"Правописание безударных гласных в корне слов". Русский язык, 2-й класс (1–4)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: Отработка умения проверять написание слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне.

Обучающие задачи:

  • Закреплять умение видеть орфограмму корня (правописание безударных гласных).
  • Сопоставление двух орфограмм: правописание проверяемых безударных гласных в корне и непроверяемых.
  • Формирование навыков правописания и самоконтроля.

Развивающие задачи:

  • Обогащение словарного запаса учащихся.
  • Расширение тематики самостоятельного высказывания.
  • Развивать умение анализировать, делать выводы.
  • Расширение кругозора.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать любовь к родному языку на основе полученных знаний.
  • Воспитывать зрительное и слуховое внимание к слову.
  • Воспитывать самостоятельность и организованность.

Вид урока: урок рефлексии (обобщение и закрепление изученного материала по теме "Правописание безударных гласных в корне слова").

Форма урока: урок-презентация.

Наглядный материал: презентация, офтальмологическая минутка, "корзинки - настроений".

Дидактический материал: дидактические игры "Грамотные бабочки", "Волшебные ромашки".

Ход урока

Этапы урока Содержание
Самоопределение к учебной деятельности (включение учащихся в учебную деятельность посредством загадки, определение содержательных рамок урока)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка - чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Словарно-орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний, повторение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия.

Презентация.

(Слайд 1)

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я. Меня зовут Светлана Николаевна. На нашем уроке присутствуют гости, давайте поздороваемся с ними.

Проверьте, все ли у вас готово к уроку (ручка, простой карандаш, линейка, тетрадь).

Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс.
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.

Сегодня, ребята, вам предстоит вспомнить многое из того, что вы уже изучили, узнать что-то новое. Я желаю вам успехов, пожелайте и вы друг другу удачи.

Откройте тетради и запишите сегодняшнее число. Послушайте.

Дом со всех сторон открыт,
Он резною крышей крыт.
Заходи в зелёный дом,
Чудеса увидишь в нём:

О каком доме идёт речь?

(Слайд 2)

Верно. Я приглашаю всех на прогулку в лес. В лесу, как и на уроке надо быть очень аккуратными и внимательными.

Сейчас мы проверим вашу наблюдательность.

Какие буквы спрятались на этой полянке?

А О И Е Я

Вспомнить написание этих букв, именно они будут часто встречаться в заданиях.

Что объединяет эти буквы?

А какими бывают гласные в словах в зависимости от ударения?

Прописываем буквы отдельно, а затем в соединении, проговариваем общие элементы.

Кто из вас догадался, какой будет тема нашего урока?

(Слайд 3)

С нами вместе путешествовать будут Витя и Смайлик. Не мог же он отказаться от встречи с целым классом своих друзей.

Прежде чем мы отправимся в путь, я хочу познакомить вас со словом, которое нам встретится на прогулке не раз. Отгадайте загадку.

Неживая - а идет, неподвижна - а ведёт.

Что это?

Что означает это слово?

(Свободное место, по которому можно пройти или проехать. Произошло оно от слова "дёргать", и раньше обозначало "выдерганное" в лесу пространство. Бывает дорога просёлочная, шоссейная :)

(Слайд 4)

Если дети сомневаются, предлагаю другую загадку:

А каким словом можно заменить слово дорога? Как называются такие слова в русском языке? А противоположные по значению? (бездорожье)

Куда бежит - сама не знает.
В степи ровна,
В лесу плутает,
Споткнется у порога.

Что это? (Дорога)

Запишите новое слово. Разделите на слоги, поставьте ударение. Как называется гласная, на которую падает ударение? Подчеркните гласную, которую надо запомнить. А почему её надо запомнить? Как называем мы такие слова? Придумайте интересное предложение с этим словом.

А все ли Смайлики хорошо знают написание словарных слов? Проверим?

На одной из полянок растут необыкновенные цветы - ромашки.

Прочитайте слова. Все ли слова записаны верно?

Медведь, язык, ветер, ягада, весело, заиц, диревня, берёза.

(Слайд 5)

Выпишите только те слова, в которых нет ошибок, поставьте ударение, подчеркните безударные гласные, требующие запоминания.

Дид.игра "Волшебные ромашки"

Проверка.

Какие ошибки в остальных словах?

Ягада, заиц, диревня.

Физминутка.

Итак, мы вспомнили словарные слова. Слова, в которых безударные гласные непроверяемые. А есть ли слова, в которых безударную гласную можно проверить? Как это сделать?

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
Ты её немедленно
Ставь под ударение.

Приведите свои примеры:

(Слайд 6)

Посмотрите, Смайлик написал слово "холмы". Все ли согласны с таким написанием слова? Как убедиться, что он не допустил ошибки?

ХОЛМЫ - ХОЛМ, ХОЛМИК

холмы - холм - изменение формы слова;

холмы - холмик - однокоренные слова

Запишите эти слова, подчеркните безударную гласную, выделите корень.

Как вы думаете, какое задание приготовил вам Смайлик на своей полянке. Что нам поможет правильно написать эти слова? Повторение правила.

Запишите только те слова, где написание безударной гласной можно проверить.

Проверка.

Какое слово оказалось лишним? БОЛОТО

(Слайд 7) Включить музыку.

Молодцы! Пока вы трудились, на полянку забежал самый добрый кот на свете. Кто? Он предлагает отдохнуть и выполнить зарядку для глаз.

(Слайд 8)

Офтальмологическая минутка.

Двигаемся по дорожке нашего урока дальше. На следующей полянке живут очень грамотные бабочки. Они приготовили для вас своё задание.

Вы должны выбрать нужную букву и записать её в тетради. Что мы должны знать, чтобы правильно выполнить это задание?

(Слайд 9 - 13)

Починить, смешной, ленивый, кормушка, тянуть.

Самопроверка.

Дид. игра "Грамотные бабочки"

Хорошо! Витя со Смайликом оказались около реки. Чтобы помочь ее перейти Смайлику надо выполнить еще одно задание. Какое?

(Слайд 14)

Работа над деформированным текстом:

- Подбор проверочных слов

- Составление предложений

- Задание по выбору

Спишите предложение в котором в каждом слове безударную гласную можно проверить. Подчеркните орфограммы. Разбор предложения.

(Слайд 15)

Пора возвращаться домой.

Какие гласные буквы были главными на сегодняшнем уроке? Написание каких гласных вызывает обычно сомнение? Как их проверить? А если невозможно подобрать проверочное слово?

(Слайд 16)

Домашнее задание вам подготовили Витя и Смайлик. Когда будете читать текст по литературному чтению, найдите 5 слов с проверяемой безударной гласной. Выпишите их. Рядом напишите проверочные слова.

Закончите фразы:

(Слайд 17)

Дети наклеивают свои фигурки на "Корзинки - настроения". (1 корзина - всё понятно, 2 корзина - надо ещё поработать, остались вопросы и трудности)

Спасибо за урок.