Информатизация образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, направленных на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательного, образовательного и коррекционного процессов.
В последнее время информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – хороший помощник педагогам в организации воспитательно-образовательной и коррекционной работы.
Под ИКТ обычно понимают электронные носители информации и технические средства по их обработке. Что это такое? Компьютер и компьютерные программы, принтер для печати, сканер для копирования материалов с бумажных носителей, мультимедийный проектор и т.д.
В отличие от обычных технических средств обучения информационно-коммуникационные технологии позволяют не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности, и что очень актуально в дошкольном детстве – умение самостоятельно приобретать новые знания.
На протяжении 15 лет в нашем ДОУ функционируют группы для детей с нарушениями зрения. В настоящее время 50% воспитанников – дети с ограниченными возможностями здоровья (нарушениями зрения), из них 7 детей-инвалидов. Обучение и воспитание слабовидящих детей имеют ряд собственных принципов и особых задач, направленных на восстановление, коррекцию и компенсацию нарушенных и недоразвитых функций глаза, организацию дифференцированного воспитания и обучения.
Как же ИКТ могут помочь педагогу в коррекционно-педагогической работе с дошкольниками с нарушениями зрения? Ответить на этот вопрос мне бы хотелось исходя из собственного опыта и опыта педагогов нашего ДОУ.
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления информационно-стендового материала по коррекции зрения для родителей (сканирование, Интернет; принтер, презентация). Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям (Интернет), знакомство со сценариями праздников, конкурсов и развлечений.
2. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками тифлопедагогов, ученых-тифлологов России и зарубежья. Использование Интернет-ресурсов позволяет сделать образовательный и коррекционный процессы для старших дошкольников информационно емким, зрелищным, комфортным. Интерес для воспитателей представляют электронная версия журнала "Дошкольное воспитание" – https://dob.1sept.ru/, подборка материалов Фестиваля педагогических идей, проводимым Издательским домом "Первое сентября" – https://urok.1sept.ru/, сайты журналов «Дефектология», «Физическое воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и начальной школе».
3. Оформление карт обследования, документации. Компьютер позволяет не писать постоянно карты обследования, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения. Помогает в составлении всевозможных планов, вести индивидуальный дневник ребенка в целом отслеживать динамику развития ребенка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.
4. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий. Внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс коренным образом отразилось на реализации принципа наглядности – одного их основных принципов педагогики. Активное внедрение компьютерных технологий расширяет возможности слабовидящих детей в получении информации, но еще в большей степени создает условия для вербализации обучения, так как мультимедийные технологии используют визуальный и слуховой каналы получения информации и способны сформировать адекватный зрительный образ и стать эффективным средством наглядности в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения.
По сравнению с традиционными формами обучения и коррекции компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
- позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);
- компьютер позволяет ребенку самостоятельно исправить ошибки.
При использовании компьютерных технологий и формировании адекватных представлений об объектах и процессах у воспитанников с нарушениями зрения необходимо учитывать следующие факторы:
1. Состав и структуру нарушенных функций детей.
2. Целевые установки на восприятие и последующее
воспроизведение объектов и процессов.
3. Характерные признаки объектов и процессов,
доступные для восприятия с помощью сохранной
сенсорной системы.
4. Полноту первоначального восприятия, глубину
анализа и синтеза признаков и свойств обучаемых
объектов, их изменений и превращений.
5. Частоту восприятия и воспроизведения
изучаемых объектов и процессов в ходе
познавательной деятельности воспитанников.
Сложная структура нарушений при функциональных расстройствах зрения определяет необходимость проведения планомерной системной коррекционной работы с опорой на сохранные виды восприятия.
Компьютер же предоставляет широкие
возможности использования различных
анализаторных систем в процессе выполнения и
контроля над деятельностью. В частности
визуализация предметов в виде доступных для
ребенка образов позволяет активизировать
компенсаторные механизмы на основе зрительного
восприятия. У дошкольников хорошо развито
непроизвольное внимание и материал,
предъявляемый в ярком, интересном и доступном
для ребенка виде вызывает интерес и обращает на
себя внимание. Это не только ускоряет
запоминание содержания, но и делает его
осмысленным и долговременным.
Компьютерные технологии применяют с целью
коррекции нарушений и общего развития детей с
ОВЗ.
Компьютерные упражнения позволяют моделировать
различные ситуации общения. Дети учатся
преодолевать трудности, контролировать свою
деятельность, оценивать результаты.
Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость, приобщает к сопереживанию.
Занятия на компьютере имеют большое значение для развития произвольной моторики пальцев рук. В процессе выполнения компьютерных заданий им необходимо в соответствии с поставленными задачами научиться нажимать пальцами на определенные клавиши, пользоваться манипулятором «мышь». Кроме того, важным моментом подготовки детей к овладению письмом, является формирование и развитие совместной координированной деятельности зрительного и моторного анализаторов, что с успехом достигается на занятиях с использованием компьютера.
Коррекционные занятия с использованием компьютерных технологий проводятся в компьютерном классе нашего детского сада. Для коррекционной работы с детьми с нарушением зрения были приобретены ПК, обеспечен доступ в Интернет, приобретена обучающая программа «Визус», для уточнения диагноза, измерения остроты зрения, подбора оптической коррекции.
