Мультимедийный урок по окружающему миру для 4-го класса "Мы и наше здоровье"

Разделы: Начальная школа


Методическая информация

Тип урока: обобщающий

Цели урока:

  • ообщить знания учащихся о здоровом организме человека;
  • воспитывать человека, который умеет заботиться о своем здоровье.

Задачи урока:

  • повторить и систематизировать знания учащихся по теме "Мы и наше здоровье"; раскрыть важность изучаемой темы;
  • развивать понимание необходимости полученных знаний; формировать эстетически культурную личность;
  • развивать творческие способности учащихся; создать атмосферу комфортности, ситуацию успеха.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, обобщат ученики в ходе урока: знание организма человека, его здоровье и образе жизни

Необходимое оборудование и материалы: мультимедийный проектор, интерактивная доска, раздаточный материал "Журнал здоровья", презентация.

Мотивация учащихся:

1. Деятельный подход : вместе с детьми мы обобщаем полученные знания.

2. Развитие социально-трудовых компетенций

3. Создание мотивации основанной на личном восприятии

Ход и содержание урока

Презентация.

I. Орг. момент.

Отгадайте загадки:

По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)

II. Сообщение темы и целей урока.

- Вспомните поговорку, в которой есть эти слова.

- Верно. Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья. Почему так говорят? - Итак, сегодня на уроке мы вспомним всё, что изучали о нашем организме и поговорим о том, как сохранить здоровье и что такое здоровый образ жизни.

- Тема нашего урока: "Мы и наше здоровье".

III. Работа по теме.

- Внимание на экран. Ой, кто это?

(Я посланец неизвестной вам планеты. У нас эпидемия. Мы все болеем разными болезнями и не знаем, что нам делать. Помогите!)

- Ребята, поможем?

- Скажите, о каком человеке можно сказать, что он ведёт здоровый образ жизни?

- Если знаешь все правила сохранения и укрепления здоровья, то будешь ли здоров?

- Важно не только знать, но и выполнять эти правила постоянно.

- Уже в древности люди знали правила здорового образа жизни.

- Первое правило - соблюдай чистоту. Что оно означает?

- Второе правило - правильно питайся.

- Какое питание можно считать здоровым? Давайте поиграем.

- Третье правило - сочетай труд и отдых. Что оно означает?

- Четвертое правило - больше двигайся!

- Почему малоподвижный образ жизни вредит здоровью?

Работа с текстом "Секрет долголетия".

(Из беседы с известным ученым-медиком академиком Г.Н.Сперанским.)

Часто меня спрашивают: вот вы прожили долгую жизнь и ни разу серьезно не болели. В чем заключается ваш секрет? И я отвечаю на это: есть у меня "тайное оружие", и оружие это - физическое воспитание. Спорт вошел в мою жизнь достаточно рано. Мне нравилось кататься на коньках. Лишнего времени не имел, так что иной раз выходил на лед ночью и катался в одиночестве. А лыжи! Вообще я считаю их идеальным видом спорта. Лыжня, вьющаяся между елями, - это дорога здоровья. Я занимался фактически всеми видами спорта. Например, ездой на велосипеде... Сегодня мне 95 лет, и у меня достаточно сил, чтобы работать без оглядки на себя, с полной отдачей. Кто-нибудь, видимо скажет: это исключительная работоспособность. Нет, не исключительная. Каждый человек обязан бороться за долголетие, обязан думать о том, чтобы в преклонном возрасте сохранить бодрость, хорошее настроение, спортивную форму.

Если кто-то из вас еще не дружит со спортом, измените скорее свою позицию: начинайте заниматься спортом уже сегодня, не откладывайте даже на понедельник! Помните только об одном: любая система тренировок заключается в постепенном увеличении нагрузок, поэтому осторожно повышайте нагрузки и не спешите переходить к более сложным физическим упражнениям.

- О каком секрете сохранения работоспособности рассказывает академик Г.Н. Сперанский?

- Какими правилами тренировки пользовался ученый?

- Пятое правило - не заводи вредных привычек!

- О чем говорит пятое правило?

- А какие вредные привычки вы знаете?

Рассказ учителя о вредных привычках.

Пришел ученик из школы, раскидал по всей комнате свои вещи. На столе у него беспорядок. Родители расстроены: у нашего сына плохая привычка - не кладет вещи на место, все разбрасывает, не аккуратен.

