Учитель “обязан дать упражнение из устной речи детей и руководить этими упражнениями и при том дать такие упражнения,
которые возбуждают мысль ребёнка и вызывают желание выразить эту мысль в слове”. (К.Д.Ушинский)
Актуальность проблемы
Развитие речи - актуальная задача обучения в начальной школе, где закладываются основы будущей личности человека, ведь речь – основа всякой умственной и практической деятельности, средство человеческого общения. Поскольку воспитание всесторонне развитой личности невозможно без совершенствования такого важнейшего инструмента познания и мышления, как речь, развитие речи учащихся в настоящее время - одна из основных задач школьного образования, и, в первую очередь, её начального звена.
Главным условием развития речи младшего школьника является разнообразие методов и приёмов обучения грамоте учащихся на уроках гуманитарного цикла, и их умелое применение учителем.
Цель мастер-класса
Знакомство с авторскими наработками педагога. Освоение и отработка практических умений.
Задачи
- Передача педагогом-мастером своего опыта, форм, методов, приёмов педагогической деятельности.
- Создание условий для развития профессионализма его участников на основе рефлексии собственного педагогического мастерства, обмен опытом работы.
- Совместная отработка методических приёмов педагога – мастера, приёмов решения проблемы поставленной в программе мастер-класса.
Содержание занятия
(Методы, приёмы и формы)
Нормы произношения и ударения (орфоэпия).
Система работы по развитию речи осуществляется с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений, самостоятельной работы учащихся в форме разнообразных упражнений.
Словарная работа
Приёмы разнообразны: раскрытие значения путём показа предмета, использование толкового словаря, синонимизация, морфологический анализ, использование контекста, некоторые элементы этимологического анализа, работа с фразеологическими оборотами, антонимами, и др.
Синтаксис и стилистика
Словосочетание (ошибки в согласовании и управлении)
Составление словосочетаний, включение словосочетаний в предложение, правильное употребление предлогов с падежными формами существительных.
Предложение
- Распространение предложений
- Построение разнообразных типов предложений в соответствии с законами синтаксиса, с литературной нормой, добиваясь их точности и выразительности.
- Упражнения на основе образца, конструктивные и творческие.
Связная речь
В форме диалога, пресс-конференции.
Редактирование данных учителем текстов, сочинение загадок и стихов, демонстрация приёмов, способствующих речевой креативности.
Рефлексия
Произносительная культура речи
“Профессиональные заморочки”
Комментарий учителя: в русском литературном языке существуют определенные нормы произношения и ударения, а также интонация в предложении. Совокупность этих норм принято называть орфоэпией.
Воспитание культуры устной речи составляет одно из направлений в общей системе по развитию речи, осуществляется оно с помощью методов наблюдения и анализа языковых явлений (в данном случае фонетических), с основными правилами литературного произношения дети знакомятся при изучении морфологии. Стимул в работе в этом направлении часто возникает в результате общения с людьми, обладающими правильной, красивой речью или умеющими выразительно читать художественные произведения. Поэтому эффективно использовать приём подражания образцам речи, в частности преподавателя.
Игра “По секрету всему свету”
Дети встают цепочкой и проговаривают чистоговорку шёпотом друг другу. Последний ученик в группе произносит её вслух.
Комментарий учителя: Дети стараются произнести чистоговорку правильно, ведь от каждого из них зависит то, в каком виде дойдёт она до последнего ученика.
Работа со словом
Игра “Пойми меня”
Один ребёнок встаёт лицом к классу. На доске появляется слово (это может быть слово из словаря, фразеологический оборот, и т.д.) Дети объясняют его значение, ребёнок должен произнести это слово. Одновременно идёт работа с толковым словарём (книга или на компьютере). Один ученик определяет лексическое значение в контексте. (Карточка с предложением)
Комментарий учителя: Обогащение словарного запаса осуществляется двумя путями: овладение значением новых слов и раскрытие богатства лексических значений слова. Эффективным приёмом раскрытия значения слова является использование толкового словаря.
Такой приём в форме игры позволяет детям использовать имеющийся словарный запас, активизирует внимание и умственную активность, развивает коммуникативные навыки.
