Значение воды на Земле

Разделы: Начальная школа


Тема. Значение воды на Земле.

Цели.

  • Подвести детей к выводу, что вода одно из важнейших условий возникновения и поддержания жизни на Земле.
  • Расширить представления детей о значении воды на Земле, где она бывает.
  • Развивать интерес к изучению «Окружающего мира», любознательность, речь, коммуникативные навыки.
  • Воспитывать бережное отношение к воде. 

Оборудование. Проектор;  фильм «Экологический альманах»; на каждом столе  стаканы с пресной и солёной водой; глобус; две веточки от комнатных растений (одна срезанная накануне, другая свежесрезанная); диск «Звуки природы»

ХОД УРОКА

І. Организационный момент

После звонка под звуки природы дети проходят на рабочие места.
– Что вы услышали? (Журчание воды, пение птиц,, шум листвы…)
– А как это назвать одним словом? (Природа)
– Писатель Михаил Пришвин  писал : «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять – их надо открывать и показывать».
И мы с вами продолжим исследование окружающего мира. (Приложение 1. Слайд 1)

ІІ. Введение в тему урока

 – Закончите предложения:

Земля –  …  (планета)
Солнце – … (звезда)
Луна –  …  (спутник Земли)
– Чем отличается Земля от других планет? (На  ней  есть жизнь)
– Какие условия необходимые для жизни есть на Земле?
(Приложение 1. Слайд 2 «Условия необходимые для жизни»)
Воздух
вода
свет
тепло
– Прочитайте загадки на стр. 12. Отгадайте их.

Не конь, а бежит,
Не лес, а шумит.
(Река)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадёт,
И никуда я не пойду,
Покуда он идёт.
(Дождь)

В тихую погоду нет нас нигде,
А ветер подует – бежим по воде.
(Волны)

– Что общего в отгадках? (Говорится о воде)

– И тема нашего урока «Значение воды на Земле». Попробуем разобраться, так ли она важна для нас.
– Где нужна вода?  (Для приготовления пищи, для ухода за животными, для растений, для промышленных нужд, для отдыха…)
– Посмотрите на эти две веточки. Они от одного комнатного растения. Но одну я срезала вчера, а вторую сегодня. Что вы можете о них сказать? (Одна завяла, потому что была не в воде, а другая ещё нет)

Вывод. Вода необходима для жизни растений.

– Как вы думаете, долго ли человек может прожить без воды? (Предположения детей)

– Всему живому необходима вода и человеку в том числе. Без пищи человек может прожить несколько месяцев. А без воды он погибает на 3-й – 4-й день. Ведь его тело состоит на 63% из воды.

ІІІ. Исследование

– Посмотрите на глобус, чего больше на Земле воды или суши? (Большая часть глобуса окрашена в голубой цвет, значит воды больше)
Воды на Земле очень много.  Она занимает 3/4? Земли. Но её всё равно не хватает и людям, и животным, и растениям. (Приложение 1. Слайд 3 «Соотношение воды и суши»)

В Африке и в Азии есть огромные пространства, лишённые воды – пустыни.
Целая страна Алжир живёт на привозной воде. Около 3 миллиардов человек Земного шара испытывают недостаток в чистой питьевой воде.
Нам предстоит узнать почему же люди испытывают недостаток в чистой питьевой воде.
– Как вы думаете, почему же не хватает питьевой воды?

Практическая работа

На каждом столе по 2 стакана с водой. В одном стакане пресная вода, а в другом – солёная.
– Посмотрите на воду в стаканах. Какая она? (Прозрачная, бесцветная, без запаха)
– А теперь попробуйте её на вкус. Что можете сказать? (В одном стакане вода пресная, а в другом солёная)
– А  какая вода необходима человеку, животным, растениям? (Пресная)

Физминутка

– Перечислите, где встречается вода. (Слайд 4 «Водоёмы»)

  • Океаны
  • Моря
  • Озёра
  • Реки
  • Родники
  • Болота

 – Какое общее название у них есть? (Водоёмы)
– А как можно разделить всё это на две группы? (Пресные водоёмы, солёные водоёмы)
(Приложение 1. Слайд 5 «Пресные водоёмы. Солёные водоёмы»)

Пресные водоёмы

Солёные водоёмы

океан
море
озеро

река
родник
болото
озеро

 – Посмотрите на глобус. Где больше всего  воды? (в океанах и морях)

Вывод. На Земле больше солёной воды. Пресной воды очень мало. А человеку, животным и растениям нужна пресная вода.
– Человек за год только в процессе  питания использует 60 тонн воды. А 300 тонн воды идёт для удовлетворения других его потребностей.
А  именно пресной воды, необходимой для всего живого очень и очень мало по сравнению с солёной водой. 3% пресной воды на Земле. А чистой питьевой воды становится всё меньше и меньше.
Приложение 1. Слайд 6 «Соотношение пресной и солёной воды».

 – Как вы  думаете, почему? (Загрязняют люди, заводы, фабрики)

ІV. Экология воды

– Заводы и фабрики сливают в реки и озёра грязную воду, в которой содержится много вредных веществ. Посмотрите фильм, подумайте, какую угрозу человеку, природе несёт такое использование воды.

Демонстрируется фрагмент фильма из «Экологического альманаха» о загрязнении водоёмов. После просмотра дети делятся впечатлениями.

– Чтобы этих веществ в водоёмах было как можно меньше, строят специальные очистные сооружения. В них вода проходит через различные фильтры. Но есть предприятия, которые используют одну и ту же воду – очищают её и снова используют.

V. Работа  с учебником. Стр 14 – 15

– Мы с вами были на экскурсии на Енисее. Похожа ли  природа нашего водоёма на ту, которая изображена на страницах учебника? (В учебнике – море или океан, потому что нет вблизи суши, киты и дельфины живут в морях и океанах, айсберги с пингвинами указывают на то, что это место океана вблизи с Антарктидой)
– Какие животные добывают пищу в воде? (Киты, морские котики, моржи, пингвины…)
– Какими продуктами морей и рек пользуются люди? (Рыба, кальмары, креветки, морская капуста…)
– Почему древний человек всегда селился на берегу реки, около озера, около моря?

Приложение 1. Слайд 7

  • Вода нужна для бытовых нужд;
  • Для содержания животных;
  • Для получения продуктов питания;
  • Вода  – дорога, путь передвижения и перевозки грузов.
  • Водоёмы – место отдыха людей.

VІ. Итог урока. Рефлексия

– Прочитайте отрывок из стихотворения.

Приложение 1. Слайд 8

Человек, запомни навсегда:
Символ жизни на Земле – вода!
Экономь её и береги!
Мы ведь на планете не одни!

 – Как вы можете помочь сберечь воду? (Закрывать кран, чтобы не капало; не бросать в реку и озера мусор…)

– Что понравилось на уроке?
– Что вас удивило?
– Что считаете самым важным?