Проект урока биологии, 6-й класс, "Скелет"

Разделы: Биология

Класс: 6


Цели:

  • Сформировать понятие «скелет».
  • Выявить особенности внешнего и внутреннего скелета.
  • Выявить функции скелета.

Оборудование: скелет птицы, раковины моллюсков.

ХОД УРОКА

В начале урока, без предварительных объяснений, учитель записывает на доске список животных:

рыба
лягушка
жук
птица
стрекоза
улитка
лошадь.

Класс получает задание: «Разделите животных на две группы».
Критерии деления на группы намеренно не оговариваются.
Через две минуты учащиеся предъявляют результат. После нескольких согласований, сравнений результатов, остается один вариант:

1 группа – жук, стрекоза, улитка.
2 группа – рыба, лягушка, птица, лошадь.

Большинство учеников объясняет это деление наличием или отсутствием скелета.
Далее учитель предлагает сформулировать в письменном виде понятие скелет. На работу отводится 2-3 минуты. По истечении этого времени заслушиваются и сравниваются все варианты ответов. В процессе обсуждения и уточнения класс приходит к единому мнению:

«Скелет – это прочная специальное образование в организме животных, которая выполняет опорную и защитную функции».

Очень важно, чтобы это понятие было всеми учениками. В этот момент урока учитель возвращает ребят к двум группам животных и через функции скелета выводит на формирование понятий «внутренний» и «внешний скелет» и выполняемые ими функции.
Как правило, ребята сами легко выявляют особенности функций: у внутреннего скелета – опорная функция (приоритетная), у внешнего – защитная.
В конце урока подводим итог, повторяем построенное понятие.

Домашнее задание: Ответить на вопрос «Имеют ли растения скелет, и если – да, то какой?»