Создание условий для внеурочной деятельности обучающихся и организации дополнительного образования

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа


Содержание воспитательной работы охватывает проблемы патриотического, гражданского и нравственного воспитания, формирование культуры поведения, навыков экологической деятельности, самообслуживания, творчества и т. д. По мере перехода учащихся из класса в класс содержание воспитательной работы все более углубляется и расширяется. Для решения этих проблем используются разнообразные формы и методы воспитательной работы: классные часы, практические занятия, деловые и ролевые игры, практикумы, эстетические беседы, диспуты и дискуссии, встречи с интересными людьми, акции, аукционы, творческие мастерские, экскурсии, походы, КТД и т. д.

К настоящему времени в школе создана целостная воспитательная система, целью которой является создание условий для воспитания нравственной личности, духовно богатой, внутренне свободной, способной строить жизнь, достойную Человека. Данную цель школа реализует через ряд задач: формирование ценностно-ориентированной личности, формирование представления о важности и необходимости соблюдения в мире людей общечеловеческих, гуманных, нравственных, справедливых законов и норм; формирование устойчивого интереса к знаниям, способности к самообразованию; оказание помощи ученикам в открытии для себя большого многогранного и неоднозначного мира, окружающего их, научение их в этом мире быть счастливыми.

Для решения данных задач разработаны воспитательные программы: "Созвездие 21 века" (одаренные дети), "Патриот", "Я гражданин России", "Эрудит", "Здоровье" (воспитание здорового образа жизни), "Экологическая грамотность", "Семья", "Профилактика правонарушений", "Труд", "Мы рады вам" (художественно-эстетическое воспитание), "Школьный музей", Детское объединение "Факел Надежды", программы ДОД (кружки, секции, студии, клубы).

В программах отражены основные идеи воспитания, представлены все стороны человеческой культуры, содержание программ соответствует интересам, потребностям, возможностям возрастного и индивидуального развития ребенка; их содержание ориентировано на региональные особенности и социальную обстановку.

В воспитательной работе школы учитываются естественные потребности человека: потребность в творческой деятельности, потребность быть здоровым, потребность в защищенности и безопасности, потребность в уважении, потребность в смысле жизни, потребность в самореализации, потребность в удовольствии, наслаждении.

Особое внимание уделяется развитию творческой деятельности учащихся, повышению их интеллектуального потенциала: на основе федеральной программы "Дети России" (подпрограмма "Одаренные дети"), в нашей школе действует комплексная образовательная программа по работе с одаренными детьми - "Созвездие 21 века".

Целью, которой является: выявление, развитие и социальная поддержка одаренных детей. Достижение цели возможно через решение следующих задач: создание условий для самореализации через развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка; целостное развитие восприятия, памяти, внимания, воображения учащихся и мотивация к самосовершенствованию в образовании; повышение социального статуса знаний и присвоение ценности науки как части культуры человечества; подготовка к творческому труду в различных сферах науки через обучение самостоятельному мышлению, навыкам и умениям поисково-исследовательской деятельности, научным методам; раскрытие творческих способностей учащихся путем освоения различных видов творческой деятельности; развитие личности преподавателя, способного эффективно использовать вверенные ему человеческие ресурсы; использование передовых педагогических технологий для развития различных методик, способствующих развитию творческой одаренности учащихся.

Реализация данной программы осуществляется через урочную и внеурочную деятельность.

Освоение различных видов деятельности во внеучебное время осуществляется через:

  • создание системы факультативных занятий и занятий по выбору учащихся для углубления знаний по отдельным предметам. В школе работает 17 факультативов, которые посещают 337 учащихся;
  • пропедевтические курсы в 5-6 классах по физике и химии(3часа - 42 учащихся);

Школа является экспериментальной площадкой по курсу: "История Донского края" в 7 классе, "Правоведение" в 9 классе, "Мозаика культур" в 10 классе - данные курсы посещает 87 учащихся;

