Система физкультурно-оздоровительной работы в компенсирущем дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


   Забота об укреплении здоровья детей находится в центре внимания нашего коллектива. Здоровье — комплексный показатель состояния детей, включающих в себя медицинские, педа­гогические, психологические и социальные аспекты. Поэтому в детском учреждении установлен тесный контакт всех заинтересованных сторон: педагогов, медиков, специалистов, обслуживаю­щего персонала и родителей.
В силу особой актуальности проблемы сохранения здоровья детей и взрослых в МБДОУ разработана целевая программа «Здоровый малыш», которая отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления воспитанников детского сада. Она определяет ос­новные направления, задачи, поэтапный план действий с целью изменить «лицо» образовательно­го учреждения и создать новые условия и воспитания здоровой личности.

Реализация комплексных оздоровительных, воспитательных и образовательных задач на­правлена на:

  • обеспечение психологического благополучия ребенка;
  • повышение педагогического мастерства и деловой квалификации работников;
  • комплексное решение физкультурно - оздоровительных задач в контексте с медицинскими работниками;
  • совершенствование мониторинга состояния здоровья детей;
  • интеграцию эффективных здоровьесберегающих технологий, обеспечивающих широкий выбор оптимальных средств и условий коррекции и реабилитации детей с проблемами здоровья и разви­тия;
  • создание единого информационного пространства во взаимодействии родителей, педагогов и медицинских работников ДОУ, направленного на укрепление здоровья и развития ребенка.

Реализация теоретических аспектов педагогического менеджмента в детском саду подчинена трем направлениям: методическому, психолого-медико–педагогическому и валеологическому через:

  • оказание педагогической помощи воспитателям и специалистам в поисках эффективных мето­дов физкультурно-оздоровительной работы с детьми;
  • реализация личных склонностей и творческих интересов с целью наиболее полного самовыра­жения личности педагога;
  • совершенствование педагогического мастерства;
  • обобщение, распространение и внедрение передового опыта в работу МДОУ.

В детском саду созданы оптимальные условия для физкультурно-оздоровительной работы с детьми:

  • оборудован спортивный зал;
  • мини - стадион на участке, где установлены игровые, спортивные комплексы;
  • тренажерный зал;
  • физиотерапевтический кабинет;
  • фитобар (с приготовлением кислородного коктейля);
  • уголки для массажа;
  • кабинет для реабилитации детей;
  • кабинет врача;
  • спортивные уголки по группам;
  • зал ЛФК.

Деятельность педагогов и медицинских работников взаимосвязана и скоординирована общей целью - оздоровление детей  (приложение).
Cоздана своя система физкультурно-оздоровительной и  профилактической работы, которая постоянно совершенствуется и корректируется.
Реализацию основных организационных форм двигательной активности детей осуществляет инструктор по физическому воспитанию, работу по коррекции физического развития - инструктор ЛФК, медицинские работник, воспитатели.
Основной формой обучения детей движениям являются физкультурные занятия. В детском саду разработана система таких занятий, которые привлекают ребенка своим деятельным, игро­вым, тренирующим содержанием. Занятия проводятся под музыкальное сопровождение, что спо­собствует эмоциональной насыщенности. Качество выполнения упражнений, движений достигается неоднократным их повторением через разные формы организации.

Формы и методы организации физкультурно-оздоровительной работы осуществляются через:

  • физкультурные занятия в спортивном зале;
  • занятия в тренажерном зале;
  • интегрированные занятия с другими видами деятельности;
  • занятия ритмической пластикой;
  • занятия на свежем воздухе;
  • занятия в бассейне спорткомплекса «Старт»;
  • туризм;
  • физкультминутки;
  • оздоровительный бег на свежем воздухе;
  • физкультурные досуги, праздники;
  • дни здоровья, каникулы;
  • спортивные игры;
  • занятия в кружках: «Ритмическая пластика», «Лучик» - театрализация.

Все вышеперечисленные мероприятия организуются и контролируются медицинскими работ­никами, специалистами, которые следят за состоянием здоровья детей с момента поступления их в детский сад и до выпуска в школу. Составлен комплекс мониторинга состояния здоровья воспитанников, куда входит «паспорт» здоровья.
В детском саду работает медико-психолого-педагогическая служба для оказания свое­временной помощи педагогам и родителям в решении вопросов, связанных с оздоровлением, вос­питанием и развитием детей.

