Характеристика темы: данный урок из цикла «Россия – Родина моя», по теме: «Влияние музыки на человека» (тема полугодия «Преобразующая сила музыки»). Он ориентирует учащихся на закрепление имеющихся знаний, полученных на предыдущих уроках, по другим предметам и изучение нового материала. Тема имеет важное значение для всестороннего развития учащихся, так как развивает аналитические способности, творческое мышление, воображение, раскрывает чувственную сферу, способствует успешности детей.
Система целей:
Общедидактическая цель.
- Создать условия для эффективного изучения нового материала по теме: ««Влияние музыки на человека», при опоре на имеющиеся знания, используя методы и приёмы «Педагогики искусства».
Триединая дидактическая цель:
- Воспитательный аспект: способствовать раскрытию патриотических чувств учащихся и проявлению эмоционального отклика на произведения разных видов искусств (музыка, живопись, литература)
- Развивающий аспект: способствовать развитию музыкальных и творческих способностей детей: развивать общеучебные умения, учить вслушиваться и образно представлять содержание музыкального произведения, переводя его в другую модальность, осуществлять сравнительный анализ музыкальных фрагментов и выходить на диалог с автором.
- Обучающий аспект: расширить и закрепить знания о музыке советских и литовских композиторов, познакомить с приёмами «Ассоциативный ряд», « Визуализация», «Переинтонирование», «Прочтение картины».
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и совершенствование знаний, умений и навыков).
Жанр урока: тематический.
Вид урока: урок-образ (урок-прогулка)
Формы организации учебно-познавательной деятельности учащихся:
- фронтальная
- индивидуальная
Методы обучения:
- репродуктивный
- наглядно-слуховой
- моделирование художественно-творческого процесса
- метод погружения
- интонационный анализ
Приёмы обучения:
- ассоциативный ряд
- визуализация (перевод в другую модальность)
- переинтонирование
- прочтение картины
- сравнительный анализ
Структура и план урока:
№ п/п |
Этапы урока |
Дидактические цели |
|
1 | Организационно-мотивационный. | Обеспечить мотивацию и создать условия для принятия учащимися целей урока. | |
2 | Актуализация опорных знаний при изучении нового материала. | Совершенствовать вокально-хоровых навыков при исполнении песен. Формирование знаний о советской и литовской музыке. Знакомство с новыми приёмами интонирования. | |
3 | Развитие музыкальных способностей и творчества. | Вырабатывать у детей умение слушать друг друга, эмоционально откликаться на звучащую музыку, уметь высказывать собственное мнение. | |
4 | Подведение итогов урока. | Сформулировать выводы. Проверить эмоциональный настрой учащихся. | |
№ п/п |
План урока |
Художественный фрагмент |
Используемые приёмы и методы |
1 | Пролог | «Журавли»Я.Френкель,Р.Гамзатов | Ассоциативный ряд, погружение |
2 | Завязка | «Отъезд» 1 ч. из симфонической сюиты «Зимний костёр» С.С. Прокофьева | Визуализация, переинтонирование, моделирование худож.-творч. прцесса |
3 | Развитие | «Апофеоз войны» В.Верещагин | Прочтение картины, интонационный анализ |
4 | Кульминация | «В путь» В.Лаурушас | Перевод в другую модальность, сравнительный анализ |
5 | Развязка | «Кровинки» М. Савицкий | Наглядно-слуховой |
6 | Эпилог | «Дорога добра» М.Минков, Ю.Энтин. | Репродуктивный |
Принципы обучения: тематизм, научность, интеграция, доступность, наглядность, эмоциональность, художественная образность.
Средства обучения: рабочий лист, фонотека (диск), фонохрестоматия и нотные сборники, портреты композиторов, репродукции картин, ТСО (звуковоспроизводящая аппаратура (ПК с колонками, музыкальный инструмент)
Система контроля:
- контроль учителя
- самооценка эмоционального состояния детей
Оформление доски включает название темы, эпиграф. Иллюстративным материалом являются портреты композиторов и репродукция картины.
Раздаточный материал – рабочий лист (см. Приложение)
ХОД УРОКА
Кисть, которую водит художник, должна обмакиваться в разум…
И.Винкельман, нем. археолог XVIIIв.
Учитель: Здравствуйте, дорогие друзья! Скажите мне, пожалуйста, какое очень важное событие для всей нашей страны, для всех наших людей мы будем отмечать в мае 2010 года?
Дети: 65-летие победы в Великой
Отечественной войне.
У. Конечно, и в преддверии этой
знаменательной даты мне бы хотелось с вами
поговорить о том, как и чем в памяти людей
осталась война. Поэтому тема нашего урока звучит
так: «ЭХО прошедшей войны». В качестве эпиграфа я
вам предлагаю слова немецкого археолога XVIII в.
И.Винкельмана «Кисть, которую водит художник,
должна обмакиваться в разум…». Это значит, что
урок у нас будет не обычный, а творческий. Мы
научимся творчески мыслить и попробуем
сегодня стать свободными художниками.
