Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.
Задачи:
– продолжить формировать у учащихся этические
представления, знания о категориях добра и зла,
любви, толерантности;
– способствовать процессу самопознания через
создание условий для самовыражения;
– показать, что, не смотря на то, что все ученики
разные, в классе может быть дружелюбная,
толерантная атмосфера.
Форма проведения: дискуссия
Методы проведения:
– поисковые
– дискуссионные
– игровые (моделирование жизненно-важных
ситуаций в сюжетной игре)
Оборудование: запись мультфильма, карточки с высказываниями мудрых, лото, оригами «голубь», карандаши, листы бумаги, клей, сердечки, фломастеры.
Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, игровое лото, чтение в лицах сцены «Перед вами две дороги», сообщения учащихся, индивидуальные задания.
Результативность классного часа. Классный час мною успешно апробирован в 7 классе Б в январе 2010 года, получил положительные отзывы жюри на Районном конкурсе «Учитель года – 2010» в номинации «Классный руководитель – 2010», где я приняла участие, о чём имею грамоту .
ХОД КЛАССНОГО ЧАСА
Доброе слово – бальзам для души.
Доброе слово – мост в душу.
1. Оргмомент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Ребята, я предлагаю вам самим определить, о чём пойдёт речь на нашем классном часе, посмотрев на пословицы, являющиеся эпиграфом к нашему классному часу. Итак, вы догадались? Правильно. О добре, о человеке. И тема – призыв нашего классного часа: «Не жалейте сердца… Добру откроются сердца"
2. Вступительное слово учителя
Учитель: Когда появился человек, он был награждён разумом, речью, огнём, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища и другое. Наша задача – разобраться в том, кто же такой человек, какова его миссия на планете Земля. И в начале 21 века эти философские вопросы волнуют нас. Известно – сколько людей, столько и мнений. Хочется выяснить вашу позицию.
Живя в 21 веке
В Отечестве своём,
Хочу о человеке
Поговорить простом.
Раскрыв листы газеты,
Раздумываю зло:
Определенье это
Откуда-то пришло.
– Так что же такое человек? Какие понятия включает в себя это слово?
Ученики: В понятие «человек» включены следующие понятия: индивид, организм, индивидуальность, я, личность.
Учитель: Все эти понятия относятся к каждому из нас. Попробуем сначала разобраться с первыми четырьмя понятиями. На столе у вас карточки – лото. Попробуйте выбрать соответствующие карточки каждому понятию и разложить их у себя на столе. Затем проверим. (Приложение 1)
Правильный вариант дети аргументируют:
индивид |
организм |
индивидуальность |
я |
Homo Sapiens |
Голова |
Рост |
Самоуважение |
3. Диалог учителя и учеников
Учитель: Я – Человек! Но личность ли я? Что же такое личность?
Ученик: Личность – многозначное слово. В понятии этом выражается самое главное – совокупность внутренних свойств человека как существа общественного, таких как черты разума, души, поведения, что любит, ценит, как относится к другим, умеет ли держать слово.
Учитель: Человек и личность – это не синонимы! Человек ещё может не быть личностью, но личность – это всегда человек. Личность неповторима. Какими же качествами должна обладать личность?
Ученик: Смелость, доброта, любовь, совесть, толерантность. Авторитет, творчество, ответственность, милосердие, щедрость и другие.
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, всё положительное, хорошее и полезное. Добрый человек – значит относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.
Щедрость – это оказание бескорыстной помощи другим, отсутствие скупости. Рядом с нами живут люди, которые нуждаются в заботе, отзывчивости. Очень важно уметь замечать, кому и где нужна помощь, найти возможность и пути оказания помощи людям. (Рассказывают подготовленные учащиеся.)
Учитель: В окружающей жизни вы часто наблюдаете как положительные, так и отрицательные поступки взрослых и сверстников. В автобусе, вы, например, замечали как одни пассажиры, увидев вошедшего в салон пожилого человека, женщину с очень тяжёлой хозяйственной сумкой, проявляют о них заботу, а другие – остаются безучастными, порой делают вид, что не замечают их, продолжая читать книгу или смотреть в окно. Доброе отношение к людям проявляется в разных формах, в разных наших качествах.
Ученик: А начнем мы его с удивительных строк
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звёздной красоте,
Земля добра, она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!А.Чепуров
Учитель: Вот вы послушали
стихотворение. Как вы думаете, чему учит оно? Да,
доброте.
Напишите или выразите в рисунке, что, по-вашему,
означает слово Доброта (листы ребятам). С чем у
вас ассоциируется это слово? Что вам сразу
приходит в голову, когда вы слышите слово
Доброта?
Доброта, мудрость, милосердие, справедливость,
трудолюбие, радость и переживание за других
создают основу человеческого счастья.
Ученик:
Ходите дорогами ясными,
Летайте высокими трассами.
Орбитой любви привета
Пусть мчится вся наша планета.
Стремитесь открыть хоть однажды
Звезду человечности в каждом.
Учитель: А легко ли быть добрым, внимательным, отзывчивым?
