Форма проведения: деловая игра.
Цель игры: познакомить учащихся с содержанием и тенденциями развития судебной системы в РФ.
Задачи:
- Содействовать в предупреждении антисоциального поведения учащихся средствами внеурочной работы.
- Создать целостное представление о личной ответственности человека за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным законом.
- Воспитать отрицательное отношение к правонарушениям как фактору, подрывающему материальное и психологическое благополучие граждан.
- Предупредить об опасности необдуманных действий, свойственных подростковому возрасту, которые могут привести к совершению преступления.
- Показать, что за содеянное общественно-опасное деяние никто не остается безнаказанным.
Актуальность выбранной темы деловой игры.
В современном российском обществе вопросы права вызывают небывалый интерес. И это не случайно. В условиях становления рыночных отношений человеку без правовых знаний трудно рассчитывать на благополучие в коллективе, обществе, семье.
Кроме того, к числу наиболее острых проблем современной общественной жизни относятся: резкий, если не катастрофический всплеск преступности среди школьников, распространение аморализма и жестокости в молодежной среде, трудности школы и учителя в попытках сдержать натиск антисоциальных проявлений. Включив данную игру в воспитательно-образовательный процесс, учащиеся получат необходимые сведения о сложностях и противоречиях окружающей жизни, об опасностях, которые их ожидают, о личной ответственности гражданина перед уголовным законом.
Игра проводится после изучения тем "Конституция РФ", "Основы конституционного строя" в 9 классах. В игре показана реализация права человека и гражданина на судебную защиту.
Кабинет оформляется, как зал судебного заседания.
Действующие лица: судья, прокурор, адвокат, секретарь суда, потерпевший, подсудимый, милиционеры.
Ход мероприятия
(В зал судебного заседания милиционеры вводят подсудимого).
Cекретарь: Встать, суд идёт! (Все встают).
Заходит судья.
Судья: Судебное заседание объявляется открытым. Прошу всех присутствующих сесть.
Сегодня судья (ФИО участника игры), то есть я, рассматриваю уголовное дело по ч.1 ст.111 УК РФ.
Суть дела: Восьмиклассник (ФИО участника) 8 января 2010 года принес в школу газовый баллончик. На перемене он решил продемонстрировать его одноклассникам. В качестве объекта он выбрал (ФИО участника) низкорослого, тщедушного мальчика, над которым в классе всегда подшучивали. Подозвав его, он неожиданно для (ФИО участника) направил на него струю, от которой тот не успел увернуться. (ФИО участника), схватился за глаза и закричал от боли. (ФИО участника) доставили в больницу. Через некоторое время врачи сообщили, что он навсегда потерял зрение. Было возбуждено и расследовано уголовное дело по ч.1 ст.3 УК РФ (зачитывает статью): "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, или повлекшего за собой потерю зрения: наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Подсудимым стал (ФИО участника).
В деле участвуют: на стороне защиты - обвиняемый (ФИО участника). Вы знаете, что участие адвоката в деле обязательно и он предоставляется бесплатно, так как подсудимый является несовершеннолетним, на стороне обвинения- потерпевший (ФИО участника), прокурор (ФИО участника) .
Права обвиняемого: знать в чем он обвиняется, представлять доказательства, отказаться свидетельствовать против себя и близких родственников, защищаться всеми не запрещенными законом средствами и способами.
Согласно ст.51 Конституции РФ "Никто не обязан свидетельствовать против себя самого :"
Права потерпевшего: давать показания, представлять доказательства, участвовать в судебном разбирательстве, обжаловать приговор суда, отказываться свидетельствовать против самого себя и других близких родственников.
Права понятны? Отвечают: понятны.
Порядок выступления лиц, участвующих в уголовном процессе:
Вначале об обстоятельствах дела нам расскажет подсудимый (ФИО участника).
Подсудимый: 8 января этого года (после каникул), я пришел в школу и принес с собой газовый баллончик. Я давно обещал друзьям его показать. После первого урока, на перемене, я решил продемонстрировать его одноклассникам. Тут друзья посоветовали подшутить над (Ф.И.участника). Я согласился и позвал (Ф.И. участника). Направил на него баллончик. Вдруг я случайно нажал на баллончик. Струя из баллончика попала (Ф.И. участника) в глаза. Он схватился за них и закричал. Мы с (Ф.И.участника) сразу же побежали к медсестре. Попросили ее поскорей идти с нами, а по дороге рассказали о случившемся. (Ф.И. участника) отвели в кабинет медсестры, там она оказала ему первую медицинскую помощь. Вскоре приехала скорая помощь и (Ф.И.) увезли в больницу.
Судья: К подсудимому есть вопросы?
Прокурор: У меня есть вопрос, Ваша честь!
Подсудимый (Ф.И.участника), скажите, пожалуйста, откуда у вас появился газовый баллончик, и знали ли вы, для чего он предназначен?
Подсудимый: Газовый баллончик я взял у мамы из сумки. Я решил, что один день она не заметит. Я знал, что газовый баллончик - это средство защиты в опасной ситуации.
Прокурор: Вопросов больше не имею, Ваша честь!
Судья: Еще вопросы есть? Возражения есть?
Все: Нет.
Судья: Потерпевший (ФИО участника), расскажите суду ,что случилось?