Чтобы нам было удобнее настроиться и вести
разговор, я приготовила для вас рабочие листы с
вопросами, основными понятиями и текстом песен.
В них вы можете записывать названия
произведений, свои интересные мысли и
размышления.
А начнём мы наш урок с исполнения песни «Журавли»
сл. Расула Гамзатова, муз. Яна Френкеля. (пение под
фонограмму или под аккомпанемент учителя. Начало
1 куплета и конец 2 куплета поёт учитель).
Постараемся при пении передать содержание и
характер песни.
У. Молодцы, у нас замечательно получилось. А что для вас значит война? Какие у вас ассоциации с этим словом? (Игра «Ассоциативный ряд»).
Д. Танки, взрывы, страх, ужас, смерть, кровь и т.д. (дети говорят хотя бы по слову).
У. обобщает высказывания детей и
подводит итог игре. (Одобрение любого
высказывания детей. Привлечение внимания к
необычным, оригинальным высказываниям).
Действительно, война – это разрушение
человеческих взаимоотношений, желание показать
силу порабощения, неумение договориться.
Сегодня мы совершим ПРОГУЛКУ в середину
прошлого, XX века, и помогут нам в этом разные виды
искусства, а именно, музыка, живопись и
литература.
А что для вас значит слово дорога? (Игра
«Ассоциативный ряд»)
Д. Движение, путешествие, поезд, возвращение домой и т.д.
У. Замечательные, необычные ассоциации вы находите. Давайте попробуем нарисовать музыку, то настроение, которое в ней заложено. Для этого существуют 3 ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛА:
- Рисуем, пока звучит музыка, т. к. мы рисуем музыку.
- Рисуем всё, что навевает нам музыка, т. к. нет правильных и неправильных рисунков и ответов.
- Рассказываем по своим рисункам о том, что услышали в музыке.
– Вы принимаете эти правила? Замечательно, я включаю музыку.
Звучит «Отъезд» С.С. Прокофьева из
симфонической сюиты «Зимний костёр».
(Произведение не называется. Дети рисуют музыку).
Минутка осмысления.
Учитель совместно с детьми проводит анализ
рисунков. Дети рассказывают о том, что
нарисовали, отвечают на вопросы:
– Понравилась ли музыка? Какое настроение,
интонации? Изобразим жестом, движением (сделаем
видимым интонационный смысл). А кто озвучит это
настроение на ф-но? (переинтонируем)
– Если представить, что эта музыка выражает
образы людей, то какого возраста?
Д. Образы детей, подростков.
– А какого цвета эта музыка?
Д. Светлая, розовая, голубая, золотистая,
и т.д.
– А какое время года?
Д. Зима.
– Есть ли в музыке изобразительные интонации?
Д. Гудок паровоза, стук колёс.
У. Верно, музыка очень образна и
выразительна и программна. Её содержание
композитор передал в предпосланных стихах
С.Я.Маршака
Хочет каждый из ребят
Сесть к окну поближе,
По углам торчком стоят
Смазанные лыжи.
Плавно тронул паровоз,
Город, до свиданья!
Проезжают без колёс
За окошком здания.
Вот и кончились дома.
В окнах просветлело.
Подмосковная зима
Блещет гладью белой.
– Как вы думаете, кто из композиторов так юно смотрел на мир и мог создать это произведение? Это старинный, русский или советский композитор?
Д. С.С.Прокофьев
У. Верно. И называется это произведение
«Отъезд» из симфонической сюиты «Зимний костёр».
(Учитель вешает на доску портрет С.С.Прокофьева. Можете подписать название и автора на рабочем листе в пункте 2.)
У. Как вы думаете, почему эта музыка оставляет в душе очень светлое созидательное чувство, даже чувствуется дыхание свежего зимнего ветра?
Д. Потому, что она правдива.
У. А при чём же здесь война?
Д. Это воплощение предвоенной безмятежной жизни, юной и беззаботной.
У. А теперь обратимся к картине
Василия Верещагина «Апофеоз войны» (Приложение
1, рис.1). Вас не удивляет, что у нас на
доске картина не про войну? Или я ошибаюсь?
Постараемся прочесть её. Именно прочесть, т. к.
если просто посмотреть на картину, то это значит
не почувствовать, не понять, не задуматься. А вы
помните наш эпиграф? (Обращаюсь к эпиграфу на
доске). Обратим внимание на все детали картины,
даже самые мелкие.
План анализа у вас в рабочих листах, пункт 3.
– Нравится или не нравится картина?
- Название
– Какое странное название, не правда ли?
Апофеоз (апогей) – высшая точка напряжения, взлёт, восторг.
– Что такое война мы уже говорили, называя ассоциации. Почему художник сопоставил эти такие контрастные понятия? Постараемся понять дальше.
- Контрасты и тождества.
