Интегрированный урок литературного чтения и сольфеджио. 4-й класс. "С.А. Клычков "Ранняя весна"

Разделы: Музыка, Начальная школа

Класс: 4


Цели:

  • познакомить обучающихся с творчеством С.А.Клычкова, учить анализировать содержание лирического произведения;
  • формировать умение анализировать ритмический рисунок стихотворения и определять его размер;
  • развивать навык правильного и выразительного чтения, речь, чувство ритма, воображение;
  • воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения литературы и искусства.

Оборудование урока: магнитофон, аудиозапись романса С.Рахманинова «Весенние воды» в исполнении Тамары Милашкиной, выставка «Весна в произведениях русских художников», выставка детских рисунков «И распахнем весне сердца…», портрет С.А.Клычкова, портрет С.Рахманинова, портрет Ф.И.Тютчева, таблица с изученными терминами, таблица для словарной работы, таблицы с ритмоблоками.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

– Посмотрите, пожалуйста, в окно. Какое время года сейчас в природе? (Весна).
– Какие признаки наступления весны в природе изобразили знаменитые русские художники на своих картинах, и вы на своих рисунках?
– Послушайте замечательный романс С.Рахманинова на стихи Ф.И.Тютчева и ответьте на следующие вопросы:
– О каком времени года идет речь?
– Какие средства использовал композитор в музыке для отображения данного времени года? (Мажорный лад, непрерывное движение звуков мелкими длительностями, высокий подвижный женский голос – сопрано).

(Показ портретов С.Рахманинова и Ф.И.Тютчева) [1].

С.Рахманинов

С.Рахманинов

Ф.И.Тютчев

Ф.И.Тютчев

Звучит романс С.Рахманинова на слова Ф.И.Тютчева в исполнении Тамары Милашкиной.
После прослушивания дети дают ответы на поставленные вопросы.

3. Сообщение темы и целей урока

– Сегодня на уроке мы рассмотрим, как тема весны представлена в творчестве С.А.Клычкова на примере стихотворения «Ранняя весна».

Сергей Антонович КЛЫЧКОВ (собств. Лешенков)

(1889–1937, по др. данным 1940)
Клычков (настоящая фамилия – Лешенков) Сергей Антонович (1889-1940), поэт, прозаик. Родился 1 июля (13 н.с.) в деревне Дубровке Тверской губернии в семье сапожника. Учился в сельской школе, тогда уже "пописывал стишки". Позднее прошел курс обучения в Москве в училище И.И.Фидлера. В 1906-1908 начинает публиковать свои стихи ("Мужик поднялся", "Вихрь", "Гимн свободе" были опубликованы в альманахе "На распутье" в 1906). В 1908 поступил на историко-филологический факультет Московского университета, учился вместе с С.Соловьевым, оказавшим определенное влияние на Клычкова. В этом же году был в Италии, где познакомился с М.Горьким и А. Луначарским.
В 1911 в Москве вышел первый сборник стихотворений Клычкова "Песни" имевший большой успех у читателей, критиков, а главное, у мастеров поэтического цеха. О поэзии Клычкова писали Н.Гумилев, В.Брюсов, М.Волошин. В одном из его писем этого времени есть такие слова: "Я знаю теперь, что у меня талант... Только в этом для меня соль и значение моей беспутной жизни!"
В 1913 выходит второй сборник "Потаенный сад", встреченный так же восторженно, как и первый. Тогда же он познакомился с С.Есениным, дружба с которым продолжалась многие годы. Впоследствии они были соавторами нескольких произведений – "Кантаты", киносценария "Зовущие зори" и т.д.
Первая мировая война меняет жизнь Клычкова. Он призван в армию, служит на Балтике, затем в школе прапорщиков в Финляндии. В гражданскую войну поэт дважды приговаривался к расстрелу: один раз махновцами, другой раз белыми. Случайно Клычков остался жив.
Революцию встретил с восторгом ("Как не петь и не молиться..."). В 1918 выходит поэтический сборник "Дубравна", в 1919 – "Кольцо Лады", в 1923 – "Гость чудесный". Все эти и последующие сборники стихов говорят о плодотворности избранного им фольклорно-романтического направления.
В 1920-е годы обращается к прозе – романы "Сахарный немец" (1925); "Чертухинский балакирь" (1926); "Последний Лель" (1927); "Серый барин"(1927); "Князь мира" (1928); последний свой роман он написал в соавторстве с В.Поповым – "Зажиток" был напечатан в 1934 г.
После гибели С.Есенина активизировалась кампания нападок на крестьянских поэтов, она не миновала и Клычкова. Своей статьей в защиту поэзии "крестьянкой купницы" ("О зайце, зажигающем спички") он навлек на себя особое негодование борцов с "кулацкой литературой". В 1930 вышла его последняя книжка стихов "В гостях у журавлей", злобно встреченная критикой.
Клычков вынужден был заняться переводами. В 30-е годы выходят его переложения эпических произведений народов СССР. В сборник избранных переводов Клычкова "Сараспан" вошли марийские народные песни, произведения Г.Леонидзе, В.Пшавелы, А.Церетели и др.
В июле 1937 Клычков был арестован и вскоре (в октябре того же года) расстрелян. Посмертно реабилитирован [2].

4. Работа над новым материалом

Первичное восприятие текста

– Подумайте, почему стихотворение названо «Ранняя весна»? Какие признаки наступления весны в природе описывает автор?

(Чтение стихотворения учителем наизусть).

