Экологическое воспитание младших школьников (с приложением дидактического материала)

Разделы: Начальная школа


Если будет вода, а в ней ни одной рыбки – я не поверю воде.
И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка – я не поверю воздуху.
И лес без зверей с одними людьми – не лес.
М.Пришвин

Любовь к природе – великое чувство. Она помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее. А чтобы человек научился этому, надо прививать эту любовь с раннего детства. Убедительны слова В.А.Сухомлинского: “К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом и с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность”.

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня в ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Павол Орсаг Гвездослав

Детям свойственны доброта и любознательность, но им не хватает опыта, знаний. Важная задача начальной школы – экологическое образование, воспитание экологической культуры. Еще раз повторюсь, что в становлении экологической культуры личности исключительно важная роль принадлежит годам детства – сравнительно короткому по времени отрезку времени, который мудрецы назвали половиной жизни. Современное понимание детства в формировании личности человека, его многогранных отношений с окружающим миром чрезвычайно важно и для развития новых отношений ребенка с природным и социальным окружением, и для осознания им своего места в общей картине мира. С позиции современных исследований начальная школа – важнейший этап в становлении мировоззренческой позиции человека, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирования культуры поведения в природе и социуме. Истоки подобной значимости этого возрастного этапа кроются в психофизиологических особенностях детей. Однако поддержание и развитие этих предпосылок, данных ребенку от природы, нуждается в соответствующем обучении, так как содержание экологического образования может быть освоено учащимися только в деятельности по изучению и охране окружающей среды.

Учебная деятельность всегда направлена на достижение определенных результатов, требующих от учащихся мыслительной работы, преодоление определенных трудностей. В силу этого она имеет большие возможности для формирования интеллектуальных, эмоциональных, волевых качеств, создающих основы для становления у детей ответственного и доброго отношения к природной среде, к ее обитателям, к людям. Управление учебной деятельностью младших школьников по изучению окружающей среды осуществляется с помощью заданий, которым целесообразно придать экологическую направленность. Не случайно задания, направленные на достижение цели экологического образования, принято называть заданиями по экологии. А экология – это раздел биологии, изучающий взаимодействие организмов с окружающей средой.

Сегодня, снабженный мощной техникой человек, зачастую не задумываясь, нарушает связи организмов со средой обитания, застраивая естественные угодья городами, заливая их асфальтом, губя все живое. Современная экология – это комплексная наука, изучающая не только связи живых организмов с окружающей средой, но и все виды взаимодействий человек – общество – природа. Поэтому задания по экологии должны раскрывать еще и аспекты отношений человека к природной среде.

В сущности, задания позволяют так организовать познавательный процесс, что школьники будут чаще вовлекаться в самостоятельный поиск, учиться прогнозировать последствия поведения и деятельности в окружающей среде, овладевать практическими умениями, участвовать в творческой деятельности.

Содержание учебных заданий можно сгруппировать вокруг экологических проблем, являющихся основанием для формирования у детей знаний о взаимодействии человека и природы:

  • Защита и сохранение видового многообразия живых организмов и мест их обитания как природного окружения человека;
  • Охрана природной среды от загрязнения, разрушения и истощения;
  • Забота о сохранении и укреплении своего здоровья и здоровья окружающих людей.

Важная особенность заданий – ориентированность на детей младшего возраста, что достигается учетом их возрастных интересов и особенностей наглядно-образного и практически-деятельностного мышления, необходимостью смены различных видов деятельности (ученик играет, рисует, сочиняет, читает, сравнивает, делает выводы, прогнозирует и т.п.)

Такие задания привлекут школьника – он сам должен продумать, оценить, сделать выводы, оказать помощь. А самое главное – они поставят ребенка в положение маленького, но настоящего исследователя, открывателя тайн и загадок своего привычного и в то же время необычного природного окружения.

Важную роль в учебных заданиях занимают игровые моменты, которые выполняют познавательную функцию. Младший школьник испытывает острую потребность в игре: через игровую деятельность он познает окружающую действительность. Особую ценность в этом плане приобретают учебные задания типа дидактических игр, викторин, кроссвордов, отгадывание загадок и др.

