английского королевского дома, которые в сражениях за корону уничтожили основных претендентов на престол - 148* г.

4. Сколько принадлежало городов и деревень архиепископу Пражскому, если число городов 1* было кратно двум и семи, а число деревень 9** было кратно ста.

Тема "Наибольшее общее кратное и наименьший общий делитель":

1. Определите дату исторического события:

НОК(192,256) - начало правления французского короля Карла Великого, создавшего путем завоеваний огромную империю;

НОК(27,138,207) - год, когда русские войска под командованием князя Александра Невского разгромили немецких рыцарей на льду Чудского озера.

2. Определите протяженность исторического процесса:

НОД(240,810) - столько лет саксы отстаивали свою свободу в борьбе с франками, которыми предводительствовал Карл Великий;

НОД(120,270) - столько лет болгарский царь Сименон вел войны с Византией;

НОД(300,210) - столько лет работал классик таджикской и персидской литературы поэт Абулькасим Фирдоуси над грандиозной патриотической эпопеей "Шах-наме".

Тема "Нахождение дроби от числа":

1. По франкским законам за преступление полагались следующие денежные взыскания: кража быка - 900 солидов; поджог амбара - 7% от суммы, указанной за кражу быка; проникновение в чужой сад с целью кражи - от суммы, указанной за поджог амбара. Сколько солидов необходимо было уплатить за кражу в саду?

2. Франкские законы о наказании за убийство сводились к штрафам. Жизнь человека, состоящего на королевской службе, стоила 600 солидов, жизнь свободного франка - 50% от названной суммы, а жизнь раба - от жизни свободного франка. Во сколько солидов оценивалась жизнь раба?

3. Чтобы из мальчика получился настоящий рыцарь, его в 7 лет отдавали во дворец к знатному феодалу, где он служил пажом. Когда мальчик становился старше в 2 раза, его назначали оруженосцем рыцаря. Во сколько лет юноша мог стать оруженосцем?

4. В обязанности мусульманина входит отдавать часть доходов на милостыню. Сколько должен мусульманин отдать на милостыню, если его доход составил 6835 тенге?