Внеклассное мероприятие по городской программе "С любовью к городу" "В гармонии с природой. Чудеса рядом с нами"

Разделы: Внеклассная работа


Задачи:

  • Способствовать формированию экологической культуры.
  • Познакомить учащихся с типичными деревьями нашего края, с природным явлением – ледоход, с творчеством Кузбасских поэтов.
  • Формировать дружеские отношения в классном коллективе, объединяющих детей.
  • Продолжать развивать монологическую и диалогическую речь, внимание, долговременную память, мыслительные процессы, наблюдательность.

Оборудование: схема маршрута экскурсии, медицинская аптечка, таблички с правилами поведениями в роще, пакеты для мусора, перчатки, зелёные листики из бумаги, скотч, фломастеры, планшеты, альбомные листы, цветные восковые мелки.

Подготовительная работа:

1. Распределение поручений по группам:

– штурманы 4 чел. (прокладывают маршрут прогулки и ведут по нему весь класс)
– синоптики 4 чел. (ведут календарь погоды)
– биологи 4 чел. (собирают материал о деревьях: березе, рябине, сирени, яблоне) по плану:

1. Как называется дерево или кустарник.
2. Какова его высота.
3. Когда цветет.
4. Какой плод.
5. Какую пользу приносит это дерево человеку.

– затейники 4 чел. (подбирают из классной картотеки подвижные игры на свежем воздухе)
– экологи 4 чел. (подготавливают правила поведения в роще, в лесу, с родителями заготавливают таблички с правилами поведениями в роще, заготавливают пакеты для мусора, перчатки)

2. Чтение рассказов М. Пришвина “Воробьиный переполох”, В Бианки “Синичкин календарь”, “Грачи открыли весну”, Г. Скребицкого “Майский жук”.
3. Раздать учащимся памятки “Прогулка в лес. Помни – это важно !”
4. Собрать с родителей разрешения на прогулку, т. к. в лесу много клещей.
5. Разучить стихи о реке Томь и ледоходе.

Ход прогулки

1. Беседа с учащимися в классе

(Перед прогулкой в классе учитель читает отрывок из стихотворения А. Плещеева.)

Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи
И лес оденется листвою!

– О каком времени года говорит в своем стихотворении А. Плещеев?
– (О весне)
– По каким признакам мы узнаем, что пришло новое время года?
– (Светит яркое солнце, его лучи согревают землю, дни становятся длиннее, прилетели грачи, голубое небо, плюсовая температура днем и.т.д.)
– А давайте отправимся сегодня на прогулку в березовую рощу и насладимся весною, но чтобы отправиться в рощу, давайте послушаем наших синоптиков. Они нам расскажут о погоде за неделю и на сегодня в г. Кемерово.

Синоптики: Средняя t воздуха за неделю была…, облачность…, осадки…, направление ветра…, а сегодня 24 апреля t …воздуха, осадки…, направление ветра…

– Давайте, определим маршрут нашей прогулки. У штурманов все готово?

(Штурманы показывают и рассказывают о маршруте, по которому пройдет прогулка)

Условные обозначения:

1) остановки
2) здания
3) кустарники
4) деревья
5) асфальтные дорожки
6) река

Схема маршрута:

2. Проверка готовности учащихся к прогулке по памятке

(Учитель показывает рисованный знак, соответствующий правилу, дети этот пункт озвучивают.)

Памятка
“Прогулка в лес. Помни – это важно!”

  1. На прогулку надень сапоги, шапку и одежду с рукавами, плотно прилегающими к запястьям рук.
  2. К месту прогулки надо идти в колонне парами.
  3. Дорогу надо переходить в положенном месте – по дорожному переходу.
  4. В лесу надо идти строго по тропинке, чтобы не навредить природе и не поймать клеща.
  5. Не ходить по лужам – могут промокнуть ноги.
  6. Не мусори в лесу.
  7. Соблюдай тишину.
  8. Если поранился или ушибся, то обратись к санитарам.
  9. Внимательно слушай говорящего.

3. Прогулка по весеннему лесу

(Выходим из школы и движемся по направлению к березовой роще. Во время прогулки, дети по заданию зарисовывают увиденное. На остановках дети выполняют задания и получают бумажные зеленые листочки за правильно выполненные задания. Эти листики необходимы для выполнения задания на 4-ой остановке “Засохшее дерево”.)

