Цели:
- познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения;
- формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер;
- развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства.
Оборудование урока: магнитофон, аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении Тамары Милашкиной, выставка «Весна в произведениях русских художников», выставка детских рисунков «И распахнем весне сердца…», портрет С.А.Клычкова, портрет С.Рахманинова, портрет Ф.И.Тютчева, таблица с изученными терминами, таблица для словарной работы, таблицы с ритмоблоками.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний
– Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое время
года сейчас в природе? (Весна).
– Какие признаки наступления весны в природе
изобразили знаменитые русские художники на
своих картинах, и вы на своих рисунках?
– Послушайте замечательный романс С.Рахманинова
на стихи Ф.И.Тютчева и ответьте на следующие
вопросы:
– О каком времени года идет речь?
– Какие средства использовал композитор в
музыке для отображения данного времени года? (Мажорный
лад, непрерывное движение звуков мелкими
длительностями, высокий подвижный женский голос
– сопрано).
(Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева) [1].
С.Рахманинов |
Ф.И.Тютчев |
Звучит романс С.Рахманинова на слова
Ф.И.Тютчева в исполнении Тамары Милашкиной.
После прослушивания дети дают ответы на
поставленные вопросы.
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна».
Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков)
(1889–1937,
по др. данным 1940)
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей
Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13
н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье
сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже
"пописывал стишки". Позднее прошел курс
обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908
начинает публиковать свои стихи ("Мужик
поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе"
были опубликованы в альманахе "На распутье"
в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический
факультет Московского университета, учился
вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное
влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии,
где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений
Клычкова "Песни" имевший большой успех у
читателей, критиков, а главное, у мастеров
поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали
Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его
писем этого времени есть такие слова: "Я знаю
теперь, что у меня талант... Только в этом для меня
соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад",
встреченный так же восторженно, как и первый.
Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с
которым продолжалась многие годы. Впоследствии
они были соавторами нескольких произведений –
"Кантаты", киносценария "Зовущие зори"
и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он
призван в армию, служит на Балтике, затем в школе
прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну
поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз
махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков
остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и
не молиться..."). В 1918 выходит поэтический
сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо
Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и
последующие сборники стихов говорят о
плодотворности избранного им
фольклорно-романтического направления.
В 1920-е годы обращается к прозе – романы
"Сахарный немец" (1925); "Чертухинский
балакирь" (1926); "Последний Лель" (1927);
"Серый барин"(1927); "Князь мира" (1928);
последний свой роман он написал в соавторстве с
В.Поповым – "Зажиток" был напечатан в 1934 г.
После гибели С.Есенина активизировалась
кампания нападок на крестьянских поэтов, она не
миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту
поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце,
зажигающем спички") он навлек на себя особое
негодование борцов с "кулацкой
литературой". В 1930 вышла его последняя книжка
стихов "В гостях у журавлей", злобно
встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е
годы выходят его переложения эпических
произведений народов СССР. В сборник избранных
переводов Клычкова "Сараспан" вошли
марийские народные песни, произведения
Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в
октябре того же года) расстрелян. Посмертно
реабилитирован [2].
4. Работа над новым материалом
Первичное восприятие текста
– Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор?
(Чтение стихотворения учителем наизусть).
С.А.Клычков
Сегодня вечером над горкойРанняя весна
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…
Анализ первичного восприятия текста.
– Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?
Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя).
– А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором.
Выборочное чтение.
– Прочитайте строки, в которых говорится о том,
в какое время суток происходит действие.
– От какого лица ведется повествование? Докажите
словами из текста.
– Где рассказчик видит описанную картину?
– Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите).
– Что сказано о ручьях?
– Каким вам представляется пруд? Какой
художественный прием использовал автор?
– Почему петух кричит не вовремя, по мнению
автора?
Словарно-лексическая работа
Частокол – изгородь из заостренных колышков.