  • курсы по выбору учащихся в рамках предпрофильной подготовки - 13 видов в 8-9 классах, посещают их 67 учащихся;
  • работа по индивидуальным планам, групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;
  • психологическую службу: "Психологический тренинг социальных навыков подростка" - 6 классы, "Как подружиться со школой"- 5 классы, "Самосовершенствование личности" - 10 классы;
  • обучение в очно-заочных школах при вузах: Игнатенко Иван(9 класс) обучался во Всероссийской школе математики и физики "Авангард" (заочный), Орехова Юлия(11класс) - Открытый лицей Всероссийская заочная многопредметная школа при МГУ им.Ломоносова, в этом учебном году-8 учащихся занимаются в очно-заочной школе одаренных детей в г.Ростове.
  • клубы: "Патриот" (призовые места в военно-спортивной игре "Зарница" и "Орленок", "Подросток", "Музей и я"(призовые места в конкурсе "Юный экскурсовод Дона");
  • кружки по интересам, спортивные секции.

Но особое место в достижении общей цели отводится организации научно-исследовательской работы. Для этого в нашей школе работает научное общество учащихся (НОУ). Главная задача нашего общества - дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников - никакого принуждения и давления на личность ребенка. Личный интерес, личная увлеченность, стремление к самообразованию, саморазвитию и самосовершенствованию - вот пропуск в НОУ.

НОУ дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомя с методами научной и творческой работы, развивая познавательный интерес, любознательность, обучая правилам публичного выступления, общению со сверстниками и единомышленниками, давая возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.

НОУ - это добровольное творческое объединение учителей и учеников, которое использует разные формы сотрудничества педагогов и учащихся для развития интеллектуальных и творческих способностей школьников: факультативы, курсы по выбору учащихся, экспериментальные курсы: круглогодичная работа клубов по интересам, кружков, секций; индивидуальная и групповая работа учащихся под руководством учителей и специалистов; творческие коллоквиумы и семинары; научно-практическая конференция, конкурсы с выставками творческих работ учащихся; олимпиады и интеллектуальные марафоны по различным областям знаний; исследовательские практикумы и краеведческая работа; работа школьного музея.

Одной из наиболее массовых и популярных сегодня форм работы с учащимися является привлечение их к учебно-исследовательской, научно-исследовательской деятельности.

Формы работы научного общества разнообразны (творческие мастерские, интеллектуальный марафон, участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах), что позволяет каждому одаренному ребенку реализовать себя и вовлечь в деятельность большее количество учащихся: Романченко Евгения - призер третьего (регионального) очного этапа Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку(3 место), Афанасьев Константин - участник третьего (регионального) этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии(5 место).

Особо хочется отметить научно- исследовательскую работу по истории и краеведению: Всероссийская олимпиада по краеведению (очная)-1место, Всероссийский конкурс "Отечество"-1место, Международный конкурс "Большая восьмерка"-в 15 лучших - Романченко Евгения), Всероссийский открытый конкурс творческих работ "Моя классная - самая классная"-Картамышева Ирина, IX Международный фестиваль "Детство без границ"-15участников, XII Международный конкурс детских рисунков "Вперед, Россия"- Юдин Максим, Юрпольская Маша, Черсунова Марина и Оксана; Всероссийская операция "Внимание, дети!" на территории Ростовской области - Бартова

Александра, Данцева Валерия, Всероссийская олимпиада по избирательному праву - Кузьминова Екатерина; Тутова Ксенья(6класс)- диплом 2 степени областного конкурса сочинений на тему "Если бы депутатом выбрали меня", Тутова Кристина(8класс) и Петров Владимир(6класс)- 2место в областном конкурсе сочинений на тему "Мой папа-милиционер".

