Проект урока по окружающему миру по теме "Крещение Руси". Учебник Плешаков А.А. "Окружающий мир" 4-й класс, - М.: Просвещение, 2009г.

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Тип урока: урок «открытие» новых знаний.

Цели:

  • Показать благотворную роль принятия христианства на Руси нашими далекими предками.
  • Обосновать необходимость и основные причины этого события.
  • Воспитание внимательного отношения к истории родины, формирование умения вырабатывать собственное мнение.

Оборудование: cхемы-опоры:

  • Жизнь древних славян.
  • Государство Древняя Русь.
  • Схема «Сильное государство».
  • Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс, – М.: Просвещение, 2009. 

Этап

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1. Самоопределение к деятельности. Включение учащихся в учебную деятельность.    – Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку окружающего мира. Осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность. Деловой настрой учащихся.
2.
Актуализация знаний.
Воспроизведение знаний, умений, навыков, необходимых для построения переноса старого способа деятельности в новые условия.

 

Ребята, скажите, кто крещен в церкви. Как вы думаете окрестить целый народ – это легко?

Учитель задает вопросы:

– Давайте вспомним схему жизни древних славян, которую составляли на уроке. Как жили древние славяне? (см. Схема «Жизнь древних славян»)

– Как выглядит схема государства Древней Руси? (см. Схема «Государство Древней Руси»)

Дети делятся личными мнениями.

 

 

Учащиеся по схеме называют (вспоминают) основные элементы общинного (племенного) строя древних славян.
– Территории не была жестко ограничена.
– Др. славяне жили племенами (рыболовы, охотники, бортники, земледельцы…)
– Во главе каждого племени стоял вождь, который имел свою дружину.
– У каждого племени были свои боги, духи, которым поклонялось племя (Главный бог Перун, домовые, лешие, русалки…).
– Территория четко ограничена. Появилась граница государства.
–  Др. славяне продолжали жить племенами. Но появились города.
–  Появился  великий князь, который подчинил племенных вождей.
– У великого князя была своя большая дружина, бояре, которые поддерживали власть великого князя, и помогала отражать набеги внешних врагов-кочевников.

Активизация мыслительных процессов: памяти, анализ, синтез, умозаключения учащихся.

3. Постановка учебной задачи. Выявить место и причину затруднения.
Поставить цель урока.
Перед вами две схемы. Сравните, чем отличается государство Древней Руси от жизни древних славян.
И ответьте на вопрос:
Задание: Достаточно ли для создания сильного государства иметь сильную дружину?
– Какие изменения произошли? Почему?

– Что осталось неизменным?

– Как вы думаете, кого это положение не устраивало и почему?

 

Дети находят сходство и различия. (см. выше)

 

 

 

 


– Вера в разных богов (язычество)?

– Великого князя. Он хотел единовластия, объединения всех земель и племен.
– Князь имел сильную дружину, но не имел сильного государства.

Осознание проблемы.
4. Открытие нового знания   – Какое государство можно назвать сильным?
(См. Схема «Сильное государство» рождается на уроке)
Дети называют признаки, с их точки зрения. сильного государства?

Учитель фиксирует ответы и выводит схему.

Чего не хватало великому князю для создания сильного государства: сильной дружины или единой веры?

Расширение границ знаний.

Фиксация решения проблемы.

Ситуация успеха.

5. Первичное закрепление во внешней речи Усвоение новых знаний. Переноса способа деятельности в новую ситуацию. Давайте проверим своё предположение. Любое  государство сильно, когда оно едино. В чем, где должно произойти единение? Как ответил на этот вопрос Великий князь. Великий князь провел обряд крещения. Все подданные приняли христианство. Усвоение новых знаний, озвучивание их во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. Применение способа деятельности в новых условиях. Индивидуальная рефлексия  достижения цели. Создание ситуации успеха. – Какие изменения произошли с принятием христианства на Руси, об это прочитаем в учебнике. Дети читают текст учебника и выписывают в тетрадь изменения, которые произошли с принятием христианства. Предположительно, эти выдержки из учебника должны подтверждать положительное влияние принятия единой веры для создания сильного государства. Хотя могут и насторожить детей тот способ, с помощью которого произошло крещение Руси.
Ответы детей.
– Международные отношения с государствами христианского мира.
– Стала распространяться грамотность, просвещение.
– Начали развиваться ремесла, строительство.
– Рост нравственности, так как новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.
Самостоятельное оперирование новым знанием, Самоконтроль, самооценка.
7. Рефлексия деятельности. Провести рефлексию деятельности всего класса. Подвести итог урока. – Какая была цель урока?

– Как мы работали?

– Что нового узнали на уроке?

– В чем испытывали затруднения?

– Что помогло выйти из затруднения?

– Достигли ли мы цели урока?

Оцените, как вы усвоили учебный материал.
Какую роль сыграло крещение для русичей? Выбери пять верных утверждений.
– Стала распространяться грамотность, просвещение.
– Русичи приняли мусульманство.
– Получило развитие искусство.
– С принятием христианства упал авторитет государства среди христианских стран.
– Начали развиваться ремесла.
–  Толчок к  развитию
строительства.
– Новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей.

Выберите себе домашнее задание:

1) Прочитать дополнительную литературу по христианству.
2) Подготовиться по вопросам учебника.

– Насколько благотворно и необходимо  было для государства крещение Руси.
– Мы думали, сравнивали, учились делать выводы?

– Насколько сложно решать государственные проблемы.

– В нехватке информации.

Дополнительная историческая справка учителя.

– Да. Крещение Руси было необходимым шагом. Без крещения государство не стало бы сильным и единым.

Дети выполняют работу в тетрадях, выписывая номер правильного ответа.

Соотнесение целей урока с результатом деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ каждым учащимся результатов собственной деятельности.