Программа: традиционная «Школа России» 1-4
Автор: Плешаков А.А.
Тема: Зона лесов
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: исследовательская экспедиция с элементами практикума.
Форма урока: урок-путешествие
Задачи урока:
- Образовательная: сформировать у учащихся представление о лесной зоне и её частях; познакомить с флорой и фауной зоны лесов через содержание учебного материала.
- Развивающая: способствовать развитию познавательной активности детей, логическому мышлению, речи и общеучебных навыков через организацию самостоятельно-поисковой работы.
- Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, совершенствовать коммуникативные навыки через игровую и групповую деятельность.
Оборудование:
- Учебник Плешакова А.А. «Мир вокруг нас» – 4 класс I ч.
- «Атлас – определитель» Плешакова А.А.
- Энциклопедии
- Карта природных зон
- Гербарии
- Таблицы
- Тесты
- Карточки – отчеты групп экспедиции
- Сигнальные кружки
- Компьютер
- Проектор
- Экран
Структура урока:
Этапы урока |
Виды и формы работы |
Время |
1. Орг. момент | А) посадка Б) мотивационное начало урока |
1’ |
2. Проверка д/з | А) тест (дифференциация по уровню
сложности) Б) взаимопроверка |
4’ |
3. Изучение новой темы | А) выход на тему (стихотворение) Б) определение целей (план) В) релаксация (музыка + игра) Г) самостоятельная групповая работа Д) отчеты групп, оценка работы. Работа в тетради (запись главного, составление схемы) |
30’ |
4. Физкультминутка | 1’ |
|
5. Закрепление | Кроссворд | 4’ |
7. Обобщение | А) подведение итогов Б) рефлексия |
4’ |
8. Дом. задание | Дифференциация (творческое) |
1’ |
Содержание урока
1. Организационный момент
а) Посадка
Вот книжки на столе,
А вот – тетрадки,
Не хочется играть
сегодня в прятки,
И недосуг дуть
на корабль бумажный —
Сегодня у ребят урок
уж больно важный.
Все дети правильно сидят,
Все внимательно глядят,
Каждый хочет получать
Только лишь оценку 5!
б) Мотивационное начало
Поднимите руки те, кто хочет получить 5.
Для этого вам понадобятся знания, полученные на
прошлом уроке.
2. Проверка домашнего задания
а) – По какой природной зоне мы с вами
путешествовали? (Зона тундры)
– Ну, что ж проверим, чье путешествие прошло
не даром и в памяти оставило много
впечатлений и открытий.
– Для этого выполним тест. Каждый возьмите свой
лист. (Приложение 1)
б) – Выполним взаимопроверку. Передайте свою
работу соседу справа. (Приложение
2)
– За каждый правильный ответ 1 балл
– Поднимите руки у кого 5.
– Хорошо, вижу, что наше путешествие по тундре
прошло не зря для большинства ребят из класса.
– Молодцы!
– Тесты в группах соберите исдайте.
– Остальные ребята не переживайте, у вас еще
будет возможность заработать пятерки на
сегодняшнем уроке.
3. Новая тема
а) – Определить тему урока нам поможет
стихотворение. (Приложение 3)
– Послушайте его внимательно. (Слайд
1)
Здравствуй лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою?
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится –
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи:
Ты же видишь, – мы свои!
– О чем это стихотворение? (О лесе)
– Если мы изучаем природные зоны, то как будем
называться тема нашего урока, кто догадался? (Зона
лесов)
– Откроем тетради и запишем число и тему урока.
– Как вы думаете, зачем мы изучаем природные зоны
России? (Ответы детей)
б) – Определить цели урока нам поможет план,
который мы использовали при изучении тундры
(Слайд 2)
(Дети определяют цели по 1, 2 и 3 пунктам плана)
– А вот об экологических проблемах зоны лесов мы
поговорим на следующем уроке.
– Итак, мы должны выяснить географическое
положение зоны лесов, на какие части она делится,
а так же познакомимся с флорой и фауной этой зоны.
– А для этого мы отправимся в экспедицию. В ней
будет участвовать группа географов. Она выяснит
географическое положение зоны лесов. Две группы
ботаников определят, что здесь растет и группа
зоологов узнает, какие животные обитают в этой
зоне.