Игра-ассоциация “Словесная цепочка”
Детям в группах даётся слово и они должны продолжить словесный ряд, используя слова по ассоциации. Учитель спрашивает: “Что ты представляешь себе, когда слышишь это слово?” Например, “ сказка”, следующий ребёнок называет “герои”, “волшебство”…
Можно сузить тему: крылатые одушевлённые слова, круглые неодушевлённые слова, пословицы и поговорки о труде и т.д.
Комментарий учителя:
Такой тренажёр развивает мыслительную активность детей, развивает такое важное умение, как умение слушать друг друга, учиться друг у друга, пополняя тем самым свой словарный запас.
Синонимы
Работа с синонимами направлена на расширение пассивного словаря детей за счёт новых, ранее неизвестных учащимися слов и перевода их из пассивного в активный словарь.
Один речевой тренажёр помогает детям усвоить следующий признак синонимов: синонимы обозначают одно и тоже понятие, различаются оттенками значений или употребления в речи; второй – синонимы - это разнозвучащие слова; третий - синонимами могут быть лишь слова, относящиеся к одной части речи.
Комментарий учителя: такие задания помогают обогатить словарный запас путём подбора близких по смыслу слов и усвоить основные признаки синонимов.
Работа над словосочетанием и предложением
“Словесный ручеёк”
Дети распространяют предложение по принципу “снежного кома”. Можно предложить детям слово или словосочетание, или простое нераспространенное предложение.
Комментарий учителя: Этот приём побуждает детей к выбору оптимального решения поставленной перед ними задачи, помогает предотвратить такие ошибки, как бедность и однообразие синтаксических конструкций.
“Помоги Алёнке собрать яблочки”
Эта игра помогает детям отличать словосочетание от предложения, учиться находить словосочетания, для понимания детьми внутренних связей в предложении. Это поможет им в дальнейшем ориентироваться в структуре предложения и, следовательно, правильно расставлять знаки препинания.
(Щелчок мышкой по яблочку поможет определить правильность выполнения задания. При неверном ответе яблочко падает вниз, при верном - яблочко можно положить в корзинку).
“Помоги мышке убежать от кошки”
Такая работа помогает поработать над словосочетаниями, в которых дети допускают речевые ошибки (в управлении).
(Щелчок мышкой по мышонку при верном ответе - мышонок убегает).
“Угадай-ка”, “Доска объявлений”
Дети получают карточку с изображением животного или просто с названием любого предмета, описывают словами данный предмет. Остальные ребята называют предмет. Чем быстрее слушатели отгадывают, тем лучше справились с работой те, кто загадывал.
Комментарий учителя: Приём словесного описания активизирует словарный запас, предотвращая ошибки, связанные с нарушением лексической сочетаемости.
“Рифмовальщик”
По данному началу стихотворения сочинить своё продолжение.
Комментарий учителя: такая работа очень нравится детям. Творческая работа не предполагает образца. Умение строить предложения в свободных условиях свидетельствует о сформированности речи. Такие упражнения очень ценны для развития речи мл. шк.
Демонстрация приёмов, способствующих формированию речевой креативности мл. шк.
Детям предлагаются следующие задания: написать небольшое сочинение “О чём подумала оценка 2, поставленная в дневник ученику”,
“Размышление классной доски 1 сентября”
Придумать другой конец известной сказки, например “Колобок”, по своему желанию.
Или такое задание: оставить в тексте только существительные, или описать начало урока, используя только глаголы.
Комментарий учителя: такие задания позволяют учить детей мыслить творчески, нешаблонно. Для активизации деятельности использовала нестандартные задания.
Работа над устной научной речью
Работа в парах, в форме интервью, или в форме пресс-конференции, когда к доске выходят 3-4 человека, а все остальные дети задают вопросы по изученной теме.
Работу над правилом организую следующим образом: дети задают вопросы друг другу в парах по каждому абзацу правила, ещё практикую такой приём, когда вопросы учащиеся задают учителю.
Комментарий учителя: такие формы работы активизируют познавательную активность, внимание, способствуют развитию такого важного умения, как вести диалог, позволяют детям в игровой форме развивать свою устную научную речь.
Приложение 2 (“Смарт”, для работы с интерактивной доской)
В статье использованы материалы: О.Е.Жиренко, “Учим русский с увлечением”, Москва,.2009