Чертежные забавы

Разделы: Технология


Над проблемой рациональной организации учебной деятельности учащихся работают все учителя. Чтобы научить учащихся учиться, надо включить их в организованную учебную деятельность, постоянно повышать мотивацию этой деятельности и обучать наиболее рациональным способам ее осуществления. Для этого каждый учитель ищет различные приемы и формы работы с детьми, учитывая особенности предмета, количество учебных часов, индивидуальные особенности каждого учащегося и класса в целом.

Всем известно, что во всякой деятельности человеку нужны знания, сообразительность, находчивость, то есть «смекалка». Одной из основных и самых сложных задач при обучении черчению является развитие у детей этой «смекалки», без которой невозможно развитие творческих способностей, пространственного и логического мышления, то есть умения выполнять разного рода умственные операции, направленные на решение творческих задач. Смекалку можно развить систематическими упражнениями, решением разнообразных задач по черчению. Важной задачей каждого учителя черчения для развития смекалки детей является тренировка воображения учащихся, которое сводится к мысленному созданию новых образов на основе прошлых восприятий, выраженное  в сформированных ранее представлениях.

Одним из способов решения этой сложной задачи является применение занимательности в обучении. Элементы занимательности способны заставить ребенка удивляться, помогают зажечь учащихся, возбудить в них процесс мышления, повысить интерес к предмету, содействуют активизации учебной деятельности и наконец, помогают им лучше овладеть умением читать чертежи. При внимательном изучении литературы по данному вопросу можно найти занимательные задачи почти по всем темам программы курса черчения. Можно отметить книги И. А. Воротникова «Занимательное черчение», И. А. Ройтмана «Элементы технологии и конструирования в машиностроительном черчении», В. А. Гервера «Творчество на уроках черчения», Н. О. Севастопольского «Задания по проецированию», Ю. Н. Бахнова «Внеклассная работа по техническому черчению», В. Рассохина и Н. Целинского «Занимательные задачи по проекционному черчению», С. В. Титова «Занимательные задачи по черчению» и книги других авторов. Кроме этого очень полезно, особенно начинающим учителям черчения, изучать опыт, накопленный другими учителями, преподавателями колледжей и других учебных заведений по применению занимательности в обучении.

Однако чрезмерно злоупотреблять решением занимательных задач нельзя, так как в курсе черчения учащиеся должны получить обширный круг знаний, овладение которым требует от них большой усидчивости и труда. Поэтому учителю необходимо грамотно подойти к использованию занимательности в обучении.
За годы работы в школе у меня накоплен большой опыт использования занимательных задач на уроках и внеурочной деятельности. Все они объединены под общим названием «Чертежные забавы». В данной статье я привожу примеры как разработанных лично занимательных задач, так и заимствованных у вышеуказанных авторов. «Чертежные забавы» я разделила на несколько блоков и применяю по мере необходимости.

Первый блок – «Разминка ума», который очень хорошо развивает воображение и активизирует детей, применяю в начале урока. Это – решение головоломок, не требующих больших затрат времени на уроке. Учащиеся по желанию выходят к доске со своими вариантами решений, за каждый правильный вариант решения они поощряются красным жетоном, что влияет на оценку за урок или серию уроков. Приведу примеры таких головоломок.

1. Какие предметы имеют один такой вид (Рисунок 1).

Рисунок 1

2. Каким может быть вид сверху при заданном виде спереди (Рисунок 2)?

Рисунок 2

3. Выполнить чертеж предмета в трех видах, если известны его главный вид и габариты двух других видов (Рисунок 3).

Рисунок 3

Второй блок занимательных задач – «Вопрос на засыпку» применяю при повторении материала, изученного на предыдущих уроках. Это различные ребусы, кроссворды, задачи на повторение. Предлагаю их детям с использованием мультимедийной системы. Слайды формируются с эффектами анимаций. Кроме заданий предлагаются ответы, которые дети видят на экране после обсуждения (Приложение 1).  

img4.gif (3664 bytes)

Рисунок 4

Третий блок «Реши задачу» применяю, когда на решение задач по той или иной теме отводится достаточное количество времени на уроке. Очень хорошо зарекомендовали себя задачи по построению третьего вида предметов по двум заданным с неопределенностью формы. Эти задачи предполагают вариативность в решении, поэтому детям очень нравятся (Рисунок 4). К этому же блоку относятся задачи по построению аксонометрических проекций и технических рисунков, по выполнению чертежей и эскизов деталей (Приложение 2, слайд 1), задачи на развитие логического мышления (Приложение 2, слайд 2).

Четвертый блок заданий занимательного характера «Графические работы» применяю на начальном этапе обучения черчению или на особо сложных для детей темах, с целью повысить интерес к выполнению работы. Например, при изучении правильных многоугольников, то есть деления окружности на равные части, часто предлагаю детям выполнение чертежей торговых логотипов известных автомобилей зарубежного производства, составление узоров и орнаментов из правильных многоугольников (Приложение 3, слайд 1). При построении сопряжений  чертежи плоских деталей рекомендую заменить контурами зверьков, грибов, овощей, знакомых предметов быта (Приложение 3, слайд 2). При изучении изображений ортогонального чертежа наиболее успешным детям всегда предлагаю задания на восстановление «условно испорченных» чертежей или чертежей, с допущенными на них ошибками (Приложение 3, слайд 3).

Почти всегда в классе находятся ученики, которые быстро и хорошо справляются с графической работой, поэтому, чтобы такие ученики не скучали, предлагаю им занимательную задачу – головоломку на сообразительность, которая дает возможность самому ученику оценить свою ориентировку в пространстве и запас пространственных представлений (Приложение 3, слайд 4). Кроме этого, очень полезны в развитии смекалки упражнения по выполнению наклонных сечений простых геометрических тел, которые учащийся может выполнять приблизительно и на глаз. Письменные задания подобного типа можно заменить тестовым заданием (Приложение 3, слайд 4).

Для того, чтобы учащиеся с интересом ждали урока, активно участвовали во всех его этапах, необходимо чередовать традиционные уроки с нестандартными. Одним из видов нестандартных уроков являются игровые уроки с элементами занимательности. Всем известны уроки – соревнования, уроки – олимпиады, уроки – игры: «Крестики – нолики», «Ромашка», «Кот в мешке», деловые игры и др. Материал для проведения таких уроков у меня сведен в пятый блок – «Игры». Для проведения таких уроков я использую разнообразный дидактический материал. Это и чертежный конструктор из кубиков и параллелепипедов, и полоски бумаги и проволоки для изготовления моделей (Приложение 4, слайд 1), и кроссворды (Приложение 4, слайд 2), и задачи на развитие пространственного и логического мышления (Приложение 4, слайды 3-5).

Применение занимательности на уроках, во внеурочное время, оформление стендов «Занимательное черчение» поможет учителю достичь поставленной цели – развитие у детей смекалки, пространственного и логического мышления, а значит способность к успешному решению творческих задач.