С.А.Клычков

Ранняя весна

Сегодня вечером над горкой
Упали с криками грачи,
И старый сад скороговоркой
Будили в сумраке ручьи.
Церковный пруд в снегу тяжелом
Всю ночь ворочался и пух,
А за соседним частоколом
Кричал не вовремя петух.
Пока весь снег в тумане таял,
Я слушал, притаясь к окну:
В тумане пес протяжно лаял
На запоздавшую луну…

Анализ первичного восприятия текста.

– Что вы почувствовали, когда слушали стихотворение?

Вторичное чтение стихотворения обучающимися (про себя).

– А теперь давайте внимательно прочитаем текст стихотворения и поразмышляем над его содержанием; представим себе картину, описанную автором.

Выборочное чтение.

– Прочитайте строки, в которых говорится о том, в какое время суток происходит действие.
– От какого лица ведется повествование? Докажите словами из текста.
– Где рассказчик видит описанную картину?
– Что он видит? Какие звуки он слышит? (Прочтите).
– Что сказано о ручьях?
– Каким вам представляется пруд? Какой художественный прием использовал автор?
– Почему петух кричит не вовремя, по мнению автора?

Словарно-лексическая работа

Частокол изгородь из заостренных колышков.

– Почему рассказчик слушал, притаясь?
– Как вы считаете, почему стихотворение заканчивается многоточием?
– Какие художественные приемы использовал автор в этом стихотворении? Приведите примеры. (Эпитеты, метафоры, олицетворение).
– Какие чувства передает автор?
– Когда поздно вечером все засыпают, наступает тишина и покой. Почему же в этом стихотворении все персонажи ведут себя беспокойно? Что не дает им уснуть? (Наступление весны.)
– Какое состояние природы нужно передать при чтении?

5. Упражнение в выразительном чтении стихотворения

Анализ чтения стихотворения учащимися.
Сольфеджио

6. Мотивация учебной деятельности

– Как вы думаете, для чего мы изучаем ритм стихотворения?
Стихотворения помогают услышать ударные и безударные слоги, осознать протяженность слогов и их соразмерность. Ритм разных слов передаётся с помощью нескольких групп длительностей. Из них складывается ритм стихов и песенок точно так же, как дом строится из отдельных кирпичиков. Эти ритмические группы получили название РИТМОБЛОКИ. Когда композитор выбирает какое-либо стихотворение для своей новой песни или романса, он в первую очередь обращает внимание на мелодику слова (поддаются ли слова распевам), расставляет ударение ( мы это называем выделением сильной доли). Затем у него вырисовывается размер, который становится основным размером нового романса. И кто знает, ребята, может быть кто-то из вас станет композитором и будет писать музыку для песен и романсов, а я буду исполнять на уроках сольфеджио ваши произведения.

7. Актуализация знаний

– Дайте определение понятиям, которые помогут нам в работе над ритмом.

На доске таблица с терминами:

Размер Ритм
Такт Тактовая черта
Затакт Лад

Размер – это две цифры, которые ставятся после ключа. Верхняя цифра обозначает, сколько долей в такте, а нижняя – какими длительностями выражены эти доли.
Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей.
Тактовая черта – это вертикальная черта, которая ставится поперек нотного стана и разделяет такты между собой.
Затакт – это неполный такт, который начинается со слабой доли. Последний такт при этом тоже неполный, но он начинается с сильной доли. Если соединить затакт и последний такт, то получится полный такт.
Ритм – это чередование длинных и коротких длительностей в произведении.
Лад – это когда звуки ладят между собой во главе с тоникой.

8. Анализ ритма стихотворения С.А.Клычкова «Ранняя весна»

– С какой доли начинается первое слово стихотворения? (Ударение падает на второй слог, а это значит, что стихотворение начинается из-за такта.)
– Давайте попробуем поставить ударение в первых словах каждой строки. Все ли они начинаются с затакта? (В первом слове каждой строки ударение падает на второй слог. Значит, ритм каждой строки начинается с затакта).
– Какая длительность находится в затакте? (Восьмая).
– Продирижируйте и подберите размер к данному стихотворению?
– Сколько тактов будет в каждой строке? (3 такта).
– Рассмотрите карточки с ритмическими рисунками. Каждая карточка изображает один такт. Расположите их в нужном порядке.

На доске:

Правильное расположение тактов:

img3.gif (1369 bytes)

– Проверьте, ритм второй строки такой же или отличается от данного?

Ритм второй строки отличается последним тактом.

(Аналогично проводится работа над ритмом следующих строк стихотворения).

– Проверьте, есть ли строки с одинаковым ритмическим рисунком? (Первая и третья строка, вторая и четвертая и т.д.).
– Какое настроение у этого стихотворения? Веселое, радостное или грустное, печальное? В каком ладу вы написали бы мелодию к данному стихотворению? (Мнение детей разделилось).
– Мы пришли к выводу, что мелодию к данному стихотворению можно написать и в мажоре, и в миноре.

9. Итог урока

– Что сегодня на уроке вызвало у вас особый интерес?
С.Клычков писал стихотворения о весне, С.Рахманинов – музыку, художники изображали весну на своих картинах. Мы увидели, что в поэзии, музыке и изобразительном искусстве существуют удивительные возможности, для того, чтобы высказаться о любви к родной природе.

10. Домашнее задание

  • Выучите стихотворение наизусть.
  • Напишите мелодию к данному стихотворению в одноименных тональностях: Ре мажор – Ре минор.
  • Нарисуйте иллюстрацию к данному произведению (по желанию).

Выставление оценок.

Библиография.

1. http://ru.wikipedia.org
2. http://5ballov.com.ru/b/2/260.html

Приложение 1. Мелодии, написанные детьми на слова С. Клычкова «Ранняя весна».
Приложение 2. Детские рисунки на тему « И распахнем весне сердца…».