Тип урока: урок «открытие» новых знаний.
Цели:
- Показать благотворную роль принятия христианства на Руси нашими далекими предками.
- Обосновать необходимость и основные причины этого события.
- Воспитание внимательного отношения к истории родины, формирование умения вырабатывать собственное мнение.
Оборудование: cхемы-опоры:
- Жизнь древних славян.
- Государство Древняя Русь.
- Схема «Сильное государство».
- Учебник: Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс, – М.: Просвещение, 2009.
Этап |
Цель |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Результат |
1. Самоопределение к деятельности. | Включение учащихся в учебную деятельность. | – Проверьте, пожалуйста, готовность к уроку окружающего мира. | Осознание внутренней потребности включения в учебную деятельность. | Деловой настрой учащихся. |
2. Актуализация знаний. |
Воспроизведение знаний, умений,
навыков, необходимых для построения переноса
старого способа деятельности в новые условия.
|
Ребята, скажите, кто крещен в церкви. Как
вы думаете окрестить целый народ – это легко? Учитель задает вопросы: – Давайте вспомним схему жизни древних славян, которую составляли на уроке. Как жили древние славяне? (см. Схема «Жизнь древних славян») – Как выглядит схема государства Древней Руси? (см. Схема «Государство Древней Руси») |
Дети делятся личными мнениями.
Учащиеся по схеме называют (вспоминают)
основные элементы общинного (племенного) строя
древних славян. |
Активизация мыслительных процессов: памяти, анализ, синтез, умозаключения учащихся. |
3. Постановка учебной задачи. | Выявить место и причину затруднения. Поставить цель урока. |
Перед вами две схемы. Сравните, чем
отличается государство Древней Руси от жизни
древних славян. И ответьте на вопрос: Задание: Достаточно ли для создания сильного государства иметь сильную дружину? – Какие изменения произошли? Почему? – Что осталось неизменным? – Как вы думаете, кого это положение не устраивало и почему?
|
Дети находят сходство и различия. (см.
выше)
– Великого князя. Он хотел единовластия,
объединения всех земель и племен. |
Осознание проблемы. |
4. Открытие нового знания | – Какое государство можно назвать
сильным? (См. Схема «Сильное государство» рождается на уроке) |
Дети называют признаки, с их точки
зрения. сильного государства? Учитель фиксирует ответы и выводит схему. Чего не хватало великому князю для создания сильного государства: сильной дружины или единой веры? |
Расширение границ знаний. Фиксация решения проблемы. Ситуация успеха. |
|
5. Первичное закрепление во внешней речи | Усвоение новых знаний. Переноса способа деятельности в новую ситуацию. | Давайте проверим своё предположение. Любое государство сильно, когда оно едино. В чем, где должно произойти единение? Как ответил на этот вопрос Великий князь. | Великий князь провел обряд крещения. Все подданные приняли христианство. | Усвоение новых знаний, озвучивание их во внешней речи. |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой. | Применение способа деятельности в новых условиях. Индивидуальная рефлексия достижения цели. Создание ситуации успеха. | – Какие изменения произошли с принятием христианства на Руси, об это прочитаем в учебнике. | Дети читают текст учебника и выписывают
в тетрадь изменения, которые произошли с
принятием христианства. Предположительно,
эти выдержки из учебника должны подтверждать
положительное влияние принятия единой веры для
создания сильного государства. Хотя могут и
насторожить детей тот способ, с помощью которого
произошло крещение Руси. Ответы детей. – Международные отношения с государствами христианского мира. – Стала распространяться грамотность, просвещение. – Начали развиваться ремесла, строительство. – Рост нравственности, так как новая вера учила думать не только о своём благе, но и о благе ближнего, помогала избавиться от злых помыслов, сплачивала и объединяла людей. |
Самостоятельное оперирование новым знанием, Самоконтроль, самооценка. |
7. Рефлексия деятельности. | Провести рефлексию деятельности всего класса. Подвести итог урока. | – Какая была цель урока? – Как мы работали? – Что нового узнали на уроке? – В чем испытывали затруднения? – Что помогло выйти из затруднения? – Достигли ли мы цели урока? Оцените, как вы усвоили учебный материал. Выберите себе домашнее задание: 1) Прочитать дополнительную литературу по
христианству. |
– Насколько благотворно и
необходимо было для государства крещение
Руси. – Мы думали, сравнивали, учились делать выводы? – Насколько сложно решать государственные проблемы. – В нехватке информации. Дополнительная историческая справка учителя. – Да. Крещение Руси было необходимым шагом. Без крещения государство не стало бы сильным и единым. Дети выполняют работу в тетрадях, выписывая номер правильного ответа. |
Соотнесение целей урока с результатом
деятельности.
Анализ каждым учащимся результатов собственной деятельности. |