Цели:
- познакомить учащихся с фразеологизмами;
- научить употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения;
- учить находить фразеологизмы в тексте.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
2. Индивидуальные задания на компьютере (6 человек)
3. Фронтальный опрос
– Какая наука изучает словарный состав
языка?
– Что такое лексическое значение слова?
– Сколько значений может иметь слово? Как они
называются , приведите пример.
– Какие слова называются омонимами?
– Какие слова называются синонимами?
– На какие группы делятся слова русского
языка?
– Назовите группы не общеупотребительных
слов?
– Какой путь проходит неологизм? Приведите
пример.
4. Объяснение новой темы. Слово учителя.
– Сегодня мы продолжаем изучение лексикологии. Тема нашего урока: «Фразеология».
Сообщение темы, целей урока, запись в тетрадь. (Приложение 1, слайды 1, 2)
– Что такое фразеологизмы? (Приложение
1, слайды 3. 4)
Фразеологизм – это устойчивое неделимое
сочетание слов, которое можно заменить
синонимом, одним словом. Лексическое значение
имеет весь фразеологизм в целом. Фразеологизм –
это средство выразительности языка, они
делают нашу речь эмоциональной, выразительной и
яркой.
– Какое значение имеет фразеологизм? (Приложение
1, слайды 5, 6, 7)
Море по колено – ничто не страшно.
Мухи не обидит – кроткий человек.
Как две капли воды – очень похожи друг на друга.
Тянуть кота за хвост – надолго затягивать
какое-либо решение или дело.
Витать в облаках – мечтать.
Не разлей вода – дружные ребята.
Плясать под чужую дудку – беспрекословно
выполнять волю.
Водить за нос – обманывать.
Сесть на шею – быть обузой для другого человека.
– Где мы можем найти значение фразеологизмов? (Приложение 1, слайд 8 – зачитывают учащиеся).
5. Работа с учебником
– Найдите в толковом словаре учебника фразеологизмы, выпишите их и дайте его лексическое значение. (У доски работает 1 человек, с фразеологическим словарем – 2 человека)
6. Словарь просит выполнить задания. «Помоги иностранцу» (Приложение 1, слайды 9, 10) – объясни значение фразеологизмов.
- Крокодиловы слезы.
- Взять быка за рога.
- Сесть в калошу.
- Заметать следы.
- Лезть в бутылку.
- Опять завис.
- Вверх ногами.
7. Следующее задание словаря: на место
пропусков в тексте вставить фразеологизмы и
подчеркнуть каким членом предложения является. (Приложение 1, слайд 11)
Вывод: (формулируют учащиеся) Для чего в речи мы
употребляем фразеологизмы? (Приложение
1, слайд 12)
8. Продолжи предложение (Приложение 1, слайд 13)
– Самому надо отвечать за свои поступки , а не прятаться за…
– На садовом участке ребята работали дружно,
старались…
– Бросились искать приезжего, а его и след …
– У Сережи с Мишей дружба крепкая: их водой …
– Ты всегда преувеличиваешь, делаешь из мухи…
– Мы его расспрашиваем, а он словно воды…
Обиделся Петя на замечания товарищей, надулся
как…
9. Составь предложения с фразеологизмами (Приложение 1, слайд 14).
10. Исправь ошибку (Приложение 1, слайд 15).
11. Откуда берутся фразеологизмы и сфера их употребления (Приложение 1, слайды 16, 17)
12. Распределительный диктант (устно).
1. Разговорный;
2. Книжный;
3. Публицистический. (Приложение
1, слайд 18)
13. Работа в группах
– Сегодня вы хорошо поработали, посмотрим, как вы усвоили сегодняшнюю тему.
1 группа. Распределите фразеологизмы на
две группы в зависимости от значения, дайте
названия группам (что для них является общим),
определите значение фразеологизмов.
Вне себя. Выйти из себя. Довести до белого
каления. И бровью не шевельнул. Как с гуся вода.
Махнуть рукой. Моя хата с краю. Хоть бы что. Рвать
и метать.
2 группа. Запишите фразеологизмы по группам:
а) выражающие радость, счастье;
б) выражающие недоумение.
Вон оно что! Воспрянуть духом. Вот так штука! Глазам своим не верю. Как баран на новые ворота. Наверху блаженства. Не укладывается в голове. Подумать только. Развести руками. Ума не приложу. Хорошенькое дело! Скажи на милость. Вот так номер.
3 группа. К данным фразеологизмам подберите синонимичные слова и обороты.
Рукой подать. С первого взгляда. С горем пополам. С первых слов. Засучив рукава. Затаив дыхание. На каждом шагу. Остаться сносом. Опустить руки. Так себе. Черным по белому. Два сапога пара. Мороз по коже.
14. Итог урока
– Что такое фразеологизмы?
– Для чего служат в речи?
– Кто больше? (Приложение 1,
слайд 22)
Выставление оценок (Приложение 1, слайд 23)
15. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 24).