– Самый яркий контраст живого (ворон) и мёртвого (пустыня, деревья, выжженный город, груда черепов)
- Особенности интонаций.
– Чтобы понять заложенные в картине интонации обратите внимание на выражения черепов. Они кричат, выражают боль, страх, ужас, дикий хохот. Над чем они смеются? Может быть над нами?
- Знаки – символы. Какие символы вы видите на картине?
– Ворон – птица, которая питается падалью, умершими. Черепа, их дикий хохот – символ смерти. Гора черепов в форме пирамиды – символ вечности. Выжженная пустыня, жаркий знойный воздух – вызывают ощущения пустоты, заброшенности, одиночества.
- Где взгляд автора? В картине или за ней?
– Взгляд автора за картиной. Он смотрит прямо, а
солнечный свет падает слева. Тень от горы
напоминает указание пальцем. Может это
отпечаток, память, своеобразное продолжение.
– Что хотел сказать автор?
ВЫВОД: Люди – опомнитесь! Никто не выигрывает в войне, даже победитель. Все мы проигравшие, потеряв столько человеческих жизней и сохранив во многих поколениях эту боль.
- Стиль картины.
Плакатная живопись, живопись назидательная.
– А теперь снова в путь. Случается так, что многие люди при жизни не находят понимания и посылают письма в будущее, может быть нам с вами. Чтобы мы остановились, прочли и поняли его. Человек ищет того, кому сможет довериться. Перед нами такое письмо. Слушайте и рисуйте очень внимательно от начала и до конца, не прерываясь ни на одно слово, не пропуская ни одной детали из жизни этого человека. Обратите внимание на то, «как», с каким чувством говорит автор письма (Кто совсем-совсем не хочет рисовать, то опишите музыку словами).
Звучит пьеса «В путь» Витаутаса Лаурушаса
Минутка осмысления.
Учитель вместе с детьми проводит анализ
рисунков.
У. Написал это произведение современный литовский композитор Витаутас Лаурушас. Называется оно «В путь». Конечно, вы услышали звукоизобразительные элементы в исполнении народных литовских инструментов. Обратите внимание на пункт 4 в рабочем листе. Но музыка совершенно отличается от 1-го произведения. Это видно по цвету, по ритму ваших рисунков. Только ли поездку на поезде нарисовал автор?
Ответы детей.
У. Это произведение о первых днях
войны. В одном из вагонов этого поезда ехал сам
будущий автор. Он не просто путешествовал, а
эвакуировался из Литвы во время наступления
немецких захватчиков. Как резко звучит
паровозный гудок, лихорадочно стучит испуганное
сердце, словно диктует: «Бежать, бежать,
бежать...». А в средней части пьесы мы слышим и
ощущаем ту растерянность и ужас, с которым во
время бомбёжки поезда все разбегаются по лесу и
пытаются спрятаться. На сколько сильным было это
угнетающее чувство, что спустя много лет после
войны, будучи взрослым, композитор создаёт такую
музыку. И тот тихий, надрывный гудок,
заканчивающий произведение, навсегда остаётся в
памяти.
Хочу обратить ваше внимание на картину художника
Михаила Савицкого «Кровинки» (Приложение
1, рис. 2). Может быть, точно так же
Витаутас Лаурушас убегал от войны и в памяти
маленького ребёнка на всю жизнь остался страх и
безысходность как в глазах этих детей –
маленьких кровинок человечества.
А теперь, попрошу вас оценить своё эмоциональное
состояние на уроке, используя пункт 5 рабочего
листа.
Я постараюсь вам передать СВОЁ эмоциональное
состояние. Читаю свои стихи.
Мне везёт на хороших людей.
Верю, их очень много.
Каждый хочет себя понять
И шагает своей дорогой.
Как найти её, самую нужную,
Верную, чтоб не впросак.
И ступать нужно так осторожно,
Чтоб другому не помешать.
А иные идут без оглядки,
Топчут всё на своём пути.
И, в итоге, своими руками
Изуродуют свою жизнь.
Взять бы звёздочку невесомую,
Чтоб светила в дальнем пути.
По дороге жизни, неведомой,
Очень трудно порой идти.
– Подводя итог нашей встрече, я хочу вас спросить: что же нужно делать или не делать, чтобы не было войны, чтобы нам всем не приходилось читать такие тяжёлые письма, и, вновь и вновь, испытывать боль потерь и сожалений?
Ответы детей.
У. Да, видимо, люди, которые
развязывают и ведут войны, выбрали в жизни не ту
дорогу. И если в каждом из нас будут жить любовь,
разум и человечность, то мир не рухнет, по крайней
мере, от наших человеческих рук!
Я благодарю всех вас за творческую работу и
предлагаю закончить наш урок песней «Дорога
добра» муз. М.Минкова, сл. Ю.Энтина.
А в качестве домашнего задания –
выучить слова этой песни и исполнить её на
следующем уроке.