Технология подготовки и проведения подобных заданий хорошо знакома всем учителям. Но здесь нельзя забывать и о региональном компоненте. Дети должны изучать не только природу в целом, но и природу родного края.

  • Какова экологическая ситуация в том районе, где ты живешь?
  • Что происходит в природе моего родного края?
  • Могу ли я внести свой вклад в улучшение состояния природы?
  • Чем я могу помочь?

В данном случае формируется позиция не просто наблюдателя, а активного исследователя, “защитника” природы.

Подводя итог, еще раз скажем, что наша задача – воспитать не просто наблюдателя, а активную личность, личность, знающую, что делать и умеющую это сделать.

Приведу примеры некоторых заданий.

Деловая игра “Поход по экологической тропе”

Маршрут похода вывешивается на доске. По маршруту направляемся тремя командами. Команды формируются посредством жребия: участники похода выбирают себе жетон – желтого, зеленого или синего цвета.

  • Желтый – цвет солнца – цвет тепла и света.
  • Зеленый – цвет зелени – цвет растений, дающих нам кислород.
  • Синий – цвет воды.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА – “ДРУЖБА” - ни в одном походе не обойтись без дружбы, без поддержки товарищей. В природе тоже есть примеры дружбы.

Дружат пчелка и цветок,
Дружат лист и мотылек,
Дружат реки и леса,
Дружат в хоре голоса.

Задание: приведите свои примеры, раскрывая дружеские связи живых существ и условия их существования.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА – “ГРИБНОЕ ЛУКОШКО”.

Задание: прослушайте рассказ и ответьте, грамотным ли с экологической точки зрения был поход за грибами, какие ошибки вы обнаружите?

По грибы.

В воскресный день Катя с друзьями решили пойти в лес за грибами. Запаслись продуктами, взяли компас, не забыли и про радиоприемник.

Веселой музыкой оповестили они лес о своем приходе. Дни стояли жаркие, но в лесу особой жары не ощущалось. По знакомой тропинке ребята уходили все дальше в лес.

А вот и грибы! Кинулись ребята их собирать. Кто выкручивает, кто вырывает, кто ножичком срезает. А те грибы, которых не знают, сбивают палками, найденными по дороге.

И вот уже в лукошечках белеют грузди, краснеют подосиновики, желтеют лисички. Здорово!

Привал. Мальчишки быстро наломали веток и разожгли возле дерева костер. Катя с подружками заварили чай, перекусили и пошли дальше. Перед уходом Катя повыбрасывала пустые банки и полиэтиленовые мешки подальше в кусты, чтобы видно не было, и сказала: “Все равно микробы их разрушат”.

Горящие угли огня подмигивали ребятам на прощание.

По дороге дети нашли гнездо какой-то птицы, подержали в руках теплые яички и положили их обратно.

С полными лукошками грибов, с охапками луговых и лесных цветов дети вышли из леса. Весело прошел день! Будет о чем рассказать Кате дома.

Ошибки:

  1. Громкая музыка в лесу распугает его обитателей.
  2. Грибы надо только срезать, а не вырывать и выкручивать.
  3. Незнакомые грибы не надо трогать, они могут пригодиться лесным обитателям.
  4. В жаркую погоду разводить костры запрещается, тем более возле деревьев.
  5. Для костра собирают опавшие ветки, а не ломают их.
  6. Полиэтиленовые мешки и банки надо уносить с собой.
  7. Оставили непотушенный костер.
  8. Трогать яйца из птичьих гнезд нельзя, птица к ним уже не вернется.
  9. Охапки лесных и луговых цветов. В букет могут попасть редкие и охраняемые растения.

Что можно посоветовать этим ребятам?

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА – “БУКЕТ ЦВЕТОВ”

Задание: из гербария растений, произрастающих в нашем крае, выбрать лекарственные и рассказать, чем они полезны.

Например: ромашка – противовоспалительное, подорожник – кровоостанавливающее, мать-и-мачеха – отхаркивающее средство.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА – “МУРАВЕЙНИК”

 

Выходит Муравей (ученик) с “бревнышком” в руках.