Основными задачами этой службы является;

  • осуществление деятельности направленной на сохранение психофизического здоровья детей;
  • способствование гармонизации социальной среды и осуществление мероприятий по профилак­тике возникновения социальной дезадаптации;
  • осуществление работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в         психиче­ском, физическом и интеллектуальном развитии детей;
  • оказание консультативно-методической помощи родителям, педагогам по вопросам оздоров­ления, развития и воспитания детей с отклонениями в физическом, речевом и психическом разви­тии.

Медико - педагогические наблюдения режимных моментов, физкультурных занятий под­тверждают рациональность построения и выбор форм работы с детьми, организации занятий, в соответствии физической нагрузки функциональным возможностям воспитанников при достаточ­ной общей и моторной плотности занятий. Показатели физического развития детей соответствуют норме.
Разработана модель организации двигательного режима в течение года, квартала, месяца, дня. Выполнение которой, обеспечивает оптимальный двигательный режим. Соотношение покоя и двигательной деятельности составляет 30% к 70%. Используя данную модель (по оценке врача и психолога) имеет место положительная динамика физической работоспособности детей
Система закаливания ребенка — дошкольника организована в разных возрастных группах с целью тренировки защитных сил организма и повышения его устойчивости к неблагоприятным биологическим природным и социальным факторам.
В календарный план педагогов включены закаливающие процедуры, которые назначаются де­тям медицинскими работниками и контролируется ими. При определении системы закаливания учи­тываем дидактические принципы, их несколько:

  • комплексное использование всех факторов природы (солнце, воздух, вода);
  • учет индивидуальных особенностей;
  • систематичность;
  • постепенность в увеличении силы воздействия;
  • проведение закаливающих процедур, как в состоянии покоя, так и в движении на фо­не теплового комфорта для организма ребенка.

Для эффективной реализации этих принципов в каждой возрастной группе определяется своя система специального закаливания и ежедневного закаливания. Предлагаем дифференцированный отбор специальных видов закаливания:

  • взбадривающая гимнастика после сна;
  • контрастно - воздушное закаливание;
  • рефлексотерапия;
  • хождение по дорожкам «Здоровья»;
  • Хатха - Йога;
  • «Волшебная дорожка»;
  • закаливание с элементами дыхательной гимнастики по Стрельниковой;
  • релаксационные упражнения под музыку;

Особое внимание уделяем закаливающим процедурам в повседневной жизни, так как они составляют основу здорового образа жизни:

  • строгое соблюдение санитарно - гигиенических норм - чистота помещений, воздуха;
  • соблюдение правил гигиены;
  • соблюдение температуры режима в помещении;
  • достаточное пребывание на воздухе;
  • рациональный двигательный режим.

Соблюдение дидактических принципов системы закаливания дает оздоровительный эффект для большинства закаливающих.
Питание в детском саду организованно в соответствии с санитарно – гигиеническими
требованиями по рекомендованному Министерством здравоохранения 10-дневному меню, по санаторным нормам. Система работы по 10-дневному меню с ежемесячным подсчетом калорийно­сти пищи позволяет сбалансировать питание, полностью удовлетворить потребности растущего организма в основных пищевых веществах. Сбалансированное и адекватное состоянию здоровья питание является мощным терапевтиче­ским фактором. В нашем детском саду разработано дифференцированное меню, для диет с раз­личной патологией. Такой подход к детскому питанию позволяет нам добиться улучшения их фи­зического развития, повышения иммунологической защиты детского организма
Условия учебно - воспитательного процесса имеют валеологическую направленность, ре­шающую вопросы укрепление здоровья детей через профилактическую реабилитационную рабо­ту, санитарно - гигиеническую работу, физиологически грамотное построение режима дня, инди­видуальную диету и пропаганду здорового образа жизни у детей,
(разработана модель валеологизации педагогического процесса).
Основные направления данной работы:

  • привитие стойких культурно - гигиенических навыков;
  • развитие потребностей по строению собственного тела, познание органов;
  • обучение уходу за своим здоровьем (телом) навыком оказания элементарной помощи;
  • формирование представлений о том, что полезно и что вредно для организма:
  • формирование элементарных представлений об окружающей среде;
  • формирование привычки ежедневных физкультурных упражнений.

