Основные направления проекта "Начальная школа XXI века. Слова с непроверяемым написанием"

Разделы: Начальная школа


Здравствуйте!
Меня зовут Эллина Леонидовна Пестрякова.
Я учитель МОУ лицея № 48 города Краснодара.

Сегодня я хочу познакомить вас с основными направлениями проекта «Начальная школа ХХІ века» и поделиться опытом работы со словами с непроверяемым написанием.

Каждый из нас вправе задать себе вопрос: какова главная цель образования? Учителя начальной школы ответят, что ребёнок должен изучить программу начальной школы и быть готовым к обучению в основном её звене. В отличие от них, преподаватели средней школы озабочены изучением «своего» предмета. Обучение, в котором не планируются конкретные задачи развития ребёнка, не всегда даёт развивающий эффект. Это и определяет существование определённых противоречий в образовании.

Разработчики данного проекта поставили перед собой задачу найти более целесообразный путь устранения противоречий, характерных для начальной школы:

– цели дидактики не соответствуют современным требованиям к образованию младшего школьника. Обучение, в котором специально не планируются конкретные задачи развития, не всегда дает развивающий эффект, т.к. решение проблемы соотношения обучения и развития играет ведущую роль во всестороннем развитии личности школьника. Общая культура, эрудиция ребёнка, способность самостоятельно добывать и применять знания, готовность жить и правильно действовать в изменяющихся жизненных ситуациях, наличие таких качеств, как самостоятельность, инициативность, деловитость, ответственность, готовность к дальнейшему самообразованию, соответствуют (по мнению разработчиков проекта «Начальная школа ХХІ века») современным требованиям к образованию младшего школьника. Здесь важно сохранить индивидуальность ребёнка, поддержку его особенностей, интересов, склонностей, способностей.

противоречие между декларированием принципа индивидуализации образования и ориентировкой его содержания и методики обучения на «среднего» ученика. Устранение этого противоречия (по мнению разработчиков данного проекта) связано с изменением подхода к дифференцированному обучению.

не каждый процесс обучения обеспечивает полноценное развитие готовности ребёнка к самообразованию, осознанию личной ответственности за результаты обучения, овладение умениями самообразования и саморазвития. По мнению разработчиков этого проекта, такое возможно, если у школьника формируют учебную деятельность, т.е. школьников учат учить себя, овладевать умениями самообучения и саморазвития.

Как считает Н.Ф.Виноградова: «Личностно ориентированное обучение – это построение учебного процесса, в котором одинаково заинтересованы и учитель, и ученик; это образование, которое не только учитывает самоценность каждой детской личности, но и прогнозирует индивидуальное развитие ребёнка».
Разрабатывая данный проект, исследовательский коллектив сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования и Российской академии образования посчитали необходимым ответить на следующие вопросы:

– Каковы приоритетные цели обучения в начальной школе?
– Что такое развитие младшего школьника?
– Как нужно строить процесс обучения в первом школьном звене?

Давайте попробуем ответить на них:
Если провести анализ исторического пути развития начальной школы, то становится очевидным, что цели, как компонент методической системы, менее всего подвергались изменениям и корректировкам. Они оставались практически неизменными со времён первых народных школ, когда, обучаясь в начальной школе, ребёнок должен был приобрести умения и навыки чтения и письма, счёта и ориентировки в окружающем мире.
Такая приоритетная цель начального обучения была оправдана, т. к. значительная часть населения на этом завершала свое образование.
Переход школы на семилетнее и десятилетнее образование внёс корректировку в цели обучения, определив их как гармоничное всестороннее развитие личности. Но школа продолжала работать по старинке, формируя предметные знания, умения и навыки.

В настоящее время абсолютно очевидно, что начальная школа должна реализовывать следующие приоритетные цели:

1. Целостное гармоничное развитие школьника; формирование общих способностей и эрудиции в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого.
2. Становление элементарной культуры деятельности, овладение основными компонентами учебной работы: умением принимать учебные задачи, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку.
3. Формирование готовности к самообразованию, определённый уровень познавательной культуры и  интересов учащихся.

