Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка – я не поверю воздуху.
И лес без зверей с одними людьми – не лес.
М.Пришвин
Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом и с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав
Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы – экологическое образование, воспитание экологической культуры. Еще раз повторюсь, что в становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы назвали половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей картине мира. С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребенку от природы, нуждается в соответствующем обучении, так как содержание экологического образования может быть освоено учащимися только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.
Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к ее обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придать экологическую направленность. Не случайно задания, направленные на достижение цели экологического образования, принято называть заданиями по экологии. А экология – это раздел биологии, изучающий взаимодействие организмов с окружающей средой.
Сегодня, снабженный мощной техникой человек, зачастую не задумываясь, нарушает связи организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, заливая их асфальтом, губя все живое. Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человек – общество – природа. Поэтому задания по экологии должны раскрывать еще и аспекты отношений человека к природной среде.
В сущности, задания позволяют так организовать познавательный процесс, что школьники будут чаще вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.
Содержание учебных заданий можно сгруппировать вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:
- Защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека;
- Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;
- Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.
Важная особенность заданий – ориентированность на детей младшего возраста, что достигается учетом их возрастных интересов и особенностей наглядно-образного и практически-деятельностного мышления, необходимостью смены различных видов деятельности (ученик играет, рисует, сочиняет, читает, сравнивает, делает выводы, прогнозирует и т.п.)
Такие задания привлекут школьника – он сам должен продумать, оценить, сделать выводы, оказать помощь. А самое главное – они поставят ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения.
Важную роль в учебных заданиях занимают игровые моменты, которые выполняют познавательную функцию. Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, викторин, кроссвордов, отгадывание загадок и др.
Технология подготовки и проведения подобных заданий хорошо знакома всем учителям. Но здесь нельзя забывать и о региональном компоненте. Дети должны изучать не только природу в целом, но и природу родного края.
- Какова экологическая ситуация в том районе, где ты живешь?
- Что происходит в природе моего родного края?
- Могу ли я внести свой вклад в улучшение состояния природы?
- Чем я могу помочь?
В данном случае формируется позиция не просто наблюдателя, а активного исследователя, “защитника” природы.
Подводя итог, еще раз скажем, что наша задача – воспитать не просто наблюдателя, а активную личность, личность, знающую, что делать и умеющую это сделать.
Приведу примеры некоторых заданий.
Деловая игра “Поход по экологической тропе”
Маршрут похода вывешивается на доске. По маршруту направляемся тремя командами. Команды формируются посредством жребия: участники похода выбирают себе жетон – желтого, зеленого или синего цвета.
- Желтый – цвет солнца – цвет тепла и света.
- Зеленый – цвет зелени – цвет растений, дающих нам кислород.
- Синий – цвет воды.
ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – “ДРУЖБА” - ни в одном походе не обойтись без дружбы, без поддержки товарищей. В природе тоже есть примеры дружбы.
Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.
Задание: приведите свои примеры, раскрывая дружеские связи живых существ и условия их существования.
ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – “ГРИБНОЕ ЛУКОШКО”.
Задание: прослушайте рассказ и ответьте, грамотным ли с экологической точки зрения был поход за грибами, какие ошибки вы обнаружите?
По грибы.
В воскресный день Катя с друзьями решили пойти в лес за грибами. Запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про радиоприемник.
Веселой музыкой оповестили они лес о своем приходе. Дни стояли жаркие, но в лесу особой жары не ощущалось. По знакомой тропинке ребята уходили все дальше в лес.
А вот и грибы! Кинулись ребята их собирать. Кто выкручивает, кто вырывает, кто ножичком срезает. А те грибы, которых не знают, сбивают палками, найденными по дороге.
И вот уже в лукошечках белеют грузди, краснеют подосиновики, желтеют лисички. Здорово!
Привал. Мальчишки быстро наломали веток и разожгли возле дерева костер. Катя с подружками заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом Катя повыбрасывала пустые банки и полиэтиленовые мешки подальше в кусты, чтобы видно не было, и сказала: “Все равно микробы их разрушат”.
Горящие угли огня подмигивали ребятам на прощание.
По дороге дети нашли гнездо какой-то птицы, подержали в руках теплые яички и положили их обратно.
С полными лукошками грибов, с охапками луговых и лесных цветов дети вышли из леса. Весело прошел день! Будет о чем рассказать Кате дома.
Ошибки:
- Громкая музыка в лесу распугает его обитателей.
- Грибы надо только срезать, а не вырывать и выкручивать.
- Незнакомые грибы не надо трогать, они могут пригодиться лесным обитателям.
- В жаркую погоду разводить костры запрещается, тем более возле деревьев.
- Для костра собирают опавшие ветки, а не ломают их.
- Полиэтиленовые мешки и банки надо уносить с собой.
- Оставили непотушенный костер.
- Трогать яйца из птичьих гнезд нельзя, птица к ним уже не вернется.
- Охапки лесных и луговых цветов. В букет могут попасть редкие и охраняемые растения.
Что можно посоветовать этим ребятам?
ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – “БУКЕТ ЦВЕТОВ”
Задание: из гербария растений, произрастающих в нашем крае, выбрать лекарственные и рассказать, чем они полезны.
Например: ромашка – противовоспалительное, подорожник – кровоостанавливающее, мать-и-мачеха – отхаркивающее средство.
ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА – “МУРАВЕЙНИК”
Выходит Муравей (ученик) с “бревнышком” в руках.