Каждое направление реализуется серией систематических мероприятий через перспективное планирование, основу которых составляют ежедневные игры и упражнения, в интересной и увле­кательной форме. Данная работа дает положительный результат формирований и представлений у детей о здоровом образе жизни и осознанного отношения к ценностям своего здоровья.
Учитывая контингент воспитанников детского сада, педагогический совет выработал опреде­ленную концепцию общения с детьми, которая ориентирована на создание в группах психологи­чески комфортной обстановки: атмосферы радости, покоя и тепла и внедрение личностно-ориентированной педагогики в работе с детьми. Под комфортным режимом мы понимаем такой режим, который удобен малышу, а не взрослому.
Каждая минута жизни ребенка в детском саду работает на укрепление здоровья, организация пребывания детей в ДОУ очень продумана, насыщена:
1. Утренний прием детей в течении часа в теплое время года проводится на воздухе в предельной двигательной активности — подвижные игры, бег, дыхательные упражнения и другое.
2. Утренняя разминка - это акт общения, единения. Используются - аэробика, дыхательные уп­ражнения, корригирующие упражнения, развивающие игры.
3. При проведении завтрака, обеда, ужина соблюдаются основные принципы – совместимость продуктов, увеличение сырорастительного компонента, диетотерапии, физиологичность приема пищи. Прием пищи организуется как большая релаксационная пауза. Для этого звучит спокойная музыка, используем технологии семейного стола:

  • взрослые кушают вместе с детьми;
  • манеры детей за столом обсуждению взрослых не подлежат;
  • хорошие манеры - пример взрослого.

Данная технология является хорошим средством профилактики психоэмоционального напряже­ния.
4. Время между завтраком и обедом отводится познавательному развитию. В это же время про­ходят оздоровительные, профилактические и лечебные мероприятия.
5. Во время прогулки, основой которой является двигательная активность, закаливание и само­стоятельная игра, продолжается развитие познавательной деятельности. Дети часто ходят в мини походы, на экскурсии, совершают психотерапевтические прогулки с психологом, оздоровитель­ный бег.
6. Перед сном и после (в разных группах) проводится сеанс закаливания, взбадривающая гимна­стика в постели.

Режим нашего детского сада не только решает проблемы жизнеобеспечения, но и дает детям возможность реализовать себя, с учетом способностей и индивидуальных особенностей, чувство­вать уютно, как дома.
Развивающая среда организована с учетом возрастных особенностей, потребностей и интере­сов детей. Интерьер способствует эмоциональному благополучию.
В МДБОУ имеется коррекционный блок, оборудованный ИКТ. Широко используется БОС по программам «Коррекция детско-родительских отношений», «Профилактика психо-эмоционального напряжения у детей», а также логотренажеры. Коррекционные занятия прово­дятся не менее 2-х раз в неделю, по усмотрению дефектолога, психолога и логопеда, чтобы пре­дупредить эмоциональное расстройство у детей, корректировать проблемы в развитии, сохранить психологическое здоровье.
Большое значение придается общению детей со сверстниками, что очень важно для нормаль­ного развития и эмоционального здоровья детей, психологическое  сопровождение  помогает создать воспитателю в группе положительный психологический климат.
Забота о здоровье детей прослеживается во всех режимных моментах.
Проводится работа по стабилизации эмоционально - психологической нагрузки в режиме дня через: психогимнастику, релаксационные паузы, сказкотерапию, звуковую и дыхательную гимнастику, логоритмику, мукотерапию. Музыкотерапия применяется во время приема пищи, подготовке ко сну, на занятиях по изо­бразительной деятельности, в игровой и самостоятельной деятельности детей.
Используется классическая музыка с целью снятия психо-эмоционального напряжения.
В дошкольном учреждении подобран репертуар классической музыки по следующим вариан­там:  успокаивающий, мобилизующий, воздействие музыки на эмоциональное состояние.
Зимний сад МБДОУ является центром познавательной и опытно - исследовательской деятельности для воспитанников, где проводятся наблюдения за растительным миром и живыми объектами в сочетании с музыко и ароматерапией.
Сенсорная комната в МБДОУ направлена на создание безопасной, комфортной среды, способ­ствующей общему расслаблению, физическому и психическому восстановлению. Многообразие звуков, световых эффектов, разнообразных запахов и ощущений, позволяет успешно использовать сенсорную комнату как для лечения различных заболеваний у детей, так и для профилактики стрессовых состояний, общего укрепления всего организма и центральной нервной системы.
Занятия в сенсорной комнате проводятся в форме игры, сказки которые организуются для не­большой подгруппы 3-5 детей одной возрастной категории. Дети с радостью погружаются в вол­шебный мир сказки, воспринимает все происходящее в ней как реальность. Проигрывая сказочные ситуации, они получают знания о мире, взаимоотношениях людей, о проблемах и препятствиях, ожидающих человека на жизненном пути, учатся находить выход из трудных ситуаций.
Гибкость и комфортность режима детского сада направлен, в первую очередь, на обеспечение гигиены и нервной системы ребенка и высвобождения максимально - возможно­го времени для игр и свободной деятельности детей, т.к. в игре ребенок приобретает опыт обще­ния столь необходимый для жизни в обществе и в коллективе.
Игра имеет важное оздоровительное значение, оздоровительные игры предназначены для про­филактики утомления, вызванного интенсивными интеллектуальными нагрузками. Кроме релаксационной они выполняют коммуникативную, развлекательную и воспитатель­ную функции. Физическая и психическая компоненты в оздоровительных играх тесно взаимосвязаны. Игры укрепляют различные группы мышц, тренируют вестибулярный аппарат, способствуют профи­лактике нарушений зрения и осанки. Непринужденность обстановки, свобода импровизации, воз­можность отступления от заданных правил, бесконечность вариаций, нацеленность педагога на создание у детей эмоционального подъема, отсутствие проигравших — все это создает у игроков состояние особого психологического комфорта.
Организация оздоровительных игр не требует создания специальной площадки или наличия особого оборудования. Но высокая квалификационная подготовка ведущего обязательна. Кроме того, эти игры проводим при наличии объективной необходимости восстановления у детей ком­фортного психологического состояния или предупреждения писхоэмоционалъного напряжения, которое может быть вызвано характером предстоящей учебной деятельности.
Большое внимание уделяется созданию эмоционально - психологического климата в коллек­тиве. Эмоциональное благополучие детей в ДОУ во многом зависит от характера
взаимодействия с детьми. В нашем коллективе создана доброжелательная психологическая атмосфера. Взрослые реализуют в общении с детьми позицию равноправного партнера,
проявляя уважение к инте­ресам, мнениям, пожеланиям ребенка.