Наш клуб "Поиск" имеет призовые места во Всероссийском конкурсе исследовательских работ туристско-краеведческого движения "Отечество", проводится огромная методически грамотно построенная научно-исследовательская работа, которая несет огромный воспитательный потенциал. Так, например, работы: "Забытые памятники России" - о разрушенных церквях нашего села, "Женщина-легенда" - о землячке, легендарной звеньевой хлебоуборочного звена Переверзевой Н.В.- воспитывают и чувство ответственности перед прошлым и настоящим, и патриотизм, и преданность своей стране и своей земле. Но главной своей работой мы все-таки считаем исследование жизни и деятельности человека, чьим именем названа школа. Г.В.Алисов - фронтовик, учитель математики, лучший директор школы и великий человек, который оставил свой след в душе каждого своего ученика, в истории своего села и в памяти односельчан. И мы гордимся тем, что учимся и работаем в его любимой, Первой школе. И такие работы способны вдохновлять на глубокие и общественно-важные исследования, они развивают способности с одной стороны и духовность с другой. Руководитель краеведческого клуба "Поиск" Картамышева А.В.

Другим направлением деятельности является экскурсионная работа. На базе нашего музея в течение восьми лет работает "Школа юного экскурсовода", ученики школы - лидеры районного конкурса "Юный экскурсовод Дона". Организуются обзорные и тематические экскурсии, действует лекторская группа. Это позволяет ученикам осваивать ораторское искусство, приобщаться к миру "музейной истории". Руководит музеем учитель истории высшей категории Лосевский А.М.

Школьный музей сегодня можно отнести к одному из замечательных феноменов отечественной культуры и образования. Главная особенность образовательно-воспитательного эффекта в деятельности школьного музея заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель. Школьный музей обладает практически неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков.

Среди всего разнообразия форм и методов работы с одаренными детьми очень важно для каждого ребенка увидеть результаты своего труда и не менее важно для самореализации и самоутверждения, для социальной адаптации, чтобы этот результат оценивали другие люди: сверстники, родители, педагоги. Поэтому создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы школы.

Потребность в выявлении и развитии "собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов" существует и должна существовать в любом обществе. Это необходимо делать потому, что поиск, формирование и раскрытие юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства и развить духовный потенциал нации. И в этом миссия школы.

Необходимым направлением воспитательной деятельности является Детская организация "Факел Надежды" - общественное формирование, где вместе с взрослыми добровольно объединяются учащиеся школы для совместной деятельности, удовлетворяющей их социальные потребности и интересы. Организация создана и действует в соответствии с Конституцией РФ, Конвенцией о правах ребенка, законом "Об образовании", "Об общественных организациях в рамках ВФП ДО", Уставом ВФП ДО, Уставом школы, Песчанокопской районной детской организации "Солнечный круг".

Задачи организации: привлечение детей к активной социально-значимой деятельности; создание гибкой системы взаимодействия; актуализация у детей потребности самовыражения, саморазвития, самосовершенствование, через личностный рост членов детского объединения; развитие индивидуальных способностей членов объединения; разработка и реализация новых направлений деятельности с учетом интересов, запросов и возрастными особенностями членов детской организации.

Детская организация представляет собой самодеятельное, самоуправляемое детское общественное объединение, имеющее регулирующие его деятельность нормы и правила, предусмотренные Уставом, выраженную структуру и фиксированное членство.

Органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников, деятельность которого направлена на оказание содействия педагогическому коллективу школы в реализации основных воспитательных задач, сплочение коллектива, координирование работы классных ученических коллективов.

Область полномочий Совета старшеклассников: обращение с предложениями и рекомендациями к Совету школы; принятие участия в работе Совета; организация и проведение ученических конференций; участие в разработке совместно с педагогическим коллективом внутришкольных законов, правил и требований; разработка, организация и проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий; участие в районных, окружных, городских мероприятиях(смотрах) по организации ученического самоуправления и т.д.

Формы, обеспечивающие доступность и открытость информации о работе Совета старшеклассников: информационный уголок " Факел Надежды", отчеты председателей отделов Совета старшеклассников на заседаниях Совета и итоговых конференциях, публикация статей учащихся в районных газетах, сайт-страница в Интернете.