- Фу-у! Вот отдохну немножко, а потом пойду дальше (опускает свою ношу на землю). Семья у нас большая. Дом надо строить. Трудимся мы от восхода до заката. У каждого свое дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Солдаты охраняют дом от врагов. А няньки ухаживают за личинками.
С каждым годом растет наша муравьиная семья, поэтому и муравейник надо увеличивать. Сверху он сложен из сухих хвойных иголок и веточек. Он может быть высоким, до двух метров. Есть еще и подземная часть. Все здесь есть: и спальни, и чуланчики, и детские, и коридорчики. А если кто чужой в наш дом пожалует, так мы его прогоним.
Но есть и такие чужаки, которых мы прогнать не можем. Это люди, которые разоряют наши дома, запускают в них палки и другие предметы.
Прошу вас, помогите нам, защитите наши дома! Придумайте, нарисуйте, установите возле наших домишек знак, который напомнит всем нерадивым людям о нас!
ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – “ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ”
По тропинке мы вышли к одному из районов нашего города – Эжвинскому району. До нашего прихода здесь побывала экспертная группа по изучению экологической обстановки, и вот что она установила.
Выступление экспертной группы: “В данном районе располагается лесо-промышленный комплекс. Много домов и новостроек. Мало зеленых насаждений. Трасса, по которой постоянное движение малых и большегрузных автомобилей. Мы считаем, что экологическая обстановка на критическом уровне и надо срочно принимать меры. В наших силах установить по району экологические знаки. (На столах – наборы знаков. Выбираем нужные, расставляем – наклеиваем на карту района) – смотри Приложение.
Аналогичную работу проводим еще по двум районам города – Центральная часть города и местечко Красная Гора.
Знаки расставлены. А зачем мы это сделали?
Дети: Мы еще раз напомнили людям, что мы в ответе за природу. Напомнили, что природа вокруг нас и ее надо сберечь. Человек – тоже частичка природы, и, разрушая природу, человек разрушает самого себя.
Подведение итогов игры, награждение команд.
На уроках математики можно использовать
“экологические задачи”.
Одно крупное предприятие выбрасывает в
атмосферу 200 т сажи в год. После установки
очистительных сооружений на это предприятии
количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз.
Сколько тонн сажи выбрасывается в год после
установки очистительных сооружений?
Некоторые числовые данные, которые можно использовать при составлении математических диктантов (тема – “Многозначные числа. Нумерация”).
- Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв.м.
- Ежедневно на планете вырубается более 33 000 гектаров леса.
- Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.
- Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.
- Вся растительность планеты за год выдыхает 175 млн. т биологически активных веществ.
- Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км.
- В московской области на 1 га богатых перегноем полей живет 4 млн. 500 тысяч дождевых червей. За 200 суток они “перепахивают” 450 тонн грунта.
- Насекомых на земле более 1 млн. видов. Из них: жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тыс. видов, мухи и комары – 80 тыс. видов.
- Ласточка за лето ловит до миллиона всяких мошек, комаров, тлей.
- Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на 1 километр.
Очень часто с детьми разучивают стихотворения о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.
1.
Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, синий, белый цвет…
Замечательный букет!
М.Бычкова
2.
Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
В.Митько
3.
В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
А.Шибаев
4.
Колкую, зеленую
Срубили топором.
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Из программы новогоднего утренника.
Домашняя экология.
Пожалуйста, ответьте на вопросы, подсчитывая баллы (“да”- 2 очка, “нет”- 1 очко):
- В вашей квартире в каждой комнате есть ковер или палас?
- Влажную уборку в квартире вы делаете один раз в неделю?
- В вашей квартире имеется 100 книг?
- Вы вытираете пыль в комнатах один раз в неделю?
- В вашей квартире живет кошка или собака?
- Вы содержите аквариумных рыбок?
- У вас есть домашняя птичка?
- Стены вашей кухни оклеены моющими обоями?
- В квартире есть сырые углы?
- Окна квартиры выходят на проезжую часть улицы с большим движением автотранспорта?
- В вашем квартале есть промышленные предприятия с высокими трубами?
- Кто-то в вашей семье курит?
Самый худший вариант, если вы набрали от 15 до 24 баллов, так как это значит, что вы живете в экологически напряженной ситуации.
С медицинской точки зрения наибольшую опасность в экологическом плане в жилище горожанина представляет бытовая пыль, потому что она содержит в своем составе немалое количество бытовых аллергенов (частички шерсти домашних животных, их клещей и паразитов, бумажную пыль и др.)
Всем известно, что напольные покрытия и мягкая обивка мебели очень эффективно собирает пыль. Значит, увлекаясь комфортом, вы повышаете для себя риск получить либо аллергическое, либо воспалительное заболевание органов дыхания.
Если в форточки вашей квартиры изо дня в день вливается поток воздуха, содержащего выхлопные газы автомобилей или выбросы промышленных предприятий, то для вас существенно повышается риск приобрести какое-либо воспалительное или злокачественное заболевание.
Исследования специалистов показали, что эффективных методов снижения концентрации вредных веществ в воздухе нет: даже кондиционеры не задерживают две трети токсичных аэрозолей. Поэтому только организованная борьба за экологическую чистоту зоны проживания может изменить ситуацию. Частичный и временный эффект оздоровления организма дает выезд из зоны отравления на срок не менее 3 недель (это среднее время ликвидации в организме токсических веществ)
Что касается положения внутри вашего жилища, то оно почти полностью подконтрольно вам.
Будьте здоровы!