- Фу-у! Вот отдохну немножко, а потом пойду дальше (опускает свою ношу на землю). Семья у нас большая. Дом надо строить. Трудимся мы от восхода до заката. У каждого свое дело есть. Рабочие добывают пищу и строят муравейник. Солдаты охраняют дом от врагов. А няньки ухаживают за личинками.

С каждым годом растет наша муравьиная семья, поэтому и муравейник надо увеличивать. Сверху он сложен из сухих хвойных иголок и веточек. Он может быть высоким, до двух метров. Есть еще и подземная часть. Все здесь есть: и спальни, и чуланчики, и детские, и коридорчики. А если кто чужой в наш дом пожалует, так мы его прогоним.

Но есть и такие чужаки, которых мы прогнать не можем. Это люди, которые разоряют наши дома, запускают в них палки и другие предметы.

Прошу вас, помогите нам, защитите наши дома! Придумайте, нарисуйте, установите возле наших домишек знак, который напомнит всем нерадивым людям о нас!

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА – “ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ”

По тропинке мы вышли к одному из районов нашего города – Эжвинскому району. До нашего прихода здесь побывала экспертная группа по изучению экологической обстановки, и вот что она установила.

Выступление экспертной группы: “В данном районе располагается лесо-промышленный комплекс. Много домов и новостроек. Мало зеленых насаждений. Трасса, по которой постоянное движение малых и большегрузных автомобилей. Мы считаем, что экологическая обстановка на критическом уровне и надо срочно принимать меры. В наших силах установить по району экологические знаки. (На столах – наборы знаков. Выбираем нужные, расставляем – наклеиваем на карту района) – смотри Приложение.

Аналогичную работу проводим еще по двум районам города – Центральная часть города и местечко Красная Гора.

Знаки расставлены. А зачем мы это сделали?

Дети: Мы еще раз напомнили людям, что мы в ответе за природу. Напомнили, что природа вокруг нас и ее надо сберечь. Человек – тоже частичка природы, и, разрушая природу, человек разрушает самого себя.

Подведение итогов игры, награждение команд.

На уроках математики можно использовать “экологические задачи”.

  1. Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на это предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в год после установки очистительных сооружений?
  2. Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В условиях города под влиянием загазованности выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город Сыктывкар? (население около 300 000 человек?
  3. 60 кг макулатуры сохраняет от вырубки одно взрослое дерево, которое росло 50-80 лет. Сколько кг макулатуры надо собрать, чтобы спасти 25 деревьев?
  4. Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из 3 хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев требуется на вашу семью? (на наш класс)
  5. В сутки автомобиль способен выбросить в атмосферу примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько кг выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 дней?
  6. Самые трудолюбивые санитары леса – муравьи. В среднем они за 1 минуту приносят в муравейник 2 десятка насекомых. Сколько насекомых принесут муравьи за 1 час?
  7. Сова уничтожает за год 1 000 полевых мышей. Сколько кг хлеба сохраняет в год одна сова, если одна полевая мышь в год запасает 1 кг зерна?
  8. Суточную норму витамина С содержат 4 г свежего шиповника или 30 г черной смородины. На сколько больше надо съесть смородины, чем шиповника, чтобы получить суточную норму витамина С?
  9. Кедровая шишка с семенами созревает 27 месяцев. Сколько это лет и месяцев?
  10. Гусеница может съесть 30 листьев за сутки. Сколько листьев за сутки могут съесть 10, 100 гусениц?
  11. Большая синица уничтожает в день примерно 120 гусениц кольчатого шелкопряда, равных по массе 34 г. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Чему равна масса гусениц, съеденных синицей за лето?
  12. Пара поползней приносит своим птенцам в день 300 гусениц, пара дятлов – в 3 раза больше, чем пара поползней, а пара скворцов – в 5 раз больше, чем пара поползней. На сколько больше гусениц приносит своим птенцам пара скворцов, чем пара дятлов?
  13. Один гектар леса выделяет ежегодно 28 т кислорода, а вырубается каждый год 12 млн гектаров. Сколько тонн кислорода недополучает наша планета в год?
  14. Из 1 т тряпья при переработке получают 600 м ткани. Сколько метров ткани можно получить из 25 тонн тряпья?