Что же такое развитие младшего школьника? Назову самые главные характеристики его развития:

  1. Умение использовать свои знания в нестандартных ситуациях, самостоятельность и инициативность детей в выборе необходимых средств для решения учебной задачи.
  2. Способность добывать знания; определять способ построения учебной задачи, желание выполнять любую задачу творчески.
  3. Стремление осознавать своё незнание, находить причину сделанной ошибки, сравнивать результаты своей деятельности с эталоном.
  4. Высокий уровень психических процессов особенно важных для деятельности учения: воображения, мышления, связной речи.

Чтобы получить такой уровень развития младшего школьника авторы проекта предлагают специальную методику изучения учебных предметов и, что самое важное, – учёт возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста. Они постарались создать такой учебно-методический комплект, который помогает реализовать следующие идеи:

– обучение строится с учетом психологических особенностей и возможностей младшего школьника, его индивидуальности и способностей на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.
– методика изучения каждого учебного предмета ориентируется на общее развитие ребёнка. При этом этот учебно-методический комплект обеспечивает два типа дифференциации обучения:
– разноуровневость всех предлагаемых детям заданий, подобранных по принципу «труднее-легче». Каждый ребёнок получает возможность решить любую задачу, но в разные периоды обучения;
– специальные рабочие тетради по родному языку и математике (для каждого класса) обеспечивают педагогическую поддержку как сильным, так и неуспевающим учащимся, устраняют причины, возникших у неуспевающих школьников трудностей, а для сильных создают условия для их самосовершенствования.

Ученик не бездумно принимает готовый образец или инструкцию учителя, а сам отвечает за свои промахи, успехи, достижения, начинает занимать роль организатора своей деятельности: принимает учебную задачу, анализирует способы её решения, определяет причины ошибок, выдвигает гипотезы.

Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и результативным.

Такой способ дифференциации для массовой начальной школы разработан впервые.

В УМК «Начальная школа ХХІ века» русский язык как самостоятельный предмет изучается во 2-4 классах. Программа знакомит учащихся с основными положениями науки о языке, формирует умения и навыки грамотного письма, развития устной и письменной речи, речевого творчества и интереса к языку.

Учебное пособие С.Ю.Михайловой «Запоминаем слова с непроверяемым написанием» (рабочая тетрадь) направлено на повышение грамотности письма и развитие связной речи. Оно универсально – тетрадь может использоваться с любым учебником по курсу «Русский язык», т.к. подобранный материал соответствует обязательному минимуму содержания начального общего образования по русскому языку.

Словарная работа на уроках русского языка является одним из основных звеньев многогранной работы по развитию речи обучающихся. Но в основном она направлена не на сообщение теоретических основ, а на практические упражнения в связи с изучением грамматики и правописания. Чтобы восполнить этот недостаток необходимо разнообразить словарную работу.

Слово – могучий двигатель мысли, незаменимое средство общения, великий источник вдохновения. И чем богаче словарный запас, тем «богаче» язык.

Словарь для ребёнка должен стать «крупинкой» жизненного счастья; книгой, которая рассказывает о словах просто и понятно:

Словарь – ровесник.
Словарь – друг, помощник.
Рабочая тетрадь – хорошее подспорье в деле повышения грамотности письма и развития связной речи.
Слова в тетради расположены в алфавитном порядке. Задания носят занимательный характер. Здесь и загадки, и песни, и потешки, и викторины. Ведётся серьёзная, кропотливая работа со словом, его значением, произношением, правописанием, связями в словосочетании и предложении.
Например, «Ракета».

На доске изображение ракеты. Тетрадь открыта на странице с заданиями к этому слову.

В первом задании предлагается прочитать стихотворение, подчеркнуть побудительное предложение, ответить на вопрос: «Почему оно так называется?» и дописать предложение: «Ракетой мчится время – это значит, что оно__________».