– Почему рассказчик слушал, притаясь?
– Как вы считаете, почему стихотворение
заканчивается многоточием?
– Какие художественные приемы использовал автор
в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты,
метафоры, олицетворение).
– Какие чувства передает автор?
– Когда поздно вечером все засыпают, наступает
тишина и покой. Почему же в этом стихотворении
все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает
им уснуть? (Наступление весны.)
– Какое состояние природы нужно передать при
чтении?
5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения
Анализ чтения стихотворения учащимися.
Сольфеджио
6. Мотивация учебной деятельности
– Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм
стихотворения?
Стихотворения помогают услышать ударные и
безударные слоги, осознать протяженность слогов
и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с
помощью нескольких групп длительностей. Из них
складывается ритм стихов и песенок точно так же,
как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти
ритмические группы получили название
РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо
стихотворение для своей новой песни или романса,
он в первую очередь обращает внимание на
мелодику слова (поддаются ли слова распевам),
расставляет ударение ( мы это называем
выделением сильной доли). Затем у него
вырисовывается размер, который становится
основным размером нового романса. И кто знает,
ребята, может быть кто-то из вас станет
композитором и будет писать музыку для песен и
романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио
ваши произведения.
7. Актуализация знаний
– Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом.
На доске таблица с терминами:
Размер | Ритм |
Такт | Тактовая черта |
Затакт | Лад |
Размер – это две цифры, которые
ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает,
сколько долей в такте, а нижняя – какими
длительностями выражены эти доли.
Такт – это расстояние от одной
сильной доли до следующей.
Тактовая черта – это вертикальная
черта, которая ставится поперек нотного стана и
разделяет такты между собой.
Затакт – это неполный такт,
который начинается со слабой доли. Последний
такт при этом тоже неполный, но он начинается с
сильной доли. Если соединить затакт и последний
такт, то получится полный такт.
Ритм – это чередование длинных и
коротких длительностей в произведении.
Лад – это когда звуки ладят между
собой во главе с тоникой.
8. Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна»
– С какой доли начинается первое слово
стихотворения? (Ударение падает на второй слог,
а это значит, что стихотворение начинается из-за
такта.)
– Давайте попробуем поставить ударение в первых
словах каждой строки. Все ли они начинаются с
затакта? (В первом слове каждой строки ударение
падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки
начинается с затакта).
– Какая
длительность находится в затакте? (Восьмая).
– Продирижируйте и подберите размер к данному
стихотворению?
– Сколько тактов будет в каждой строке? (3
такта).
– Рассмотрите карточки с ритмическими
рисунками. Каждая карточка изображает один такт.
Расположите их в нужном порядке.
На доске:
Правильное расположение тактов:
– Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного?
Ритм второй строки отличается последним тактом.
(Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения).
– Проверьте, есть ли строки с одинаковым
ритмическим рисунком? (Первая и третья строка,
вторая и четвертая и т.д.).
– Какое настроение у этого стихотворения?
Веселое, радостное или грустное, печальное? В
каком ладу вы написали бы мелодию к данному
стихотворению? (Мнение детей разделилось).
– Мы пришли к выводу, что мелодию к данному
стихотворению можно написать и в мажоре, и в
миноре.
9. Итог урока
– Что сегодня на уроке вызвало у вас особый
интерес?
С.Клычков писал стихотворения о весне,
С.Рахманинов – музыку, художники изображали
весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии,
музыке и изобразительном искусстве существуют
удивительные возможности, для того, чтобы
высказаться о любви к родной природе.
10. Домашнее задание
- Выучите стихотворение наизусть.
- Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор.
- Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию).
Выставление оценок.
Библиография.
1. http://ru.wikipedia.org
2. http://5ballov.com.ru/b/2/260.html
Приложение 1.
Мелодии, написанные детьми на слова С. Клычкова
«Ранняя весна».
Приложение 2. Детские
рисунки на тему « И распахнем весне сердца…».