Результаты деятельности Совета старшеклассников: разработаны и реализуются: "Закон школьной жизни", "Кодекс чести", Положение о дежурстве по школе и в классе, Модель выпускника, "Правила поведения учащихся"; "Требования к внешнему виду учащихся"; "Закон коллектива"; участие в конкурсах, фестивалях, проектах и т.д.

Таким образом, ученическое самоуправление - это режим протекания совместной и самостоятельной жизни, в которой ученик может определить свое место и реализовать свои способности и возможности, пройти все этапы социальной адаптации.

Кроме всего прочего школа активно диагностирует и качество морально-нравственного здоровья детей с целью выбора направлений работы, особенно с детьми склонными к асоциальным поступкам. Выявлены факторы попадания детей в "группу риска": дисгармоничная семья, соматические заболевания, неблагополучные ситуации в отношениях со сверстниками, нарушения в эмоциональной сфере (обидчивость, агрессивность, замкнутость, раздражительность и т.д.), средовая адаптация, просчеты школы в учебной деятельности. Для решения данных проблем в школе создана комплексная программа "Профилактика правонарушений", целью которой является создание доверительного психологического климата между педагогами, учениками и родителями; актуализация мотивационной сферы личности учеников; развитие у учителя гуманистических личностных установок; достижение сотрудничества между всеми участниками учебно-воспитательного процесса. Программу реализует социально-психолого-педагогическая служба школы, а также на базе школы постоянно действует Совет по профилактике правонарушений, плодотворно работает клуб "Подросток".

Основные направления работы, которых:

  • выявление интересов и потребностей учащихся, трудностей и проблем, отклонений в поведении, уровня социальной защищенности и адаптированности к социальной среде;
  • своевременное оказание социальной помощи и поддержки нуждающимся в них учащимся;
  • посредничество между личностью учащегося и учреждением, семьей, средой, специалистами социальных служб, ведомственными и административными органами;
  • принятие мер по социальной защите, помощи и поддержке обучающихся, реализации прав и свобод личности;
  • содействие созданию обстановки психологического комфорта и безопасности личности обучающихся в учреждении, в семье, в окружающей социальной среде;
  • профилактика асоциального поведения и правонарушений, охрана жизни и здоровья;
  • координация взаимодействия учителей, родителей (лиц, их заменяющих), специалистов социальных служб, представителей административных органов для оказания помощи учащимся.

Социально-психолого-педагогическая служба школы активно сотрудничает с КДН, ПДН, ГИБДД, ЦВР, ЦРБ, Центром занятости, Управлением социальной защиты, Центром реабилитационной работы, Управлением культуры, Советом школы.

Количество/год 2006-2007 2007-2008 2008-2009
Количество учащихся, состоящих на внутришкольном учете 22 / 3% 18 / 2% 12 / 1%
Количество учащихся, состоящих на учете в КДН 12 / 2% 9 / 1% 4 / 0,5%

Таким образом, скоординированная деятельность по профилактике правонарушений всех структурных подразделений школы и социума дает положительный результат.

Особое место в воспитательной системе школы занимает блок дополнительного образования. Основным принципом при формировании системы ДОД в нашей школе является инициатива, идущая снизу, от самих учащихся. Обеспечить самоопределение и самореализацию ребенка, оптимальное развитие его личности в соответствии со склонностями и способностями - центральная задача, над решением которой работает школьный педагогический коллектив. Для реализации данной задачи в школе создана широкая сеть кружков, секций, клубов:

2008-2009 учебный год.