Результаты анкетирования воспитателей и специалистов детского сада показали, что

  • педагоги, обеспечивающие эмоциональное благополучие детям составили - 94%
  • педагоги, у которых дети могут испытывать эмоциональное неблагополучие - 6%

Все усилия, направленно на сохранение и укрепление здоровья детей, не будут иметь ожи­даемых результатов без понимания и поддержки родителей наших воспитанников.
Работа с родителями строится по принципу создания единого информационного простран­ства во взаимодействии родителей, педагогов, медицинских работников ДОУ, направленного на укрепление здоровья и развития ребенка.
В основе этой работы лежит изучение контингента родителей и их запросов. Наиболее
эффективными методами изучения семьи стали: посещение семьи, анкетирование, наблюдение за ребенком, обследование семьи с помощью проективных методов.
Кроме традиционных форм работы с родителями большое внимание уделяем обучению родителей элементарным, но очень важным основам психологического общения с ребенком, знакомим с системой гигиенических навыков ухода за детьми, приемом за­каливания, самомассажа, лечебной физкультуре.  Для родителей работают консультативные пункты врача, психолога, логопеда, дефектолога, где родители получают не только консультацию, но и памятки - рекомендации от специалистов. Родители — полноценные участники педагогического процесса, они активно
вписываются во все стороны образовательной работы. Проводимые формы работы укрепляют связи взаимодействия детского сада и семьи, развива­ют доверительные отношения к коллективу, желание посещать детский сад и оказывать посиль­ную помощь.
Детский сад обеспечивает высокий уровень физкультурно-оздоровительной работы, этому свидетельствуют показатели эффективности оздоровления.
Показателем эффективности оздоровления (ПЭО) детей служит динамика изменения состоя­ния здоровья детей за год. За критерии эффективности взята кратность заболеваний и её динамика у тех же детей через год оздоровления. Показатели эффективности оздоровления составили в 2009 году - 74,8%. Улучшение показателей эффективности оздоровления говорит об эффективности применяемых здоровьесберегающих технологий. Уменьшились пропуски по болезни  как в целом, так и одним ребенком младшего дошколь­ного возраста. Общий уровень готовности воспитанников к школе с каждым годом улучшается. Мы считаем, что это результат коллективного труда: медицинского, спортивно-оздорови­тельного, психолого-педагогического и социального направлений, работающих рука об руку в дошкольном учреждении.

Приложение