Ученики: Быть добрым одновременно легко, и совсем не просто. К сожалению, не всегда мы относимся друг к другу со вниманием. У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки.
Учитель: О доброте говорили всегда и, прежде всего, великие писатели. Выберете то высказывание, которое считаете самым важным для себя и объясните свой выбор. (у каждого на столе листок с высказываниями известных людей).
Учитель: Может быть, именно поэтому в старой азбуке буквы алфавита обозначались самыми близкими человеку словами:
З – «Земля»
Л – «Люди»
М – «Мысль»
Д – «Добро»
Азбука как бы призывала: Люди Земли, Мыслите, Думайте и Творите Добро.
– А как ребята вы думаете, что такое милосердие?
Ученик: Милосердие – это доброта и уважение
– любовь к людям
– сострадание к людям
– стремление приносить пользу и радость людям
– отзывчивость (сопереживание)
– стремление оказать поддержку другим
– душевный отклик
«Милосердие – это активная доброта»
Учитель: Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, мягкосердечность».
Ученик: ТОЛЕРАНТНОСТЬ. Слово имеет свою историю: На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил некто Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего – в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам.
.Учитель: Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
- в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
- во французском – отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
- в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
- в китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
- в арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;
- в русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы). Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Просмотр мультипликационного фильма. (Приложение 2)
Вопросы после просмотра:
– Почему так актуальна толерантность в
настоящее время?
– Легко ли быть «белой вороной»?
– Как понимаете смысл пословицы «Хорошо смеётся
тот, кто смеётся последним»? (Ответы).
Далее учитель и ученики обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность – не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.
– Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения).
Например:
Учитель: Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперёд. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы всё чаще слышим слова: беженец, жертва насилия...В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодёжь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот...
Ученики: Сценка “Перед вами две дороги. Выбирайте...”
Молодой человек и его девушка гуляли по городу.
На бордюре сидел плохо одетый пожилой мужчина.
Возле него валялась сумка. Он тихонько стонал, а в
глазах стояли слёзы.
– Подожди, я подойду к нему, – сказала девушка.
– Не вздумай. Он грязный, ты подцепишь заразу, –
ответил молодой человек, сжав её руку.
– Отпусти. Видишь, у него сломана нога. Смотри,
Смотри, у него кровь на штанине.
– А нам-то что? Он сам виноват.
– Отпусти мою руку, ты делаешь мне больно. Ему
нужна помощь.
– Говорю тебе: он сам во всём виноват. Работать
надо, а он попрошайничает, ворует, пьянствует.
Зачем ему помогать?
– Я всё равно подойду. – Девушка вырвала руку.
– Я тебя не пущу. Ты – моя девушка и не смей
общаться с “всякими”. Пойдём отсюда, – он
попытался увести её.
– Знаешь что, я... Да как ты можешь? Ему же больно,
ты понимаешь? Нет, ты не понимаешь!
Девушка оттолкнула парня и подошла к мужчине.
Парень ещё раз попытался удержать её. Она
решительно одёрнула руку.
– Что с вами? – спросила она мужчину. – Что с
вашей ногой.
– Я сломал её... кровь у меня. Я не знаю, что делать
и где в этом городе больница. Я не отсюда. Мне
очень больно.
– Сейчас, сейчас. Позвольте, я посмотрю.
Потерпите. Нужно вызвать “скорую”.
– Спасибо, леди, спасибо...
– Послушай, – обратилась девушка к молодому
человеку, который подошёл к ним, – у тебя нет
“мобильника”?
Парень промолчал. Девушка вопросительно
посмотрела на него и вдруг почувствовала
брезгливость, которая исходила ото всей его позы,
взгляда... Она поднялась и приблизилась к парню.
– Иди отсюда! Никогда больше не звони мне и не
приходи! Я больше знать тебя не хочу.
– Неужели ты из-за какого-то бомжа, алкоголика
можешь так поступить? Глупая! Ты пожалеешь об
этом.
Девушка пожала плечами и снова опустилась на
колени. Парень пошёл прочь.
– У вас открытый перелом, – проговорила она. – Я
пойду вызвать врача. Потерпите, – она быстро
пошла к телефонному автомату.
– Девушка! – окликнул её мужчина – Спасибо вам!
– Девушка обернулась и улыбнулась. – Вы
обязательно найдёте себе счастье.
Учитель: Почему молодой человек отказался помочь? Как бы вы поступили в этом случае?
Вывод. Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, – это и будет проявление доброты.
4. Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Учитель: Представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми(рост,цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.)
- Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
- Хорошо или плохо, что мы все разные?
- Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель: А что у нас общее?
Ученики: Учёба; класс, возрастные интересы.
Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относится друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Невозможно нравится всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
5. Заключение
Учитель: Мы завершаем наш классный час, но мы не прекращаем наш путь к доброте, не жалея сердца, потому что только добру откроются сердца.
Творческая работа. Оригами «Голубь» (по желанию учителя).
6. Рефлексия
Учитель: Подарите своё сердце! (Ребята клеят на листы цветной бумаги свои сердца, если классный час оставил неизгладимый след в их душе).