1-я Остановка

Вам хорошо знакома березовая роща – это лес, где растут березы. Сюда вы ходите отдыхать со своими родителями, друзьями.

Давайте попросим наших биологов рассказать нам об этом дереве.

Биологи: Береза – одно из самых красивых и поэтических растений русского леса. С глубокой древности береза была любимым деревом славян и почиталась у них как символ весны и Родины. Береза высотой 35-40 м. Живет она до 400-500 лет. Цветет сережками в апреле-мае. Есть старинная русская загадка про березу, попробуйте отгадать:

С одного дерева да четыре угодья: первое – от темной ночи свет (лучина), второе – некопаный колодец (березовый сок), третье – старому здоровье(банный веник), четвертое – разбитому связь (береста).

(За правильно отгаданную загадку получает ребенок бумажный зеленый листик.)

Послушайте, что говорит березовая роща нам, идущим в гости к ней.

Экологи:

Не руби белой березы!
Не губи и зла не делай!
Не ломай ветки деревьев! А особенно весною!
Не оставляй мусор!
Ребята соблюдайте правила поведения в лесу.

– Спасибо биологам и экологам, мы продолжаем прогулку по березовой роще вместе со штурманами по их разработанному маршруту.

2-я Остановка

Мы дошли до второй остановки нашей экскурсии. Штурманы и биологи выбрали ее не просто так, если мы посмотрим вокруг, то увидим, что в этом месте растет: рябина, клен, черемуха, небольшие кустики сирени. Как вы думаете почему, эти деревья выросли в этом месте? (Наверно, это место очень благополучное для роста растений)

– Наши биологи нам расскажут об этих деревьях (рассказ по плану)

Для справки:

Клен остролистный

Дерево высотой до 25–30 м высоты. Живет до 150-200 лет. Цветки желтовато-зеленые. Цветет до распускания листьев в мае. Плоды – созревают в сентябре. Мы их с вами называем “самолетики”, а по-научному – крылатки. Для роста дерева нужны богатые перегноем влажные почвы. Древесина твердая, прочная, белого цвета, используется в столярном и токарном деле. Из листьев получают краски для тканей.

Рябина обыкновенная

Небольшое дерево до 15 м высоты. Живет до 100 лет. Цветет в мае. Плоды – ягодки оранжевого цвета и горьковатые на вкус. Не прихотлива к почвенным условиям, морозостойка, теневынослива. Древесина служит для изготовления токарных и столярных изделий. Кора выделяет в воздух вещество – фитонциды, которое помогает человеку справиться с простудой. Свежие, сухие и мороженые плоды служат для приготовления напитков. Плоды – любимый корм диких птиц (рябчиков, тетеревов, глухарей, снегирей) и зверей.

Сирень обыкновенная

Сирень – это кустарник до 2-8 м высоты. Листья, сохраняющие зеленую окраску до глубокой осени. Цветки сиреневые, фиолетовые, фиолетово-синие, белые очень душистые. Цветет сирень в мае-июне. Не страдает от дыма и газов. Этот кустарник человек любит высаживать в городах на клумбах, в огородах.

О появлении сирени в скандинавских странах рассказывается в одной из легенд. Весна, смешав лучи солнца и радуги, стала бросать их на землю. И там, куда попадали лучи, распускались цветы – желтого, красного и других цветов. Когда весна достигла севера, то у неё остались только лиловые и белые лучи. Из них выросли кусты сирени.

Яблоня дикая

Яблоня дерево или кустарник от 3-10 м высоты. Ветки колючие. Цветки белые или розовые. Плоды – яблоки, желто-зеленые, чуть тронутые румянцем. Не прихотлива к климату и почве. Древесина применяется в столярном и токарном деле.

– Спасибо биологам. Затейники подготовили нам игру и желают её провести.

Затейники: Игра называется “С какого дерева упал лист”. Каждый из вас получает по одному листику. Узнав, с какого дерева упал лист, вы подходите к этому дереву. Кто правильно определит дерево, получает бумажный зеленый листик.

– Достаньте свои планшеты, карандаши, можете сделать зарисовку дерева, с которого упал ваш листик.

– Чтобы отправиться дальше, назовите деревья, с которыми мы познакомились (за ответ ребенок получает бумажный зеленый листок). Пора отправляться дальше по маршруту.