Потерпевший: После каникул (новогодних) я пришёл в школу. Когда закончился первый урок, я решил сходить в раздевалку, чтобы повесить сумку со второй обовью. Я это сделал и пошёл к кабинету музыки, где должен быть следующий урок. Тут меня позвал (Ф.И.участника), ехидно посмеиваясь. Я спросил: "Что надо?". А он неожиданно прыснул мне в глаза газовым баллончиком. Я присел, схватился за глаза, не знал, что делать. Я не мог открыть глаза, так как их очень щипало. Вокруг меня был шум. Потом меня куда-то повели. Как выяснилось потом, медсестра сказала первую помощь. Мне промыли глаза холодной водой, но я по-прежнему ничего не видел. Меня доставили в больницу, где я пролежал некоторое время. В больнице делали различные анализы. Все это время я не видел. Я догадывался, что навсегда потерял зрение. Мне страшно. Вокруг меня постоянно темнота.
Судья: Вопросы есть?
Адвокат: Есть, Ваша честь!
В каких отношениях вы (Ф.И.участника) находитесь с (Ф.И.участника потерпевшего)?
Прокурор: Протестую, Ваша честь!
Судья: Протест принят. Еще вопросы есть? Возражения есть?
Все: Нет.
Судья: Слово предоставляется стороне обвинения.
Прокурор: Деяние, которое совершил подсудимый (ФИО участника), а именно: умышленно причинил тяжкий вред здоровью потерпевшего (ФИО участника), является общественно опасным и преступно наказуемым. Согласно п. I ст. 111 УК РФ: умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее за собой потерю зрения, наказывается лишением свободы на срок от двух до восьми лет.
Так как обвиняемому (ФИО участника) на момент совершения преступления исполнилось 14 лет, то его поступок подпадает под ст. 111 УК РФ.
Вина подсудимого очевидна.
Посмотрите, в каком состоянии находится потерпевший. Его жизнь сломана. Кроме того, потерпевший проживает вдвоем с матерью, которая тяжело болеет. (ФИО участника) был ее единственным помощником. А теперь он нетрудоспособен.
Прошу суд вынести наивысшую меру наказания и учесть:
- во-первых, отягчающее обстоятельство - наступление тяжкого последствия в результате совершения преступления (потеря зрения);
- во-вторых, в характеристике подсудимого (ФИО участника), которую предоставила школа, говорится о том, что он поставлен на внутришкольный учет. А причина постановки - драки.
Кроме того, подсудимый имеет такие отрицательные черты характера как: агрессивность, вспыльчивость.
У меня всё Ваша честь!
Судья: Слово предоставляется стороне защиты.
Адвокат: Да, господа присяжные! Мой подзащитный совершил общественное - опасное деяние. Но, давайте посмотрим другими глазами на причины его совершения.
Во-первых, нет умысла в данном преступлении. Цель (Ф.И.участника игры) была не направить струю в глаза (Ф.И.участника игры), а только подшутить над ним.
Во-вторых, все мы знаем такое понятие как "подростковый возраст". Мой подзащитный находится в данном возрасте. Сейчас мы вспомним их психологию, что свойственно этому возрасту (от 10 до 16 лет). Подростку важно знать достойное место среди сверстников. Именно по этой причине, подросток способен совершать либо положительные, либо отрицательные поступки. Драки преследуют ту же цель. Главное для подростка - привлечь внимание со стороны, чтобы занять лучшее место среди ровесников.
Кроме того, в данном общественно-опасном деянии есть смягчающие обстоятельства: несовершеннолетие виновного, совершение преступления впервые.
И, хотелось бы, отметить положительные черты личности из той же характеристики, которую предоставила школа на моего подзащитного. Это: активное участие в общественной жизни школы, всегда идёт на выручку друзьям. Прошу суд, с учётом сказанного мною, вынести справедливую меру наказания!
Судья: Последнее слово предоставляется подсудимому.
Последнее слово подсудимого: Я не хотел, чтобы так вышло. Я раскаиваюсь о содеянном. Это мне урок на всю жизнь. Прошу суд вынести мне справедливую меру наказания!
Судья: Сегодня было рассмотрено уголовное дело (ФИО подсудимого), суд удаляется в совещательную комнату, для того, чтобы вынести меру наказания, руководствуясь УК РФ и принимая во внимание все обстоятельства дела.
Секретарь: Суд удаляется на совещание. (Через короткое время суд возвращается).
Секретарь: Встать, суд идёт. (все встают)
Судья зачитывает приговор.
ПРИГОВОР
именем Российской Федерации
"__"___________ 20 г.
Московский районный суд в составе:
Председательствующего судьи (Ф.И.О.участника),
с участием прокурора (Ф.И.О.участника),
защитника (Ф.И.О.участника),
при секретаре (Ф.И.О.участника)
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по обвинению (Ф.И.О.участника).
Руководствуясь ст.ст.296,297,303 - 308 УПК РФ
Приговорили:
(Ф.И.О.)осужденного, признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.1 ст.111 УК РФ и назначить ему наказание в виде лишения свободы на срок два года и отбыванием наказания в воспитательной колонии.
Приговор может быть обжалован и опротестован в вышестоящей инстанции.
Судья: Объявляю заседание закрытым.