«Чтобы поверить в добро, надо начать его делать»
Л.Н. Толстой
Цель: формировать у учащихся доброту, милосердие; понятие общечеловеческих ценностей, соблюдать принципы нравственности и морали, любить и уважать свой и чужой труд; воспитывать уважительное отношение учащихся друг к другу.
Оборудование: пословицы и поговорки о добре и зле.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Чтение темы урока, записанной на доске: «Спешите делать бород».
2. Разгадать путаницу.
3. Вступительное слово учителя
– Что такое добро?
– На протяжении всей своей истории
человечество пытается ответить на этот вопрос.
Давайте поразмышляем вместе.
4. Продолжить фразу:
Доброта – это…
Добрый человек – это…
Добро – это умение радоваться, сочувствовать,
сопереживать, сострадать, откликаться на чувства
других и держать свою душу открытой.
Когда мы говорим о человеке, что он добрый, то
имеем ввиду, что он готов прийти на помощь
другому и делать это не ради выгоды, не на показ, а
бескорыстно, по велению сердца.
Подумайте и скажите, какое слово противоположно
слову «добро?»
Зло – это войны, предательство, зависть,
наглость.
– Какого человека называют злым?
Злой человек – человек, обижающий слабого, не
уважающий старших, оскорбляющий людей хулиган, а
также взрослые, не заботящиеся о детях.
– Почему нужно делать добро?
Послушайте стихотворение и ответьте мне на вопрос (читает ученик).
Как бы жизнь не летела,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело –
Тем живем на земле.
– А зачем мы с вами говорим друг другу добрые слова?
Ах, как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами.
А может не слова – дела важны?
Дела – делами, слова – словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
5. Ситуативный практикум
Представьте себе, что ваш обидчик провалился в прорубь. Кроме вас рядом никого нет. Никто не слышит его крик о помощи. Как вы поступите в данной ситуации?
а) пройдете мимо
б) попытаетесь ему помочь?
– Можно ли принудить человека быть добрым?
– ?сли ты умеешь прощать, это может считаться
началом добрых отношений?
– Что чаще побеждает, добро или зло?
В сказках всегда побеждает добро, но жизнь – не сказка. В жизни может случиться всякое…
6. Чтение притчи
«Шел охотник по лесу, вдруг видит: дерево упало на дорогу и придавило змею. Подошел охотник к змее, а та умоляет его: «Спаси меня, я уже вторые сутки здесь лежу, умираю, приподними дерево». Охотник приподнял дерево, змея выскользнула, обвила ногу охотника и готовится укусить его. Взмолился охотник: «Что же ты делаешь, я ведь тебя от смерти спас?» «На то я и змея», – отвечает она. Тут на счастье охотника пробегает лиса. Просит охотник лису рассудить, кто из них прав. А лиса сделала вид, что ничего не поняла, и просит, чтобы змея опять под дерево легла. Придавил охотник змею деревом и больше спасать не стал, пошел своей дорогой, оставив змею умирать».
– Так может и не надо делать добра? И жить по
пословице «Не делай добра – не получишь зла»?
– Ребята, может, у вас жизни случались ситуации,
когда вас наказывали за доброе дело?
– Человек должен делать добро, потому и на свете
больше добрых людей, чем злых. «За добро добром
платят».
– Встретив на улице человека, можно сразу
сказать добрый он или злой?
– Судить человека можно по его делам, можно много
раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда
не уступить им место в автобусе; на словах
заботиться о природе, не замечая при этом урну
для мусора.
7. Работа с пословицами и поговорками
а) Игра «Светофор»
Красная карточка – чтение пословиц молча, желтая – чтение пословиц шепотом, зеленая – вслух. (Установка: запомнить хотя бы одну пословицу)
Добро и во сне хорошо.
Злой не верит, что есть добрые люди.
Мир не без добрых людей.
С добрым жить хорошо.
Злой человек не проживет в добре век.
б) Прочитать и объяснить смысл запомнившейся пословицы.
8. Игра: «Собери пословицу»
9. Чтение и обсуждение эпиграфа: «Чтобы поверить в добро, надо начать его делать» Л.Н. Толстой
Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми.
1) Помогать людям.
2) Защищать слабого.
3) Делиться последним с другом.
4) Не завидовать.
5) Прощать ошибки другим.
10. Подведение итогов занятия
– Какие добрые дела вы делали за последнее время?