Количество кружков

Виды кружков: спортивно-оздоровительные(3), патриотические(1), художественно-эстетические(3), вокальные(2), танцевальные(2), краеведческие(3), экологические(2), технические(2)

18 кружков
Количество учащихся, занимающихся в кружках на базе школы 211 учащихся / 30%
От ЦВР на базе школы работает: экологический, краеведческий, Изостудия 4 кружка-56ч./ 8%
Секции на базе школы: волейбол, баскетбол, футбол, легкая атлетика, ОФП 12 секций
Количество учащихся, занимающихся в секциях 207 учащихся / 29%
Клуб "Патриот"

Клуб "Подросток"

59 учащихся / 8%

57 учащихся / 8%

Всего учащихся, занимающихся в кружках, секциях, клубах на базе школы 570 учащихся / 80%

Охват учащихся ДО на базе школы

Количество/год 2006-2007 2007-2008 2008-2009
Количество кружков, секций, клубов 17 видов 27 видов 36 видов
Количество учащихся 270 человек / 38% 407 человек / 57% 651 человек / 80%
Количество учащихся "группы риска" 12 человек / 20% 20 человек / 36% 28 человека / 50%

Для организации ДОД в школе созданы все условия: и кадровые (высокий профессиональный

уровень преподавателей), и методические(разработаны и используются инновационные образовательные программы ДОД в соответствии с направлением работы и возрастными особенностями детей (18 адаптированных программ), и материально-технические( в наличие специально оборудованные помещения: 2 спортивных зала, 2мастерские, 2кабинета труда, читальный зал, 2 кабинета для клубной работы, компьютерные классы. Дополнительные образовательные услуги для семей учащихся финансируются из федерального бюджета.

Реализация инновационных проектов в сфере воспитания и ДОД:

Муниципальный уровень Экспериментальная площадка "Профилактика наркомании среди школьников" Проект "Мы - за здоровый образ жизни", "Подросток"
Региональный уровень Экспериментальная площадка "правоведение" Проект "Я - гражданин России"
Региональный уровень Экспериментальная площадка "Мозаика культур" Проект "Село-единство непохожих", "Зеленый дворик"

В микрорайоне школы так же есть различные организационные структуры для творческой самореализации личности ребенка: ЦВР - клубы (2), кружки(17), секции(10); ДЮСШ - спортивные секции(12); ДШИ- отделения: хореографическое, эстетическое, народное, музыкальное, художественное, вокальное, ДК "Юбилейный"- клуб "Шкет" и "АБВГДЕЙКА". Всего детей, получающих ДО вне школы- 692.

Таким образом, система работы ДОД школы и микрорайона позволяет вовлечь во внеурочную деятельность 85%учащихся, выполняя социально-образовательный заказ в полном объеме, развивая творческий потенциал школьников, широкая сеть спортивных секций позволяет реализовать программу "Здоровье", работать в режиме здоровьесберегающих технологий и развивать спортивные способности учащихся(5 лет подряд наша школа занимает первое место в районной спартакиаде среди общеобразовательных школ, в 2006 году в лично-командном первенстве Ростовской области по легкой атлетике(толкание ядра) заняли призовые места: Жемчужников Юрий(2место) и Лабынцев Евгений(3место), в 2007году призеры зональных соревнований по баскетболу среди девушек(3 место), по легкой атлетике "Шиповка юных"(1место). В этом учебном году Заикин Максим (8класс) продолжает свое обучение в училище Олимпийского резерва в г.Ростове. Выпускники нашей школы успешно выступают в составе сборных вузов: Бартова Александра - в сборной ЮФУ по баскетболу, Бартова Дарья - бронзовый призер ЮФУ по легкой атлетике, Буняев Максим - член студенческой сборной области по легкой атлетике, Харитонов Александр - член сборной Ростовской области по легкой атлетике); результативность презентации итогов кружковой работы высока, творческий подход педагогов к разработке программ позволяет расширить развивающие, образовательные, воспитательные возможности школы, целенаправленная работа педагогов способствует стабильному развитию школы.

Конечно же, в основу всех воспитательных программ были положены следующие педагогические принципы и подходы:

  • принцип природосообразности,
  • принцип Сотрудничества,
  • деятельностный подход,
  • личностно-ориентированный подход,
  • возрастной подход.

Работа по программам требует от всех участников воспитательного процесса творческого подхода, знания возрастных особенностей и психологии детей, владения различными методами педагогической диагностики, огромной эрудиции и культуры. Безусловно, воспитательная деятельность постоянно корректируется, дополняется, постоянно обновляется и обогащается материалами.