Привык ученик постоянно палец во рту держать или грызть карандаш. Опять же плохо: с грязью можно и микробов в рот занести.

Но есть привычки, которые мало назвать - плохими, к ним больше подходит другое название - опасные, вредные. Курение очень вредно для здоровья. Табак поражает сердце, мозг, легкие, почки и другие органы человека. Но особенно вреден для растущего организма, который слабеет и плохо развивается.

А вот другая очень опасная привычка. Ты, наверное, знаешь, как страдают взрослые от всякого вина, водки и вообще от алкогольных напитков. Для детей это яд втройне. Известны случаи, когда дети умирали от алкоголя или тяжело заболевали.

Есть еще очень опасная привычка - токсикомания. Это трудное слово можно перевести как "тяга к яду". Люди, понюхавшие ядовитую жидкость, впадают в состояние, похожее на опьянение. При этом нередко наступает отравление со смертельным исходом.

Нельзя не сказать и о страшной болезни нашего века - наркомании. Она развивается от употребления дурманящих, ядовитых веществ - наркотиков. Отведав папирос с наркотиками или специальных таблеток, слабые или излишне любопытные люди, как правило, вскоре переходят к введению вредных веществ с помощью уколов. Случается, что человек становится стойким наркоманом после двух-трех инъекций. Наркоманы разрушают свое здоровье. Находясь в состоянии наркотического дурмана, они нередко наносят себе страшные ранения, кончают самоубийством или совершают преступления.

Вот почему... Совет, просьба, приказ - никогда, ни при каких обстоятельствах не пробуй никаких наркотических веществ!

Физ.минутка.

Одолела нас дремота,
Шевельнутся неохота.
Ну-ка, делайте со мною
Упражнение такое:
Вверх, вниз, потянись,
Окончательно проснись.
Все ребята дружно встали
И на месте зашагали.
На носочках потянулись.
Как пружинки мы присели,
А потом тихонько сели.

Беседа.

- Отчего же мы иногда болеем?

- Какой человек чаще болеет?

- Что такое иммунитет? (Невосприимчивость организма к болезни).

- Какие болезни вы уже знаете?

Работа по учебнику.

- Какие болезни называются инфекционными?

- Как передаются возбудители гриппа, ангины?

- Как уберечься от этих болезней?

- Как проникают в организм возбудители кишечных заболеваний?

- Как уберечься от кишечных заболеваний?

- Почему нельзя ходит в школу, в гости, если болезнь инфекционная?

- Для чего люди делают прививки? (Чтобы у организма выработалась невосприимчивость к болезни - иммунитет).

IV. Итог урока.

1) Каким правилам нужно следовать, чтобы реже болеть?

  • вести здоровый образ жизни;
  • делать зарядку и дружить со спортом;
  • одеваться по погоде;
  • закаливаться;
  • соблюдать режим дня;
  • не заводить вредных привычек и т.д.

2) Итоговый тест (в "Журнале здоровья").

Тест: "Здоровый образ жизни"

1. Как называется особая чувствительность к некоторым веществам?

а) инфекция

б) эпидемия

в) аллергия

2. Как не передаются кишечных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с грязными руками

3. Что вредит здоровью?

а) игры на свежем воздухе

б) малоподвижный образ жизни

в) плавание, катание на лыжах

4.Что не вредит здоровью?

а) курение

б) закаливание

в) спиртное

5. Как передаются возбудители инфекционных заболеваний?

а) по воздуху

б) с пищей

в) с водой

6. Какое заболевание не относится к инфекционным?

а) грипп

б) дизентерия

в) ветрянка

7. Какое вещество разрушает организм и, в конце концов, убивает человека?

а) никотин

б) алкоголь

в) наркотики

8. Какое заболевание не относится к желудочно-кишечным?

а) ангина

б) сальмонеллез

в) гепатит

9. Что не поможет организму стать сильнее?

а) занятие спортом

б) закаливание

в) вкусная пища

10. Какое питание нельзя назвать здоровым?

а) регулярное

б) без спешки

в) однообразное

V. Рефлексия.

- Ребята, наш пришелец с другой планеты очень внимательно нас слушал и просит вас дать советы жителям планеты, как им жить дальше, чтобы не болеть. Ребята, нарисуйте советы на листиках в ваших журналах здоровья.

VI. Домашнее задание. Создание и конкурс газет о здоровом образе жизни.