Штурманы: Отправляемся дальше, и следующую остановку мы сделаем на набережной реки.

3-я Остановка

Речка Томь – переводится как “мутная” или “черная”. Михаил Александрович Небогатов написал о ней прекрасное стихотворение, которое называется “Мой родимый край” (ученик читает наизусть)

Мой родимый край

За рекой, за кромкой леса
Красный шар встает
Тает белая завеса
У прибрежных вод.

Вот и Томь, вздохнув устало,
Под лучом косым
Засмеялась, заиграла
Серебром живым.

Далеко летит над нею
Пересвист и звон…
Вряд ли выразить сумею,
Как я в мир влюблен.

В величавое теченье
Голубой реки,
Солнце, птичий гай
А сказать точней и проще:
В свой родимый край.

– Как красива и величава река Томь в это время года. Какое явление природы, вы наблюдаете?
– (Ледоход).
– Как интересно наблюдать за таким явлением природы, оно бывает только один раз в год. Послушайте, как об этом явлении природы говорит в своем стихотворении С. Маршак

(Ученик читает наизусть.)

Лед идет, лед идет!
Вереницей длинной
Третьи сутки напролет
Поднимает льдины.
Синий лед, зеленый лед,
Серый, желтоватый,
К верной гибели идет-
Нет ему возврата!
Льдина льдину гонит в путь,
Ударяет в спину,
Не давая отдохнуть,
Льдина вертит льдину.
А ведь этой глыбой льда,
Толстой неуклюжей,
Стала вольная вода,
Скованная стужей.

Кто хочет запечатлеть это красивое явление природы, достаньте свои планшеты, карандаши, можете сделать зарисовки.

4-я Остановка

Штурманы: (биологи вместе с учителем заранее нашли и отметили на маршруте штурманов засохшее дерево) Ребята, посмотрите, у нас на пути засохшее дерево, его нашли биологи. Давайте встанем вокруг него.

– Ребята, как вы думаете, от чего погибло дерево? (Его корень повредили животные, которые живут в земле, люди повредили ствол дерева или поломали ветки, из ранки бежал сок, как кровь у человека. Его очень жалко. Ему одиноко.)

– Можем ли мы ему чем-нибудь помочь? (Можем оживить, сделав из него разные предметы. Взять веточки домой и поставить в воду, и через некоторое время на ветках появятся листочки).

– Как вы думаете, о чем бы мечтало дерево этой порой? (Чтобы произошло чудо, и оно снова могло зазеленеть, почувствовать себя счастливым).

– Во время прогулки у каждого из вас в руках появились зеленые бумажные листочки. Если у вас их несколько, а у кого-то их не оказалось, то поделитесь со своим другом. Это не простые листочки, а волшебные, возьмите каждый по одному листочку, подумайте и напишите на нем, пожелания дереву.

(Дети пишут пожелания дереву, и каждый ребенок приклеивает свое пожелание на веточки дерева).

Посмотрите, свершилось чудо! Оно зазеленело, на нем появилось много листочков с добрыми пожеланиями. Сухое дерево от заботы и доброты стало счастливым. Я надеюсь, что вы всегда будете добрыми, будете заботиться обо всем, что вас окружает. И тогда всё вокруг станет красивым, здоровым и добрым.

Штурман: двигаемся дальше, и выходим на дорожку, где можно отдохнуть, посидеть на лавочке и послушать пробуждение природы.

5-я Остановка

Экологи: Хорошо бы было отдохнуть, но среди такого мусора. Что надо сделать? (Дети предлагают убрать мусор; достают мешки, перчатки). А еще вобьем таблички с правилами поведения в лесу.

– Посмотрите, сколько всего было, а теперь мусорная куча исчезла.

Давайте беречь планету!
И взрослые и дети!
Ведь планета наш дом,
Пусть будет чисто в нем!

А теперь можно и отдохнуть, поиграть в игры.

(Затейники проводят игры “ Раз, два, три к дереву беги”, “Чей цветочек?”, “День и ночь”, “Отгадай загадку”)

(Веселые и довольные дети возвращаются в школу)

4. Итог урока

(Подводится в классе.)

– С какими видами деревьев вы познакомились на прогулке?
– Что такое ледоход?
– Какие правила поведения надо соблюдать в лесу, чтобы не навредить природе?
– Давайте из ваших зарисовок создадим выставку “Чудеса природы”.