Кроме того, тифлопедагогический и ортоптический кабинет нашего учреждения оснащён компьютерно-игровым комплексом. В детском саду есть мультимедийный проектор, цифровые видеокамера и фотоаппарат. Создаётся медиатека – собрание образовательных и игровых ресурсов. В перспективе стоит приобретение комплекса графических программ – электронных тренажеров «Плеоптика», «Паучок», «Крестики» и других для развития зрительного восприятия.
В соответствии с гигиеническими требованиями к организации учебных занятий с использованием новых информационных технологий, длительность работы с компьютером зависит от индивидуально-возрастных особенностей занимающихся. Для детей 5-6 лет норма не должна превышать 10 минут. Периодичность занятий 2 раза в неделю.
Применение компьютерных технологий в процессе коррекции зрительных нарушений позволяет сочетать коррекционные и развивающие задачи тифлопедагогического воздействия, учитывать закономерности и особенности психического развития дошкольников. Оптимальному решению данных задач способствуют упражнения «ТИР» и «ПОГОНЯ», компьютерные программы «Цветок», «Кленок», «Чибис», «еУе», «Контур». Специальные упражнения по вышеуказанным программам проводятся в период ортоптического лечения в целях подготовки к лечению на синоптофоре и других аппаратах. Это упражнения на совмещение, слияние, накладывание одного изображения на другое; подборка цветного изображения контурному или силуэтному и точное совмещение их; выполнение действий по словесным описаниям в определенной последовательности. Использование в коррекционном процессе компьютерной технологии способствует активизации у детей компенсаторных механизмов на основе сохранных видов восприятия (тактильного и слухового).
Один из удобных и эффективных способов представления информации с помощью компьютерных программ – мультимедийные презентации. Они сочетают в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Основа любой современной презентации – облегчение процесса зрительного восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Формы и место использования презентации (или даже отдельного ее слайда) на занятии зависят, конечно, от содержания этого занятия и цели, которую ставит педагог.
Применение компьютерных слайдовых презентаций в процессе обучения детей с дефектами зрения имеет следующие достоинства:
– осуществление полисенсорного восприятия
материала;
– возможность демонстрации различных объектов с
помощью мультимедийного проектора и
проекционного экрана в многократно увеличенном
виде;
– объединение аудио-, видео- и анимационных
эффектов в единую презентацию способствует
компенсации объема информации, получаемого
детьми из учебной литературы;
– возможность демонстрации объектов более
доступных для восприятия сохранной сенсорной
системе;
– активизация зрительных функций, глазомерных
возможностей ребенка;
– компьютерные презентационные слайд-фильмы
удобно использовать для вывода информации в виде
распечаток крупным шрифтом на принтере в
качестве раздаточного материала для занятий с
дошкольниками.
Использование мультимедийных презентаций позволяют сделать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия. Так, использование мультимедийных презентаций на занятиях по математике, ознакомлении с окружающим миром обеспечивает активность детей при рассматривании, обследовании и зрительном выделении ими признаков и свойств предметов, формируются способы зрительного восприятия, обследования, выделения в предметном мире качественных, количественных и пространственно-временных признаков и свойств, развиваются зрительное внимание и зрительная память.
С помощью мультимедийных презентаций разучиваются с детьми комплексы зрительных гимнастик, упражнений для снятия зрительного утомления. На экране монитора появляются картинки – символы различных упражнений. Дети любят и упражнения, и мультимедиа. "Звездочки", "Рыбка", "Зимний лес" и др. упражнения они выполняют, глядя на экран. Движения глаз детей соответствуют движениям предметов на экране. Диски с презентациями воспитанники получают и для выполнения упражнений дома. В "Рекомендациях" мы помещаем тексты описания выполняемых упражнений, адресовали их родителям, дедушкам и бабушкам для проведения упражнений в целях профилактики и коррекции зрительных нарушений в домашних условиях. Однако, хочется отметить, что использование компьютерных заданий не заменяет привычных коррекционных методов и технологий работы, а является дополнительным, рациональным и удобным источником информации, наглядности, создаёт положительный эмоциональный настрой, мотивирует и ребёнка, и его наставника; тем самым ускоряет процесс достижения положительных результатов в работе.
Таким образом, применение компьютерной техники позволяет оптимизировать коррекционно-педагогический процесс, индивидуализировать обучение детей с нарушениями развития и значительно повысить эффективность любой деятельности.
Кроме того, в процессе замысла, создания новых заданий для коррекционно-развивающих занятий с использованием компьютера и мультимедийного проектора, развиваются и совершенствуются креативные качества педагога, растёт уровень его профессиональной компетентности. Желание взрослого разнообразить деятельность детей, сделать занятия ещё более интересными и познавательными, выводит их на новый виток общения, взаимопонимания, развивает личностные качества детей, способствует отличной автоматизации полученных на занятиях навыков на новом коммуникативном этапе педагогического и коррекционного воздействия. Таким образом, информатизация образования открывает воспитателям и учителям-дефектологам новые пути и средства коррекционно-компенсаторной работы.
Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, которые могут стать мощным техническим средством обучения, коррекции, средством коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.