Элективные курсы играют важную роль в системе предпрофильной подготовки и профильного обучения на старшей ступени школы. В отличие от факультативных курсов элективные курсы обязательны для учащихся.
Основная цель элективных курсов – личностное развитие и профессиональное самоопределение. Поэтому элективные курсы связаны с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. В ряде случаев элективные курсы компенсируют ограниченные возможности некоторых предметов базового и профильного уровня, так как в рамках элективных курсов можно более углубленно изучать интересующие учеников географические темы.
Реализация элективных курсов в различных субъектах Российской Федерации придерживается ряда принципов, среди которых принцип региональности, характеризующийся существенными различиями занятости, рынков труда и образовательных услуг, социальных ожиданий выпускников школ.
Автор статьи предлагает разработку программы элективного курса «Наш край», посвящённой комплексному изучению территории Красноярского края, акцентируя внимание учеников на детальное изучение некоторых тем физической и экономической географии. Например, характеризуются природные особенности развития края, население региона, перспективы развития металлургического, энергетического и лесного комплексов и т.д..
Предполагаемые результаты обучения по данной программе связаны с общими задачами обучения и воспитания школы, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности учеников.
ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «НАШ КРАЙ»
Пояснительная записка
Программа элективного курса ''Наш край'' предназначена для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Курс рассчитан на 34 часа.
Этот курс позволяет подойти к изучению своей родной местности с творческой стороны. Благодаря этому у учащихся поддерживается интерес к предмету, в результате чего они получают устойчивые знания и приоритеты по развитию родного края.
Цель данного курса состоит в формировании представлений и определении ориентиров развития Красноярского края.
Задачи курса:
- формирование углубленных знаний в областях физической и социально-экономической географии края;
- ориентация учащихся на географические знания и их влияние на общественную культуру, социально-экономические процессы и приоритеты развития объединенного края.
Основу курса составляют личностно ориентированный, гуманистический, практико-ориентированный и интегративный принципы географии.
В ходе изучения данного курса возможно применение следующих форм обучения:
- практикум;
- диалог;
- экскурсия;
- проектирование;
- семинар;
- самостоятельная работа учащихся;
- представление и защита творческих работ учащихся;
- конференция.
Предполагаемые результаты обучения связаны с общими задачами обучения и воспитания, с необходимостью повышения базовой и региональной компетентности.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся
Контроль осуществляется в виде:
- Тестирование.
- Защита проектов ''Мое географическое открытие''.
- Анализ социологического опроса, проводимого учащимися.
- Принятие участия в конференции по теме: ''Изучение географии народов Красноярского края''.
- Представление итоговой творческой работы в виде компьютерной презентации.
Примерное тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Форма обучения | Вид деятельности учащихся |
1. | Введение | 1 | Диалог | |
2-3. | Красноярский край на карте России. | 2 | Практикум | Работа с атласами контурными картами |
4-7. | История исследования и природные особенности края. | 4 | Проектирование | Защита проекта «Мое географическое открытие» |
8-9. | География населения Красноярского края. | 2 | Практикум | |
10-11. | Национальный состав края. | 2 | Практикум | Работа со статистическими показателями |
12-15. | Культура, образование, быт и занятость. | 4 | Экскурсия в Краеведческом музее | Оформление материалов по экскурсии |
16-17. | Национальный состав общеобразовательного учреждения. | 2 | Практикум | Оформление материалов по социологическому опросу |
18-19. | География народов Красноярского края. | 2 | Конференция | Участие в конференции |
20-21. | Политико-административное деление края. | 2 | Практикум | Работа с атласами контурными картами |
22-23. | Основные направления развития электроэнергетики края. | 2 | Практикум | |
24-27. | Проблемы энергетики края. | 4 | Экскурсия на Красноярскую ГЭС | Оформление материалов по экскурсии |
28-29. | Перспективы развития металлургии в крае. | 2 | Практикум | |
30-32. | Лесной комплекс Красноярского края. | 3 | Экскурсия в музей леса | Оформление материалов по экскурсии |
33-34. | Наш край | 1 | Практикум | Оформление и защита компьютерной презентации по теме: «Наш край» |
1 | Итоговое занятие | |||
Итого: | 34 |
Содержание программы
Введение. (1 ч.)
Знакомство с источниками информации по географии своей местности.
Тема 1. Красноярский край на карте России (2 ч.)
Географическое положение Красноярского края. Факторы, обусловившие географическое положение края. Субъекты РФ, граничащие с Красноярским краем. Географическое положение года Красноярска. Перспективы развития края.
Тема 2. История исследования и природные особенности края. (4 ч.)
История освоения и исследования Красноярского края. Красноярский острог. Енисейская губерния. Губернаторы края. Основные природные объекты края.
Тема 3. География населения Красноярского края (2 ч.)
Динамика численности населения края. Половозрастная структура. Размещение населения.
Тема 4. Национальный состав края (2 ч.)
Коренные народы. Сибиряки. Механическое движение населения.
Тема 5. Культура, образование, быт, занятость (2 ч.)
Трудовые ресурсы края. Культура края. Образовательные заведения края и города Красноярска.
Тема 6. Национальный состав школы (2 ч.)
Проведение социологического опроса среди учащихся школы для определения национального состава учеников и их особенностей.
Тема 7. География народов Красноярского края (2 ч.)
Тема 8. Политико-административное деление края (2 ч.)
Административно-территориальный и политико-административный состав края.
Тема 9. Основные направления развития электроэнергетики края (2 ч.)
Электроэнергетика края. Гидроэлектростанции. Значение ГЭС.
Тема 10. Проблемы энергетики края (4 ч.)
Экскурсия на Красноярскую ГЭС.
Тема 11. Перспективы развития металлургии в крае (2 ч.)
Металлургический комплекс края. Факторы, характеризующие размещение металлургических предприятий на территории края. Металлургические предприятия края.
Тема 12. Лесной комплекс Красноярского края (3 ч.)
Экскурсия в музей леса.
Тема 13. Повторение (1 ч.)
Тема 14. Итоговое занятие (1 ч.)