Во втором задании учащиеся превращают «ракету в карету» и «ракету в ракиту», затем подбирают подходящие прилагательные к существительным ракета, ракетка и выделяют основу в существительных ракета, ракетка.

Третье задание предлагает выбрать правильный ответ и вписать в предложение, записать выделенные словосочетания во множественном числе.

Незнайка полетел в Цветочный город на (ракете, воздушном шаре, самолёте)__________.
На Луну Незнайка полетел на (ракете, воздушном шаре, самолёте)__________.

И ещё об одной интересной форме работы при усвоении словарных слов – этимологический анализ слова – действенное средство повышения грамотности учащихся, более легкого усвоения слов.

Работая над этимологией слова «автомобиль», учащиеся узнают, что это слово происходит от французского слова «отомобиль»: от греческого «аутос» – сам и латинского «мобилис» – подвижный.

Работая со словарными словами, используя загадки, развиваю логическое и образное мышление детей, их внимание, память, творческое воображение.

Детям предлагается отгадать загадку: Само с кулачок, красный бочок. Тронешь пальцем – гладко, а откусишь – сладко.
– на следующем этапе работы учащиеся выбирают лишнее слово из предложенных и объясняют свой выбор.
Морковь, картофель, салат, яблоко, помидор, огурец, капуста.
– от каких существительных из этого задания нельзя образовать множественное число?

Продолжая работать со словом «яблоко», учащиеся подбирают однокоренные слова, определяют, к какой части речи оно относится, разбирают слова по составу.

На следующем этапе проводится фонетический разбор слова.

Изучая это слово, вношу элемент игры. Давайте, попробуем это сделать с вами, уважаемые коллеги.

Слушайте внимательно:

Яблоко, спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
________я пополам разломлю,
________яблоко с другом своим разделю.

Молодцы! Каким еще может быть яблоко? Подберите несколько прилагательных, не повторяя тех, что есть в тексте.
Работая со словарем в кроссвордах, опираюсь на зрительную и слуховую память учащихся, их смекалку, способствую развитию творчества и обогащению словарного запаса.
Разгадывая кроссворд по теме: «Овощи», дети узнают, почему их так назвали и откуда пришли эти названия.
Я читаю загадку, дети записывают отгадку в кроссворд.

1. Он круглый и красный,
Как глаз светофора.
Среди овощей нет сочней… (помидора)

2. Участок земли, на котором растут овощи. (Огород)

3. Щёки красные, нос белый,
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она. (Редис)

4. Юбки свои, накрахмалив до хруста,
Гордо расселась на грядке… (капуста)

5. Лежит меж грядок,
Зелен и сладок. (Огурец)

6. Закончи предложение: Бабушка убрала с огорода последние… (овощи).

7. Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в золе мы испекли,
Ели да хвалили? (Картофель)

Отгадав кроссворд, мы узнали слово, которое будет ключевым сегодня на уроке.
Далее идет работа по тетради.

Вышеназванные виды работы со словарными словами способствуют не только их усвоению, развитию орфографической зоркости, но и развитию интереса к овладению богатством родного языка, изучению его тайн, воспитанию умения видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное, развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся. И в этом случае словарь становится «крупинкой» жизненного счастья ребёнка.
Свое выступление я хочу закончить словами А.С.Пушкина:

Определяйте значения слов…
И вы избавите свет от половины
Его заблуждений. 

Используемая литература:

1. Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа ХХІ века». Москва. Издательский центр «Вентана-Граф». 2007.
2. Н.А.Касаткина. «Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе». Издательство «Учитель». 2003.
3. Е.Синицина. «Умные загадки». Москва. «Лист». 2002.
4. Л.П.Николаева, И.В.Иванова. «Работа со словарными словами». Издательство «Экзамен». Москва. 2008.
5. В.П.Канакина. «Работа над трудными словами». Москва. Просвещение. 1991.
6. Е.М.Елизарова. «К тайнам слова: занимательная лексика». Издательство «Учитель».2008.

Приложение