Некоторые числовые данные, которые можно использовать при составлении математических диктантов (тема – “Многозначные числа. Нумерация”).

  1. Ежегодно на планете исчезают лесные массивы на площади 120 000 кв.м.
  2. Ежедневно на планете вырубается более 33 000 гектаров леса.
  3. Ежедневно в джунглях всего мира под пилами падает 5 млн. деревьев.
  4. Каждый гектар влажного тропического леса выделяет ежегодно 28 т кислорода.
  5. Вся растительность планеты за год выдыхает 175 млн. т биологически активных веществ.
  6. Общая площадь лесов в мире составляет 19 млн. кв. км.
  7. В московской области на 1 га богатых перегноем полей живет 4 млн. 500 тысяч дождевых червей. За 200 суток они “перепахивают” 450 тонн грунта.
  8. Насекомых на земле более 1 млн. видов. Из них: жуки – 250 тыс. видов, бабочки – 140 тыс. видов, мухи и комары – 80 тыс. видов.
  9. Ласточка за лето ловит до миллиона всяких мошек, комаров, тлей.
  10. Если сложить в одну линию насекомых, которых съедает стриж за лето, то она растянется на 1 километр.

Очень часто с детьми разучивают стихотворения о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению.

1.

Ходим, ходим по лужку,
Собираем по цветку:
Красный, синий, белый цвет…
Замечательный букет!
М.Бычкова

2.

Я кузнечика словил,
В банку с травкой посадил.
Пусть покажет, как трещит,
Как усами шевелит.
В.Митько

3.

В лес зеленый я пойду,
Зайку серого найду,
Принесу его домой –
Будет этот зайка мой.
А.Шибаев

4.

Колкую, зеленую
Срубили топором.
Из лесу душистая
К нам приходит в дом.
Из программы новогоднего утренника.

Домашняя экология.

Пожалуйста, ответьте на вопросы, подсчитывая баллы (“да”- 2 очка, “нет”- 1 очко):

  1. В вашей квартире в каждой комнате есть ковер или палас?
  2. Влажную уборку в квартире вы делаете один раз в неделю?
  3. В вашей квартире имеется 100 книг?
  4. Вы вытираете пыль в комнатах один раз в неделю?
  5. В вашей квартире живет кошка или собака?
  6. Вы содержите аквариумных рыбок?
  7. У вас есть домашняя птичка?
  8. Стены вашей кухни оклеены моющими обоями?
  9. В квартире есть сырые углы?
  10. Окна квартиры выходят на проезжую часть улицы с большим движением автотранспорта?
  11. В вашем квартале есть промышленные предприятия с высокими трубами?
  12. Кто-то в вашей семье курит?

Самый худший вариант, если вы набрали от 15 до 24 баллов, так как это значит, что вы живете в экологически напряженной ситуации.

С медицинской точки зрения наибольшую опасность в экологическом плане в жилище горожанина представляет бытовая пыль, потому что она содержит в своем составе немалое количество бытовых аллергенов (частички шерсти домашних животных, их клещей и паразитов, бумажную пыль и др.)

Всем известно, что напольные покрытия и мягкая обивка мебели очень эффективно собирает пыль. Значит, увлекаясь комфортом, вы повышаете для себя риск получить либо аллергическое, либо воспалительное заболевание органов дыхания.

Если в форточки вашей квартиры изо дня в день вливается поток воздуха, содержащего выхлопные газы автомобилей или выбросы промышленных предприятий, то для вас существенно повышается риск приобрести какое-либо воспалительное или злокачественное заболевание.

Исследования специалистов показали, что эффективных методов снижения концентрации вредных веществ в воздухе нет: даже кондиционеры не задерживают две трети токсичных аэрозолей. Поэтому только организованная борьба за экологическую чистоту зоны проживания может изменить ситуацию. Частичный и временный эффект оздоровления организма дает выезд из зоны отравления на срок не менее 3 недель (это среднее время ликвидации в организме токсических веществ)

Что касается положения внутри вашего жилища, то оно почти полностью подконтрольно вам.

Будьте здоровы!