в) Прежде чем отправиться в экспедицию нужно набраться сил, сосредоточиться и настроиться на работу. (Звучит музыка Штрауса «Сказки венского леса».)
– Встаньте. Ноги поставьте на ширину плеч, руки опустите вдоль тела, закройте глаза.
Представьте, что вы дерево.
Представьте себя сильным могучим дубом,
стройной, тонкой березкой.
Ноги – корни, крепки и устойчивы.
Они прочно уходят в землю,
и вы чувствуете себя уверенно и спокойно.
Тело – ствол – ровен и гибок,
он слегка покачивается, но не ломается.
Ветви – руки – свободно колышутся.
Листья – пальцы – легко «шелестят»,
слегка задевая друг друга.
Крона – голова – чиста и свежа.
Вы прекрасное и могучее дерево,
вы уверены в себе и спокойны.
У вас всё получится.
– Тихонько сели. Приступили к работе.
– Не забывайте правила совместной работы. (Слайд
3)
– Используйте сигнальные значки (Слайд 4)
– У вас 15 минут. Рационально распределите время.
г) Во время изучения теоретического материала группами ботаников и зоологов, группа географов под руководством учителя восполняет практическую работу с картой природных зон.
1) Каким цветом обозначена на карте зона лесов?
2) К югу, от какой зоны расположена зона лесов?
3) Как она расположена на карте?
4) В каком поясе находится?
5) О чем это говорит?
Далее дети работают самостоятельно по
заданиям карточки. (Приложение 4)
Учитель подходит к каждой группе проверяет
выполнение заданий, при необходимости помогает
выбрать самое главное для доклада, отобрать
наглядные пособия (таблицы, гербарии)
д) – Итак, наша экспедиция подходит к концу.
Сейчас каждая группа отчитается о проделанной
работе. Оценивать работу групп будем по данным
критериям (Слайд 5)
Отчёт групп сопровождается появлением слайдов
(Слайды 6, 7, 8).
В тетрадь записывается самое главное из
докладов.
После отчета групп ботаников на доске
составляется схема. (Слайды 9, 10)
Дети анализируют сообщения каждой группы,
учитель подводит итог и выставляет оценку.
– Ну, что ж я могу сказать; все группы поработали
хорошо, с заданиями справились, и каждая группа
внесла свой вклад в изучение природной зоны
лесов.
– А те недочеты, которые были в работе, я надеюсь,
вы учтете в следующий раз.
4. Физкультминутка
А сейчас все дружно встали
Отдохнем на привале.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули
ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно
Помашем – это к нам
Птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
5. Закрепление изученного материала
– А сейчас проверим всем ли понятны выводы экспедиции, а для этого разгадаем кроссворд (Слайд 11)
1. Южнее какой зоны расположена зона
лесов? (Тундра)
2. Как называется часть лесной зоны, где
растут хвойные деревья? (Тайга)
3. Хвойное дерево, которое на зиму
сбрасывает свои иголки? (Лиственница)
4. Лес, где как бы смешались хвойные и
лиственные деревья? (Смешанные)
5. Крупное животное лесной зоны, которого в народе
называют хозяином леса? (Медведь)
6. Дерево с могучим стволом, растущее в
широколиственных лесах? (Дуб)
7. Лесной зверек похожий на белку с пятью темными
полосками на спине? (Бурундук)
– Молодцы, кроссворд разгадан полностью и затруднений не вызвал, значит, тему поняли все.
6. Обобщение
а) – Как вы думаете, достиг ли урок
поставленных целей? Докажите! (Ответы детей)
– Тогда скажите, а в какой природной зоне живем
мы с вами? Докажите. (Ответы детей)
– Молодцы! Справились с заданием. Действительно,
если найти на карте Нижегородскую область, то мы
увидим, что она находится в зоне лесов (Слайд 12)
б) – Природа леса вдохновляет поэтов,
композиторов на прекрасные творения.
– Музыку Штрауса «Сказки венского леса» вы уже
слышали во время релаксации, а закончить урок
хочу отрывком из замечательного стихотворения
И.А. Бунина «Листопад»
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
7. Домашнее задание
– Наш урок окончен, нам осталось только записать домашнее задание:
- С. 98-105 – читать
- Знать определение
- По выбору подготовить сообщение о животном или растении нашего края.